Программа тренинга "Попутный ветер своего Я"

Разделы: Школьная психологическая служба


1. Название: “Попутный ветер своего Я”

2. Цели:

а) Создать условия для развития рефлексивной деятельности подростков.

б) Развитие самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения.

в) Содействие формированию чувства уверенности в себе.

3. Задачи:

а) Способствовать формированию нравственных чувств при самооценке своего поведения.

б) Стимулировать самопознание подростками своих положительных черт.

в) Способствовать формированию веры в возможность достижения поставленных задач.

4. Участники: подростки 15-17 лет

5. Время (частота и длительность каждого занятия): 1,5 часа

6. Программа тренинга (в виде таблицы):

№ занятия Тема Время (на занятие) Задачи, решаемые на каждом занятии Упражнения (психотехники и т.п.)
1. “Знакомство” 1,5 часа 1. Знакомство участников друг с другом.

2. Снятие психологического напряжения.

1. “Снежный ком”1

2. “Атомы и молекулы” 1

3. “Измерим друг друга”1

4. “Орехи”1

5. “Уникальность каждого”1

6. “Скульптура недоверия – доверия”1

7. Подведение итогов

8. Ритуал прощания

2. “Я в группе” 1,5 часа 1. Анализ групповой динамики вместе с группой.

2. Сплочение группы.

1. “Встреча”1

2. “Кто самый чужой для меня?”2

3. “Степень включенности в группу”2

4. Энергизатор “Фруктовый салат”3

5. “Потерявшийся”2

6. “Групповой рисунок” 1

7. Подведение итогов

8. Ритуал прощания

3. “Я – это я, и это здорово!” 1,5 часа 1. Анализ образа собственного “Я”.

2. Развитие умения принимать себя, позитивного отношения к себе.

1. “Футболка с надписью”1

2. “Бинго”1

3. “Двадцать Я”1

4. Энергизатор “Аллигаторы”3

5. “Звездные часы познания” 2

6. Круг – эмоциональное отреагирование всего проделанного на занятии каждым участником.

7. Подведение итогов

8. Ритуал прощания

4. “Попут-ный ветер своего Я” 1,5 часа 1. Содействие осознанию разных сторон личности каждого участника.

2. Способствовать раскрытию сильных сторон.

1. “Имена”1

2. “Ассоциация со встречей”3

3. Выполнение рисунков “Я такой, какой есть” и “Я такой, каким хочу быть”.

4. “Волшебная лавка”4

5. “Сигнал”3

6. “Гений и аутсайдер” 4

7. Подведение итогов

8. Ритуал прощания

5. “Мы вместе” 1,5 часа 1. Формировать навык взаимодействия в команде.

2. Содействовать осознанию своей роли и вклада в командном взаимодействии.

1. “Метафора”2

2. “Башни”5

3. Энергизатор “Помощь”3

4. “Связующая нить”6

5. Подведение итогов занятия:

6. Ритуал прощания

6. “Спокой-ная сила” 1,5 часа 1. Формирование навыка совладания с негативными эмоциями.

2. Развитие умения эффективно взаимодействовать в напряженных ситуациях.

1. “Цвет моего настроения”1

2. “Эмоции в моем теле”1

3. “Пессимист, оптимист, шут”7

4. “Три портрета”8

5. “Походка”8

6. Обиженный человек”9

7. “Копилка обид”9

8. “Место покоя”1

9. Подведение итогов

10. Ритуал прощания

7. “Я сильнее своего страха” 1,5 часа 1. Укрепление умения преодолевать свой страх.

2. Проработка травматичных переживаний.

1. “Антоним”9

2. “Беседа о страхах”1

3. “Рисунок страха”1

4. “Проблема как друг”1

5. “Внушение”1

6. “Шаги к успеху”1

7. Подведение итогов

8. Ритуал прощания

8. “Мои ресурсы” 1,5 часа 1. Формирование навыка использования своих сильных сторон.

2. Укрепление уверенности в себе.

1. “Перевоплощение”1

2. “Мои достижения”9

3. “Двадцать желаний”1

4. “Ресурсы”1

5. “Лицензия на приобретение знаний”2

6. “Комплимент”9

7. Подведение итогов

8. Ритуал прощания

9. “Я и окружаю-щий мир” 1,5 часа 1. Развитие коммуникативных навыков.

2. Развитие навыков социального взаимодействия.

1. “Внутренний барометр”10

2. “Люди-двери”11

3. “Валентность”12

4. Энергизатор “Мяч по кругу”3

5. “Чему я научился?”2

6. Подведение итогов

7. Ритуал прощания

10. “Будь лучше, оставаясь собой” 1,5 часа 1. Повышение уровня принятия себя.

2. Активизация процесса самопознания.

1. “Я и мой мир”1

2. “Роза и чертополох”9

3. “Незаконченные предложения”9

4. “Мой день 10 лет спустя”9

5. “Письмо себе в 20.. год”9

6. “Пожелание”1

7. Подведение итогов

8. Ритуал прощания

1 Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам / Юлия Зарипова – М.: Чистые пруды, 2007

2 Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем. 5-е изд., стер. — М.: Генезис, 2004

3 Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы / авт.-сост. М.А. Павлова. – Изд. 3-е – Волгоград: Учитель

4 Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика. 2-е изд. – М.: Генезис, 2015

5 http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-bashni/

6 http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/45-trainings/1898

7 http://azps.ru/training/2/trn76.html

8 http://azps.ru/training/2/trn76.html

9 http://pandia.ru/text/79/245/19067.php

10 http://azps.ru/training/communication/vnutrenniy_barometr.html

11 http://azps.ru/training/communication/ludi_dveri.html

12 http://azps.ru/training/communication/valentnost.html