1. Название: “Попутный ветер своего Я”
2. Цели:
а) Создать условия для развития рефлексивной деятельности подростков.
б) Развитие самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения.
в) Содействие формированию чувства уверенности в себе.
3. Задачи:
а) Способствовать формированию нравственных чувств при самооценке своего поведения.
б) Стимулировать самопознание подростками своих положительных черт.
в) Способствовать формированию веры в возможность достижения поставленных задач.
4. Участники: подростки 15-17 лет
5. Время (частота и длительность каждого занятия): 1,5 часа
6. Программа тренинга (в виде таблицы):
№ занятия | Тема | Время (на занятие) | Задачи, решаемые на каждом занятии | Упражнения (психотехники и т.п.) |
1. | “Знакомство” | 1,5 часа | 1. Знакомство участников друг с другом. 2. Снятие психологического напряжения. |
1. “Снежный ком”1 2. “Атомы и молекулы” 1 3. “Измерим друг друга”1 4. “Орехи”1 5. “Уникальность каждого”1 6. “Скульптура недоверия – доверия”1 7. Подведение итогов 8. Ритуал прощания |
2. | “Я в группе” | 1,5 часа | 1. Анализ групповой динамики вместе с
группой. 2. Сплочение группы. |
1. “Встреча”1 2. “Кто самый чужой для меня?”2 3. “Степень включенности в группу”2 4. Энергизатор “Фруктовый салат”3 5. “Потерявшийся”2 6. “Групповой рисунок” 1 7. Подведение итогов 8. Ритуал прощания |
3. | “Я – это я, и это здорово!” | 1,5 часа | 1. Анализ образа собственного “Я”. 2. Развитие умения принимать себя, позитивного отношения к себе. |
1. “Футболка с надписью”1 2. “Бинго”1 3. “Двадцать Я”1 4. Энергизатор “Аллигаторы”3 5. “Звездные часы познания” 2 6. Круг – эмоциональное отреагирование всего проделанного на занятии каждым участником. 7. Подведение итогов 8. Ритуал прощания |
4. | “Попут-ный ветер своего Я” | 1,5 часа | 1. Содействие осознанию разных сторон
личности каждого участника. 2. Способствовать раскрытию сильных сторон. |
1. “Имена”1 2. “Ассоциация со встречей”3 3. Выполнение рисунков “Я такой, какой есть” и “Я такой, каким хочу быть”. 4. “Волшебная лавка”4 5. “Сигнал”3 6. “Гений и аутсайдер” 4 7. Подведение итогов 8. Ритуал прощания |
5. | “Мы вместе” | 1,5 часа | 1. Формировать навык взаимодействия в
команде. 2. Содействовать осознанию своей роли и вклада в командном взаимодействии. |
1. “Метафора”2 2. “Башни”5 3. Энергизатор “Помощь”3 4. “Связующая нить”6 5. Подведение итогов занятия: 6. Ритуал прощания |
6. | “Спокой-ная сила” | 1,5 часа | 1. Формирование навыка совладания с
негативными эмоциями. 2. Развитие умения эффективно взаимодействовать в напряженных ситуациях. |
1. “Цвет моего настроения”1 2. “Эмоции в моем теле”1 3. “Пессимист, оптимист, шут”7 4. “Три портрета”8 5. “Походка”8 6. Обиженный человек”9 7. “Копилка обид”9 8. “Место покоя”1 9. Подведение итогов 10. Ритуал прощания |
7. | “Я сильнее своего страха” | 1,5 часа | 1. Укрепление умения преодолевать свой
страх. 2. Проработка травматичных переживаний. |
1. “Антоним”9 2. “Беседа о страхах”1 3. “Рисунок страха”1 4. “Проблема как друг”1 5. “Внушение”1 6. “Шаги к успеху”1 7. Подведение итогов 8. Ритуал прощания |
8. | “Мои ресурсы” | 1,5 часа | 1. Формирование навыка использования
своих сильных сторон. 2. Укрепление уверенности в себе. |
1. “Перевоплощение”1 2. “Мои достижения”9 3. “Двадцать желаний”1 4. “Ресурсы”1 5. “Лицензия на приобретение знаний”2 6. “Комплимент”9 7. Подведение итогов 8. Ритуал прощания |
9. | “Я и окружаю-щий мир” | 1,5 часа | 1. Развитие коммуникативных навыков. 2. Развитие навыков социального взаимодействия. |
1. “Внутренний барометр”10 2. “Люди-двери”11 3. “Валентность”12 4. Энергизатор “Мяч по кругу”3 5. “Чему я научился?”2 6. Подведение итогов 7. Ритуал прощания |
10. | “Будь лучше, оставаясь собой” | 1,5 часа | 1. Повышение уровня принятия себя. 2. Активизация процесса самопознания. |
1. “Я и мой мир”1 2. “Роза и чертополох”9 3. “Незаконченные предложения”9 4. “Мой день 10 лет спустя”9 5. “Письмо себе в 20.. год”9 6. “Пожелание”1 7. Подведение итогов 8. Ритуал прощания |
1
Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам / Юлия Зарипова – М.: Чистые пруды, 20072
Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем. 5-е изд., стер. — М.: Генезис, 20043
Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы / авт.-сост. М.А. Павлова. – Изд. 3-е – Волгоград: Учитель4
Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика. 2-е изд. – М.: Генезис, 20155
http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-bashni/6
http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/45-trainings/18987
http://azps.ru/training/2/trn76.html8
http://azps.ru/training/2/trn76.html9
http://pandia.ru/text/79/245/19067.php10
http://azps.ru/training/communication/vnutrenniy_barometr.html11
http://azps.ru/training/communication/ludi_dveri.html12
http://azps.ru/training/communication/valentnost.html