Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: информационно – практико-ориентированный, творческий.
Сроки проведения: 1 месяц
Количество участников проекта: 23 человека.
Возраст детей: 3 - 5 лет.
Форма проведения: групповая.
Актуальность
Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение.
Поэтому на первый план в системе работы с дошкольниками по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто сведений о природных объектах и явлениях.
Тема проекта “Поможем – Матушке природе” выбрана мной не случайно.
2017 год объявлен Годом экологии и одновременно Годом особо охраняемых природных территорий, поэтому эмблема представляет одновременно богатство, уникальность объектов природы и усилия по охране окружающей среды на территории России.
А продукт проекта Эмблема является условным изображением идеи в рисунке, которому присвоен тот или иной смысл. Как говорят: “Устами младенца глаголит истина”.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой и неживой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цели и задачи проекта:
- Цель педагогическая: формировать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
- Цель детская: узнать, как сделать экологическую эмблему?
Краткое содержание проекта:
- Данный проект направлен на формирование элементарных экологических представлений у детей.
- Воспитание любви к природе, чувства доброго, бережного отношения ко всему живому, организации совместной поисково - исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей в ходе создания альбома: “Эко – эмблемы”. Работа над проектом будет способствовать стремлению к исследованию объектов природы, дошкольники овладеют способностями экологически безопасного поведения в природе.
Ожидаемые результаты:
- реализовано задуманное, создан альбом с экологическими эмблемами;
- дети имеют представление, как нужно бережно относиться к природе;
- обогащён словарный запас детей;
- родители вовлечены в образовательный процесс дошкольной организации, укреплена их заинтересованность в сотрудничестве, совместной деятельности с детьми;
- дошкольники приобретут уверенность в собственных силах;
- в совместной деятельности будут пройдены все творческие этапы создания альбома: рисование эмблем по экологии, украшение, декорирование альбома;
- повысится мотивация детей к совместной деятельности, что будет способствовать более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов у дошкольников;
- в процессе выполнения проекта дошкольники научатся вести наблюдения , проводить простейшие исследования (сравнения);
- в ходе работы над проектом расширятся представление детей о объектах природы, чувства сопереживания и сопричастности природе, расширение кругозора дошкольников.
Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:
- беседы с детьми;
- настольные и подвижные дидактические игры;
- чтение художественной литературы;
- экспериментирование, опыты;
- трудовая деятельность детей;
- показ театрализованной деятельности;
- эколого-познавательное развлечение;
- наблюдение за детьми в ходе создания проекта и совместной непосредственно образовательной и самостоятельной (театральной, музыкально-художественной деятельности);
- консультации и беседы с родителями.
Продукт проекта: Создание альбома “Экоэмблемы”.
Проблема педагогическая: Дошкольники любят природу, но не знают о действиях человека, которые могут нанести вред природе.
Проблема, сформулированная детьми: Хотим узнать, как самим сделать экологическую эмблему.
Задачи педагогические:
- Развитие восприятия прекрасного и негодования от поступков людей по отношению к природной среде, личное участие в делах по защите окружающей среды.
- Развивать связную речь, обогащать словарь детей .
- Создание экологического пространства для проведения экспериментов.
- Проведение систематических наблюдений, игр, инсценировок, формирование чувства близости к природе.
- Обеспечение психологического комфорта, эмоционального настроя детей на включение в творческую деятельность, воспитание любви к природе.
- Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
- Развивать творческие способности, отображать в рисунке собственные замыслы.
- Формировать у детей способность с помощью взрослых осуществлять поиск информации в различных источниках о способах создания альбома; (нетрадиционной технике).
Гипотеза: Если дошкольники создадут совместно со взрослыми экологическую эмблему по собственному замыслу, значению, то у них расширится кругозор, поднимется самооценка, активизируется словарь, сформируются элементарные экологические представления, любовь к природе, чувства доброго, бережного отношения ко всему живому.
Форма презентация проекта:
- презентация экологической эмблемы выполненной на батике “Поможем – Матушке природе!” (значение);
- презентация альбома "Эко - эмблемы".
План действий:
1. Постановка проблемы и определение предстоящей деятельности:
Модель трех вопросов:
Что мы знаем о экологических эмблемах? | Что мы хотим узнать? | Что нужно сделать, чтобы это узнать? |
Экологические эмблемы можно увидеть в лесу у дороги, в телевизоре, компьютере. | Как создать экоэмблему? С чего начать? Получится ли у нас создать эмблему, придумать лозунг? Как можно оформить ? Что нужно для этого сделать? |
Можно узнать в детской энциклопедии,
книге. Попросить папу, маму посмотреть в интернете. Посмотреть познавательные программы по телевизору. У бабушки можно спросить. |
2. Планировать деятельность с детьми совместно со взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
3. Совместное выполнение проекта детьми и взрослыми.
4. Обсуждение результатов. Определение перспектив проектирования.
Реализация проекта
1. На первом этапе реализации проекта была обозначена проблема, которая заключалась в том , что у детей не сформировано экологическое представление, о природе ее многообразии. Как помочь – Матушке природе?
Так как дети не могут решить данную проблему, отсутствие опыта и возможности воспользоваться источниками информации по данной теме.
Решением этой проблемы может быть создание экологической эмблемы.
С целью выявления способностей была использована "Модель трех вопросов": "Что мы знаем о экологических эмблемах?", "Что мы хотим узнать?" "Что нужно сделать, чтобы узнать?"
Результат: разработан план действий совместно с детьми - намечен продукт деятельности – альбом “Эко – эмблемы”, батик с изображением экологической эмблемы “Поможем – Матушке природе!”
2. На втором этапе воспитатель познакомила с историей создания экологической эмблемы.
Был организован просмотр видеоролика “Красота Земли. Экологические проблемы.” совместно с родителями, поиск информации о способах создания экологической эмблемы.
Проведен цикл бесед:
- “Что такое природа?”; “Лес — краса и защита Земли”;
- “Добрые дела”; “Экологические знаки”; “Мир природы”
- “Экологическая тревога”, “Все профессии нужны, все профессии важны”.
Познакомились с профессиями экологии: картограф, эколог, биолог, инженер по охране леса, метеоролог.
Интересно и увлекательно прошло развлечение "Мы друзья природы".
Где дети активно участвовали в отгадывание загадок, в эстафетах “Кто больше соберёт листьев”, “Собери мусор”, “Белка”.
С целью выбора темы, идеи и нахождения интересной задумки для создания экологической эмблемы, был организован просмотр мультфильмов: “Паровозик из Ромашково”, “Мальчик и земля”, “Валл-И”, “Это совсем не про это”, “Клад”, “Сказка о белой льдинке”, “Рыжая кошка” .
Была организованна театрализованная деятельность "Волшебный мир театра", показ экологической сказки с помощью магнитного театра “Волшебная песенка”, “Как Аленушка и Иванушка помогли лесу”.
Так же дошкольники познакомились с художественными произведениями: Б.Заходер “Сказка про храброго носорога”, Т.А.Шорыгина “Зелёные сказки”, И.Соколов — Микитов “Рассказы о природе”, О. Секора “ Что такое день и ночь”, рассказ Г. Скребицкого “Изчезли на зиму”, В. Бианки “Приключения Муравьишки”.
Результат: Проведенные с детьми цикл бесед, знакомство с профессиями экологии, чтение художественной литературы, просмотра видеоролика и мультфильмов на экологическую тему, а так же поисково- исследовательская совместная работа с родителями помогла сформировать у детей представления о создании и значении экологической эмблемы.
3.На третьем этапе большое внимание было уделено формированию у детей исследовательских способностей, с помощью взрослых осуществлять поиск информации о многообразии природы ее проблемах: загрязнение, исчезновение растений и животных, пагубное влияние человека на природу.
Был организован совместный конкурс родителей и детей рисунка на тему: экологические эмблемы.
А так же конкурс экологических сказок для проведения театрализованной деятельности.
Проведение опытов и экспериментов на тему: “Солнце, земля, воздух и вода – наши лучшие друзья”, такие как : “Прозрачность воды”, “Поймаем солнечного зайчика”, “Невидимка – воздух”, “Мокрый песок и его формы”, “Воздух внутри нас”, позволило делать дошкольникам самостоятельные выводы, проявлять интерес к экспериментальной деятельности.
Были проведены дидактические игры в утренние и вечерние часы : “Кто где живет?”, “Круглый год”, “Угадай дерево”, “ С какого дерева лист?”, “Кто главный в лесу?”, “Подскажи словечко”, “ У природы нет плохой погоды”, особенно интересно было детям электронное пособие “Времена года”, “Живое и неживое”, проведены подвижные игры во время прогулки: “Лиса и зайцы”, “Найди листок, как на дереве”, "У медведя во бору...", “Птички в гнездах”, “Да и нет”, физминутки: “Облако”, “Зайки”, “Осенний сад”, “К речке быстро мы спустились..”, “Иван, иван..”.
А так же во время прогулки мы провели акцию “Подарок птицам”, повесили новую кормушку, накормили птиц, собрали опавшие листья на участке детского сада для оформления гербария “Дары осени” и провели субботник.
В проведении НОД по художественно – эстетическому развитию “Сказочная птица” , были использованы шишки сосны, дары природы.
А при проведении НОД по познавательному развитию “Зимующие и перелетные птицы”, была использована электронная презентация “Зимующие птицы”, где дети охотно отгадывали загадки .
Результат: на этом этапе дети научились договариваться, планировать, свою деятельность и научились доводить начатое до конца.
Проведение конкурса"Экологические сказки"среди семей, подбор сказок для проведения театрализованной деятельности, позволит в дальнейшем показать экологические сказки с участием детей.
Благодаря этому обогатился словарный запас дошкольников, расширился кругозор, посредством ознакомления с информацией о создании экологической эмблемы.
4. На четвертом обобщающем этапе результатом достижения общего дела стало создание альбома детских рисунков “Экоэмблемы”, а лучшая эмблема по результатам конкурса была перенесена на батик, с помощью красок по ткани, фломастера – контура, на тему: “Поможем – Матушке природе!”
Оформлена книжка – самоделка с экологическими сказками составленными детьми и родителями "Экологические сказки" для проведения театрализованной деятельности.
Дошкольники освоили нетрадиционные методы рисования: рисование пеной, шерстью, флисом, бархатной бумагой, рисование по ткани и т.д.
Результат: на данном этапе работы над проектом дети научились договариваться, планировать свою деятельность по созданию альбома, батика, книги сказок, дошкольники научились действовать сообща для достижения общего результата.
5. На пятом этапе готовый альбом, батик был продемонстрирован детям средней группы. Для педагогов была представлена электронная презентация хода выполнения проекта “Поможем – Матушке природе!”.
Результат: В ходе данного этапа особое внимание было уделено формированию способности представлять результат своей деятельности, рассказывать о его значении для окружающих.