В законе “Об образовании” (статья 7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и региональный.
Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства на территории Российской Федерации.
Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой региона. Он отвечает потребностям и интересам региона и позволяет организовать поддержку образовательных областей приоритетных для региона, например, в области туризма.
Актуальность реализации НРК обусловлена необходимостью нравственного, эстетического и гражданского воспитания в процессе в обучении иностранному языку (ИЯ).
Включение национально-регионального компонента, может осуществляться по двум направлениям:
Первое направление связано с включением краеведческой информации из разных предметных областей. Например, ввод интересного краеведческого материала, который помогает учащимся ближе познакомиться с культурой, историей, литературой, традициями и обычаями народов региона.
Второе направление выражается в творческом подходе к полученной краеведческой информации: это может быть проектная, исследовательская работа, связанная с подготовкой презентаций о знаменитых земляках и об их вкладе в развитие региона, подготовке путеводителей по самым известным туристическим достопримечательностям, буклетов, связанных с работой головных предприятий нашего города и (или региона).
Цели реализации национально-регионального компонента:
- Расширить, углубить и конкретизировать содержание федерального компонента по английскому языку;
- Способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя нового поколения
В рабочей программе – основном документе любого преподавателя ИЯ имеется раздел:
Освоение содержания учебной дисциплины “Английский язык” обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
– Л1 сформированность ценностного отношения к языку как культурному феномену и средству отображения развития общества, его истории и духовной культуры;
– Л2 сформированность широкого представления о достижениях национальных культур, о роли английского языка и культуры в развитии мировой культуры;
– Л3 интереса и способности к наблюдению за иным способом мировидения;
– Л4 осознание своего места в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог на английском языке с представителями других культур, достигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать в различных областях для их достижения; умение проявлять толерантность к другому образу мыслей, к иной позиции партнера по общению;
Таким образом, очевидным становится присутствие на первом месте личностных результатов обучения. Личностный рост учащихся в овладении предметом обеспечивается за счет решения следующих задач:
Задачи реализации национально-регионального компонента:
- Создать условия для овладения каждым учащимся способностью понимать и читать несложные аутентичные тексты с целью понимания основного содержания, деталей, извлечения специальной информации о родном крае, быте, культуре, истории, значимости, проблемах народов населяющих наш регион.
- Создать условия для овладения учащимися самостоятельной, групповой, проектной, исследовательской, консультативной на уроках английского языка.
- Создать условия для формирования выпускника - умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций региона.
Тема | Региональный компонент | Средства коммуникации | Возможное оформление | Личностные результаты |
Описание человека (внешность, национальность ...) | Многонациональный состав Удмуртской республики | Описание внешности человека по плану | Оформление постера “The people live in Udmurt Republic” | Понимание многообразия наций, населяющих регион, различия и сходства их культуры |
Семья и семейные отношения | Фамильное древо | Монологическая речь. Описание семьи по зрительной опоре | Написание сочинения на тему “My family / My roots” | Гордость за себя и свою семью как часть
истории города, отдельного предприятия, рабочей
династии и т.п. Осознание базовых моральных ценностей, исторической связи поколений. |
Описание местоположения объекта | Памятники и интересные места города | 1. Составление текста по образцу; 2. Нормы речевого этикета (Диалогическая речь) |
Написание сочинения на тему “The place I live
in” Создание постера “My favorite place in the city” |
Чувство гордости за свой город. Познание фактов, связанных с историей интересных мест |
Россия, ее национальные и государственные символы / Англо-язычные страны ...традиции, обычаи, символика .. | Символика (герб) и иные культурные знаки родного города и региона | Уметь разъяснить значение герба, других символов (Монологическая речь) | Создание коллажа, рекламного буклета для иностранных гостей “Welcome to my place” | Чувство гордости за свою малую родину, знание знаменательных исторических событий, любовь к родному городу и своему региону |
Экскурсии и путешествия | Интересные места, знаменитые земляки, музеи и фестивали, головные предприятия нашей республики | Нормы речевого этикета (Диалогическая речь) | Создание мультимедийной презентации, видеофильма о своем регионе, городе, районе; о конкретных людях, внесших вклад в развитие города и регион |
Знание знаменательных исторических событий, персоналий, связанных с развитием нашего региона и его экономики, формирование любви к родному городу и своему краю; |
Вывод:
Таким образом, систематическое и рациональное использование регионального компонента:
- может стать дополнительным мотивом коммуникативной деятельности;
- способствует развитию познавательных универсальных учебных действий;
- формирует личное отношение ребенка к изучаемым аспектам культуры.
Что касается личностного роста обучающегося, то регулярное обращение к национально-региональному компоненту на уроках ИЯ позволяет сформировать:
- базовые моральные ценности. (Л1)
- чувство гордости за свою страну, малую родину, населенный пункт;
- знания о истории развития региона, его экономики, знаменитых людях; (Л2)
- понятие о культурном разнообразии наций, их сходных чертах и различиях; (Л3, Л4)
Использованная литература.
- Зимняя И.А. Проектная методика обучения английскому языку // ИЯШ, 1991, N3
- Иванова Н.Н. Использование краеведческого материала в обучении иностранному языку.//ИЯШ, 2006, N4
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года