Занятие № 1
Тема: “Знакомство и первичная диагностика”.
Цель: формирование положительной мотивации, развитие эмпатии, коммуникативных навыков; исследование психоэмоционального состояния; выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей.
Время: 30 - 40 минут.
Материал и оборудование: бумага формата А4, стрелочки, ватман, белый картон, цветные карандаши, карточки (по Люшеру), ручки, бланки к тестовым заданиям, упражнениям.
1. Упражнение “Знакомство”.
Цель: установление контакта, создание положительного настроя на дальнейшую работу.
Техника проведения: ребенок представляется по имени и рассказывает немного о себе.
Инструкция: здравствуй, для начала давай познакомимся. Назови, пожалуйста, свое имя и расскажи немного о себе, есть ли у тебя братья/сестры, много ли друзей, чем ты любишь заниматься и т.д.
2. Упражнение “ Парусник настроения”.
Цель: развитие абстрактного мышления.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку лист бумаги формата А4 с заготовкой парусника. Задача обучающегося, окрасить один из парусов в цвет своего настроения, присущее на данный момент.
Инструкция: посмотри, перед тобой лист бумаги с изображением парусника, на котором мы отправимся в свое маленькое путешествие. Но прежде чем мы это сделаем, ты парус слева раскрасишь в цвет твоего настроения, самочувствия. Возьми цветной карандаш того цвета, какое у тебя сейчас настроение. Какое у тебя настроение?
3. Упражнение “Имя - вензель”.
Цель: снятие нервно-психического напряжения, развитие творчества.
Техника проведения: ребенку предлагается написать свое имя на листе бумаги.
Инструкция: сейчас у нас будет творческое задание. Тебе нужно написать с помощью цветных карандашей на листе бумаги, свое имя, но не просто, а украсить его каким-то необычным образом (вензелями, рисунками и т.п.).
4. Первичная диагностика.
4.1. Методика “Волшебная страна чувств” (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.).
Цель: исследование психоэмоционального состояния.
Техника проведения: перед участником тренинга ведущий раскладывает восемь карандашей, красок или мелков (По Люшеру: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики “Волшебная страна чувств”. Ребенок должен раскрасить силуэт человека и домики чувств. Работа происходит под медленную музыку.
4.2. Цветовой тест Люшера.
Цель: диагностика нервно-психического состояния и выявление внутриличностных конфликтов.
Инструкция: посмотри внимательно на эти 8 карточек. Выбери, какой цвет является самым приятным для тебя в данный момент. Постарайся не связывать этот цвет с какими-либо вещами – одеждой, машиной и т.д. Выбирай цвет, наиболее приятный сам по себе. Хорошо, а теперь выбери самый приятный цвет из тех, что остались. Выбери наиболее приятный цвет из оставшихся - и так, пока не переберешь все 8 цветов в порядке убывания предпочтения. В конце должен остаться самый неприятный для тебя цвет.
4.3. Методика “Страхи в домиках” (А.И. Захаров, М.А. Панфилова).
Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей.
Материал: изображение черного и красного домов, цветные карандаши.
Инструкция: в черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам.
5. Упражнение “Парусник настроения”.
Цель: развитие абстрактного мышления.
Материал: лист бумаги формата А4 с заготовкой парусника, цветные карандаши.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку лист бумаги формата А4 с заготовкой парусника. Задача обучающегося, окрасить один из парусов в цвет своего настроения, присущее на данный момент.
Инструкция: посмотри, вначале занятия ты раскрасил один из парусников, теперь раскрась другой парусник тем цветом, какое у тебя настроение. Возьми цветной карандаш того цвета, какое у тебя сейчас настроение. Какое у тебя настроение?
6. Обратная связь.
Цель: узнать мнение ребенка о занятии.
- Что понравилось на сегодняшнем занятии?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Какие задания выполнил без затруднений?
7. Упражнение “Аплодисменты”.
Цель: снятие напряжения, позитивное эмоциональное закрепление новой конструктивной информации.
Техника проведения: ребенок встает вместе с педагогом-психологом. Они хлопают в ладоши.
Инструкция: наше занятие подошло к завершению, и настала пора прощаться. Давай встанем, улыбнемся и похлопаем в ладоши.
Занятие №2
Тема: “Кто я? Какой я?”
Цель: создание доверительной обстановки, установление контакта, формирование положительной мотивации , развитие эмпатии, коммуникативных навыков.
Время: 30-40 минут.
Материал: бумага формата А4, цветные карандаши, фломастеры, ручки, бланки к тестовым заданиям.
1. Упражнение “Назови свое имя”.
Цель: установление доверительных отношений; настрой на совместную деятельность, общение.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает поприветствовать друг друга, используя мяч.
Инструкция: мы будем бросать друг другу мяч, называя свое имя и приветствуя друг друга.
2. Упражнение “Парусник настроения” (См. упражнение 1).
3. Упражнение “Раскрась имя”.
Цель: расширение представлений обучающегося о себе, развитие доверительных отношений.
Техника проведения: обучающемуся предлагается раскрасить свое имя цветными карандашами.
Инструкция: на листочке написано твое имя. Раскрась все буковки цветными карандашами.
4. Тест “Сказка” (автор Луиза Дюсс).
Цель: выяснить, не возникнут ли спонтанно эмоциональные явления, которые обычно не проявляются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.
Техника проведения: ребенку рассказывают сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку.
5. Сеанс в сенсорной комнате (Пальчиковая гимнастика. Тактильные коврики).
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.
Упражнение “Флажок” (“Лодка”, “Скворечник”, “Шел Саша по шоссе”).
6. Упражнение “Поймай кошку”
Педагог касается мягкой игрушкой (кошка) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
7. Упражнение “Парусник настроения” (См. упражнение 1).
8. Обратная связь.
- Чем мы сегодня занимались?
- Какое у тебя настроение?
- Что было интересного?
9. Упражнение “Прощание улыбкой”.
Цель: завершение занятия.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает на прощание улыбнуться друг другу.
Инструкция: наше занятие подошло к концу, давай прощаться. А попрощаемся мы сегодня с тобой улыбкой (широкой, доброй, озорной), без слов.
Занятие №3
Тема: “Страшилки”.
Цель: устранение, либо частичное обесценивание страха животных, снижение психоэмоционального напряжения, повышение самооценки ребенка, развитие мышления, воображения, концентрации.
Время: 30 - 40 минут.
Материал и оборудование: бумага А4, заготовка парусника, цветные карандаши, пластилин.
1. Упражнение “Здороваются пальчики”.
Цель: развитие внимательного отношения, эмоциональности.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку поздороваться друг с другом каждым пальчиком правой руки.
Инструкция: сегодня у нас будет необычное приветствие. Мы будем здороваться с тобой каждым пальчиком правой руки и произносить слова “Добрый день”.
2. Упражнение “Парусник настроения” (См. упражнение 1).
3. Сказка “Страшилки, или Кто кого боится?”.
Цель: коррекция страха.
Техника проведения: педагог-психолог зачитывает ребенку сказку, и после этого идет ее обсуждение.
Инструкция: сейчас я прочитаю тебе прекрасную сказку.
Страшилки, или кто кого боится? (Сказка-парадокс).
В одном большом доме жили маленькие страшилки. Они были такие трусливые, что никогда не гуляли по дому днем. Страшилки тряслись от ужаса при одной только мысли встретить кого-нибудь из обитателей дома. Только с наступлением ночи, когда все жители ложились спать, страшилки осторожно выбирались из своего убежища и пробирались в комнаты мальчиков и девочек, чтобы поиграть их игрушками. Они старались быть тихими- тихими и все время прислушивались к звукам. Если в комнате раздавался чуть слышный шорох, страшилки сразу же кидали игрушки на пол и вскакивали на свои маленькие ножки, готовые убежать в любую секунду. Их волосы от страха поднимались дыбом, а глаза становились огромными и круглыми. Можно себе представить, что было с детьми, которые просыпались от звука упавшей игрушки и видели перед собой такое взъерошенное “чудовище”. Любой нормальный ребенок начинал кричать и звать на помощь родителей. От крика детей страшилкам становилось еще хуже. Они забывали, где в комнате дверь, начинали прыгать из угла в угол, иногда даже запрыгивали на кровать к ребенку, но все же успевали убежать и спрятаться до прихода родителей. Родители заходили в комнату, включали свет, успокаивали и усыпляли детей и уходили в свою спальню. И весь дом снова погружался в сон. Только маленькие страшилки не спали до утра. Они горько плакали в своем укрытии, потому что опять не смогли поиграть игрушками. Дорогие дети, не пугайте страшилок по ночам своими криками, дайте им спокойно поиграть вашими игрушками.
Беседа по сказке.
4. Упражнение “Давай вместе бояться!”.
Цель: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка.
Техника проведения: педагог-психолог зачитывает, а ребенок выполняет определенные действия.
Инструкция: сейчас я зачитаю, а ты выполнишь следующие действия. А теперь давай позволим себе побояться всласть! Пусть наши зубы стучат как барабанные палочки, а по спине бегут 40000 мурашек! У страха глаза велики, а наши глаза пусть станут еще больше, кричи от страха громко “Ма-а-ма-а”. Думаю, что раньше ты так не умел бояться. Страх был вовсе не страх, а так – легкое беспокойство.
5. Упражнение “Мой талисман-помощник”.
Цель: снижение психоэмоционального напряжения, развитие воображение.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку слепить из пластилина талисман. В завершении занятия он с помощью заклинания превращает талисман в волшебный.
Инструкция: ты знаешь, что издревле у людей были талисманы, которые защищали их от страхов. Сегодня я предлагаю сделать свой собственный волшебный талисман, который поможет тебе справиться с любой ситуацией, защитить от любых неприятностей. Для этого понадобится все твое воображение и умелые руки.
Как хорошо у тебя получилось! А чтобы твой талисман стал волшебным, положи его перед собой, поднеси к нему ладони, опусти голову и шепотом повторяй за мной заклинание:
Ты теперь мой талисман!
Ты помогаешь мне бороться с любыми страхами.
Раз, два, три, четыре,
Не один я в этом мире,
Я со страхом поборюсь,
Ничего я не боюсь!
Давай вместе произнесем: “Я смелый!”.
6. Упражнение “Шалтай - Болтай”.
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
Техника проведения: педагог-психолог читает стихотворение, а обучающийся слушает и выполняет.
Инструкция: Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С.Маршак)
7. Упражнение “Парусник настроения” (См. упражнение 1).
Цель: определение настроения в конце занятия.
8. Обратная связь.
Цель: узнать мнение ребенка о занятии.
- Что понравилось на сегодняшнем занятии?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Какие задания выполнил без затруднений?
9. Упражнение “Прощаются пальчики”.
Цель: развитие эмоционального фона, внимательного отношения.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку попрощаться каждым пальчиком левой руки.
Инструкция: занятие подошло к концу, и прощание будет таким же необычным, как и приветствие. Мы будем прощаться пальчиками левой руки и произносить слова “До новой встречи”.
Занятие №4
Тема: “Отказ от еды”.
Цель: устранение, либо частичное обесценивание страха еды, повышение самооценки, развитие творческого мышления, воображения, способности концентрироваться.
Время: 30 - 40 минут.
Материал и оборудование: лист бумаги А4, цветные карандаши, пластилин, музыкальный центр.
1. Приветствие “Салют”.
Цель: установление контакта и создание положительного настроя на дальнейшую работу.
Техника проведения: ребенку предлагается руками изобразить красочный салют.
Инструкция: мы начинаем наше занятие. А для того, чтобы мы смогли справиться со всеми заданиями, давай с тобой запустим праздничный салют. Кладем ладони на стол, по команде “Залп!” хлопаем в ладоши, по команде “Салют!” поднимаем и машем руками, перебираем пальцами (рука в щепотке), изображая треск искрящихся огней.
2. Упражнение “ Парусник настроения” (См. упражнение 1).
3. Упражнение “Брось имя”.
Цель: расширение представлений обучающегося о себе, развитие эмпатии, доверительных отношений.
Техника проведения: обучающемуся предлагается раскрасить свое имя цветными карандашами.
Инструкция: давай, покидаем мячик. Бросать его будем не просто так. Для начала посчитаем, сколько букв в твоем имени. Теперь бери мяч и бросай его мне, называя первую букву своего имени. Я в свою очередь обратно брошу мяч тебе и назову вторую букву твоего имени и т.д., пока не назовем все буквы твоего имени.
Анализ: Понравилось ли упражнение?
4. Сказка “Новые приключения Кота в сапогах”.
Цель: коррекция страха еды.
Техника проведения: педагог-психолог зачитывает ребенку сказку, и после этого идет ее обсуждение.
Инструкция: сейчас я прочитаю тебе прекрасную сказку. Понравилась ли тебе сказка?
Жил на свете Кот в сапогах, котятам-внучатам рассказывал, как победил людоеда ужасного и королевство спас. Спокойно жил: много спал, много гулял. По деревьям, правда, уже не лазил, силенок поубавилось, здоровье подводить стало. Да и аппетит пропал, съест, бывало, кусочек хлеба, запьет водичкой - вот и вся Кота еда. Долго уже жил, старенький стал, так бы и дожил свой век, если б однажды не нависла над королевством новая беда. Внук того самого Людоеда, которого когда-то Кот победил, решил за деда своего отомстить и Кота нашего наказать. Заявил на все королевство, что, мол, растерзаю Кота ненавистного, на куски порву да в море куски те выброшу. Не на шутку наш Кот испугался, да что делать? Принял вызов Людоеда. Осталось только силенок прибавить да здоровье по править. Решил Кот собрать котят-внучат и расспросить молодежь, откуда силы набраться. Молодежь-то сейчас умная, все знает. Говорит старший внучок: “Слышал я, что сила в молочных продуктах, схожу к молочнику, попрошу молока, сметаны, сыра и творожка свежего”, - и побежал к молочнику. Потом другой внучок в разговор вступил: “Видел я, как охранники королевские булочки и пирожки ели и нахваливали. Говорили, что сила в булочках спрятана богатырская”. Сказал и помчался к пекарю. Третий внучок тоже быстро сообразил, куда идти: “Пойду к фермеру, попрошу фруктов и овощей. В умных книжках читал - сила в витаминах”. Наконец, четвертый котенок, самый маленький, осторожно предложил: “А я мясо люблю. Как съем кусочек колбаски или сосиску, так чувствую, силы прибавилось. Сила в мясных продуктах. Схожу к мяснику, принесу колбаски и мяса”. Разбежались котята-внучата за продуктами. Остался Кот один, сидит на лавочке, слова внучат вспоминает: “Сила в молочных продуктах... сила в булочках... сила в витаминах... сила в мясных продуктах...” Пока думал, котята вернулись. Выложили все продукты на стол. Ешь - не хочу. Чего только не принесли: молоко, сметану, сыр, творожок, булочки, пирожки, пончики, яблоки, груши, огурцы, помидоры, колбаски, сосиски, ветчину и еще много разных продуктов. Сел Кот за стол, начал пищу пробовать. Давно он, кроме хлеба и воды, ничего в рот не брал. Сначала ему ничего не нравилось, есть не хотел. Но знал Кот: силы нужны, чтобы Людоеда победить. Вот и ел, хоть и не хотел. Не хотел, не хотел, да распробовал: вкусной еда показалась. Молочко и сыр - вкусно! Булочки и пирожки - вкусно! Фрукты и овощи - вкусно! Мясо ел, чуть язык не проглотил, так вкусно. Сидел за столом, ел вкусно и не заметил, как мускулы силой налились. Берегись, Людоед! А схватки-то и не случилось. Как увидал Людоед Кота с мускулами, так и сбежал с поля боя. Чудеса, да и только! Молодец Кот, что внучат послушал да продукты с аппетитом скушал!
Беседа по сказке.
5. Рисунок по сказке.
6. Упражнение “Любопытная Варвара”.
Цель: расслабление мышц шеи.
Техника проведения: педагог-психолог, показывает ребенку определенны действия, которые способствуют расслаблению мышц шеи.
Инструкция: давай с тобой немного подвигаемся. Итак, поверни голову влево, вправо, чтобы увидеть, как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотри вверх, запрокинь голову, даже дышать трудно. Расслабься. Слушай и делай, как я:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
А потом вперед – тут немного отдохнет.
Шея не напряжена и расслб-лен-на...
А Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслб-лен-на...
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращение обратно – расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслб-лен-на...
7. Упражнение “Сарай – дом с трубой - пароход”.
Цель: устранить состояние психомышечного напряжения, дать небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, активизация мыслительных процессов, подготовка руки к письму.
Техника проведения: ребенку предлагается повторить упражнения, предложенные педагогом-психологом. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом-психологом, затем самостоятельно по памяти в течение 8 - 10 повторений моторной программы.
Инструкция: выполни задания: пальцы рук соединить как крышу, а большие прижать к ладошкам. Пальцы соединить, большие соединить внизу как основание, указательный палец правой руки оттопырить в сторону, изображая трубу.
8. Упражнение “Парусник настроения” (См. упражнение 1).
9. Обратная связь.
Цель: узнать мнение ребенка о занятии.
- Что понравилось на сегодняшнем занятии?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Какие задания выполнил без затруднений?
10. Упражнение “Салют на прощание!”.
Цель: подведение итогов, закрепление положительного эмоционального отношения к занятию.
Техника проведения: ребенку предлагается руками изобразить красочный салют.
Инструкция: ты отлично справился сегодня. Давай с тобой запустим праздничный салют. Кладем ладони на стол, по команде “Залп!” хлопаем в ладоши, по команде “Салют на прощание!” поднимаем и машем руками, перебираем пальцами (рука в щепотке), изображая треск искрящихся огней.