Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: информационно–практико–ориентированный, творческий, краткосрочный.
Сроки проведения: 1 месяц
Количество участников проекта: 6 человек
Возраст детей: 5-6 лет.
Форма проведения: групповая.
Цель педагогическая: познакомить дошкольников с понятием “экосказка”. Вызвать у детей интерес к познанию природы, сочувствие ко всему живому, развивать способности выражать свое эмоциональное отношение на красоту природы в разных ее формах и проявлениях на основе экологической сказки.
Цель детская: узнать, какие сказки называют экосказками и почему? Чем интересны экосказки детям?
Краткое содержание проекта: проект направлен на формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сочинения экологических сказок.
Ожидаемые результаты
- Сформированные понятия дошкольников об экосказках;
- развитые способности сочинять сказки на основе алгоритма (завязка сказочного сюжета, запрет, нарушения сюжета (последствия нарушения запрета), появление помощников (солнце, ветер, гриб-боровик, капелька), подсказка к способу достижения цели, преодоление трудностей героем, одержание победы героем с помощью друзей, смекалки, волшебных предметов ,счастливый конец (присказка).
- Обогащение словарного (пассивного и активного) запаса детей, расширение кругозора, в ходе сочинения экологической сказки.
- Воплощение детских фантазий, творчества, воображения при сочинении экологической сказки
- Активизация познавательного интереса детей к исследовательской деятельности, желание познавать новое;
- Развитые способности работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной проектной деятельности.
- Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:
1. Беседы с детьми;
2. Наблюдение за детьми во время:
- совместной непосредственно образовательной деятельности;
- самостоятельной деятельности;
- подвижных и дидактических игр;
- музыкальных и физкультурных развлечений.
Продукт проекта: Авторская экологическая сказка “Как Топтыжка счастье искал”, плакат – призыв “Друзья, берегите природу”.
Проблема (педагогическая): дети, не владея достачной информацией об экологии, доступной для понимания 5-6 летнего возраста, не проявляют заботливого отношения к миру природы, не испытывают чувства ответственности к живой природе.
Проблема, сформулированная детьми: в чем отличие экологической сказки от обычных сказок .
Задачи:
- Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы.
- Развивать познавательную активность ребенка при формировании представлений об окружающем мире.
- Отразить наблюдения и полученные представления при сочинении экологической сказки
- Развивать речь, обогащать активный словарь.
- Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности.
- Способствовать становлению нравственных качеств личности, чувства ответственности, готовность прийти на помощь.
- Способствовать формированию положительных межличностных отношений, коммуникативных умений и навыков.
- Привлечь внимание детей к народному творчеству – экологической сказке.
- Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Форма презентации:
- представление детской экосказки “Как Топтыжка счастье искал”.
- представление продукта проекта – плакат – призыв на тему: “Друзья, берегите природу”.
- презентация хода работы над проектом.
Актуальность: Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной среде подростка в школе и во взрослой жизни. Экологическое воспитание начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее, можно использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и приемлемый для детей дошкольного возраста, а значит и самый действенный, - экологические сказки. На основе информации, которую дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к её познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных её формах и проявлениях, выражать своё эмоциональное отношение к ней. Работа с экологической сказкой имеет свою специфику. Она способствует становлению не только личностных качеств, но и развитию у детей высших чувств (дружба и любовь к живым существам), которые связаны с событиями и переживаниями сказочных персонажей; интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, сомнение) вызвали у детей поступки сказочных героев; эстетические чувства (наслаждение, радость, удовольствие, восхищение, переживание) развивались у детей при восприятии красоты и разнообразия живой природы.
Характерная особенность экологических сказок заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.
Гипотеза:
Мы предположили: если мы вместе с детьми сами сочиним экосказку, нарисуем иллюстрации к ней, то и другие дети, прочитав ее, задумаются о бережном отношении к природе.
План действий:
1. Постановка проблемы: Модель трех вопросов
Что мы знаем об экологических сказках?
- Это какая – то сказка. (Леша К.);
- В этих сказках есть герои. ( Варя З.);
- Сказки сочиняют люди. (Кристина Б.);
Что мы хотим узнать?
- Что такое экосказка? (Ангелина Ш.);
- О чем рассказывается в экосказке? (Данил Т.).
- Можно ли сказку сочинить самим? ( Леша К.)
2. Определение предстоящей деятельности:
Что мы должны сделать, что бы узнать?
- Совместно с мамой, папой почитать сказки о природе, послушать классическую музыку о явлениях природы.
- Рассмотреть иллюстрации в книгах, картины великих художников о природе.
- Поинтересоваться у воспитателя.
- Найти материал в интернете.
3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
4. Совместное выполнение проекта детьми и взрослыми.
5. Обсуждение результатов.
6. Определение перспектив проектирования
Реализация детского проекта
1. На первом этапе реализации проекта была обозначена проблемная ситуация, которая заключалась в том, что дети не обладают достаточным количеством информации о взаимосвязи всего живого в природе, поэтому не испытывают чувства ответственности, заботы к окружающему миру.
Так как самостоятельно решить данную проблему дети не могут в связи с отсутствием социального опыта и возможности воспользоваться информационными источниками, то взрослые, должны помочь детям найти информацию по данной теме. Одним из путей решения данной проблемы дошкольникам предлагалось совместно с воспитателем сочинить сказку на экологическую тему.
Вначале работы над проектом дети проявили активный интерес к чтению сказок “Гуси – лебеди”, В. Бианки “Лесная газета”, М. Пришвина “Лесная капель”, к рассматриванию иллюстраций из детских сказок и рассказов с изображением разных форм и явлений природы. С целью выявления представлений детей об экологических сказках была использована “модель трех вопросов”: Что мы знаем об экосказках? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы это узнать?
Вывод: совместно с детьми был разработан план действий, намечены продукты деятельности:
1. Сочинение авторской экосказки “ Как Топтыжка счастье искал”.
2. Создание иллюстраций к сказке,
3. Сборник экосказок.
2. На втором этапе с целью мотивации познавательной деятельности дошкольникам предлагалось совместно с родителями подобрать литературу (сказку, рассказ, стихотворение) о природе. Далее работа над проектом продолжилась в группе. Мы вместе с детьми читали детские рассказы, сказки, стихи, пословицы и поговорки о природе. Начали собирать информацию об экосказках, почему они так называются, кто может быть главным героем сказки. Выстроили алгоритм на основе, которого будет написана наша авторская сказка - завязка сказочного сюжета, запрет, нарушения сюжета (последствия нарушения запрета), появление помощников (солнце, ветер, гриб-боровик, капелька), подсказка к способу достижения цели, преодоление трудностей героем, одержание победы героем с помощью друзей, смекалки, волшебных предметов и, конечно же, счастливый конец (присказка).
Вывод: Проведенная работа с детьми на данном этапе помогла сформировать и систематизировать у дошкольников первичные представления об алгоритме сочинения авторской сказке.
3. На третьем этапе дошкольникам была предложена игра с картами В.Я. Проппа, в которой детям предлагалось совместно с воспитателем на основе выбранных карточек попробовать самим проиграть сказку “Гуси – лебеди”. По окончанию игры детям было предложено выразить свои впечатления, ощущения о значении человека в мире природы, назвать, какие поступки главного героя выражают заботливое отношение к окружающему миру. Далее детям предлагалось совместно с родителями дома сочинить небольшую сказку на экологическую тему и нарисовать к ней иллюстрацию.
Вывод: Организованная педагогом совместная работа с детьми и родителями помогла сформировать представления о сочинении экосказки, о соблюдении сюжетной линии, смотивировала детей на творческую, словесную, мыслительную, изобразительную активность. Педагогом и детьми был создан сборник проиллюстрированных сказок и рассказов на экологическую тему.
4. На четвертом обобщающем этапе результатом достижения общего дела было сочинение коллективной экосказки “Как Топтыжка счастье искал”. Сказка была оформлена иллюстрациями, созданными участниками проекта.
Так как в каждой сказке есть мораль, то детьми был нарисован плакат – призыв “Друзья, берегите природу”, который был представлен другим сверстникам.
Вывод: В результате дошкольники научились, планировать свою деятельность, действовать сообща для достижения общего результата. У детей проявились такие личностные чувства, как дружба и любовь к живым существам, переживания за сказочных персонажей. Дошкольники на данном этапе характеризовали поступки сказочных героев; проявили эстетические чувства (радость, восхищение, переживание) при восприятии красоты и разнообразия живой природы.
5. На пятом этапе для других дошкольников, не участвующих в проекте была представлена экологическая сказка “Как Топтыжка счастье искал” и плакат - призыв “Друзья, берегите природу
Вывод: В ходе данного этапа особое внимание было уделено формированию способностей представлять результат своей деятельности, рассказывать о его значении для окружающих.