Интегрируемые образовательные области: “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Физическое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”
Задачи:
- Сформировать у воспитанников представления о Самарской области – своей малой Родине. Продолжать знакомить детей с одеждой народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
- Создавать условия для познавательного общения в процессе рассматривания слайдов, иллюстраций о народах, населяющих Самарскую губернию.
- Расширять словарный запас детей словами: гимн, область, губерния, народ. Использовать в речи предлоги “на”, “за”, “над”, “в”.
- Согласовывают числительные с существительными. Считают в пределах 10.
- Называть блюда народов Самарской области. Определять – к какой национальной кухне они относятся. Находить лишнее и обосновывать свой выбор.
- Развивать патриотические чувства посредством художественного слова. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
- Способствовать стабилизации психологического состояния детей посредством подбора индивидуального цветного фона, обогащать сенсорный и эмоциональный опыт детей.
- Тренировать навык выкладывания силуэтов предметов из счетных палочек.
- Знакомить детей с национальным мордовским блюдом и способом его приготовления.
- Вовлекать детей в художественно-творческую деятельность, развивать детское творчество, видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение детей подбирать народные костюмы по мотивам народного декоративного орнамента.
- Упражнять детей в лепке способом “налепа” на картон.
- Стимулировать двигательную активность детей посредством динамической паузы.
Методы и приемы:
- Практические: работа с разноцветными лентами – дорожками, слушание музыки, электронная игра, работа с раздаточными картинками, подвижные народные игры, рисование пластилином;
- Наглядные: демонстрация изображений костюмов народов, населяющих Самарскую губернию;
- Словесные: беседа, чтение стихотворения, дидактические игры, ответы на вопросы; рассуждения; формулировка выводов, демонстрация гимна Самарской области
Материалы и оборудование:
Мультимедиа, слайды с изображением представителей разных национальностей, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах (русские, татарские, мордовские, чувашские); пуфики, силуэты домой из геометрических фигур, цветные поля, диск с гимном Самарской области, ингредиенты для приготовления “Кулаги” - ржаной солод, ржаная мука, ягоды, горшочек керамический, ложечки по количеству детей, листы цветного картона по количеству детей, пластилин, стеки, салфетки.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Динамическая пауза “Ручеёк”. Подвижная игра “Бои петухов” |
Игровая | Игра “Разноцветные дорожки”. Игра (ИКТ) “Четвертый лишний” |
Конструирование | Выкладывание силуэтов домов из геометрических фигур, на цветном поле |
Изобразительная | Изготовление костюма налепом пластилина на картон, приготовление “Кулаги” |
Познавательно-исследовательская | Просмотр слайдов о народных костюмах, рассказ педагога о национальностях, населяющих нашу губернию, счет в пределах 10 |
Коммуникативная | Чтение стихотворения о нашем крае, ответы на вопросы, рассуждения, подбор прилагательных к словам “дома” |
Музыкальная | Слушание гимна Самарской губернии |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Введение в игровую ситуацию. Предлагает детям выбрать цветную дорожку, соответствующую настроению, и пройти по ней, объяснить свой выбор. Выслушивает ответы. |
Сворачивают разноцветные дорожки. Объясняют свой выбор. | Слушают гимн. Проявляют интерес к познавательной ситуации. |
2 | Предлагает послушать гимн Самарской области. Объясняет, что гимн слушают стоя: его исполняют в особо торжественных случаях, например, награждают спортсменов. | Слушают гимн стоя. | Испытывают чувство патриотизма и гордости за свою область |
3 | Объясняет детям: чтобы стать настоящими
гражданами своей маленькой Родины (области), надо
любить, гордиться ею и много знать о ней.
Предлагает прослушать стихотворение: Мой край
родной Отмечает, что в Самарской области живет очень много народов, что у каждого народа есть свои традиции, обычаи, песни, пляски, свои игры, свои национальные блюда и костюмы. Предлагает прослушать отрывки из нескольких музыкальных произведений. |
Слушают стихотворение. Прослушивают отрывки из народных произведений. | Проявляют уважение к народам, проживающим в Самарской области. Выражают патриотические чувства. Слушают стихотворение. |
4 | Отмечает, что все народы Самарской губернии имеют свои – особенные дома. Предлагает пройти на пуфики рассмотреть дома на презентации, а затем выложить изображения (дом) по образцу из геометрических фигур на цветном поле. При этом помогает подбирать прилагательные к слову “дом” (деревянный, саманный – глиняный, высокий, низкий и т.д.) | Просматривают слайды. Выкладывают силуэты различных по размеру дома и подбирают прилагательные | Рассматривают слайды. Делятся впечатлениями. Подбирают прилагательные к существительным. Ориентируются на плоскости листа. Называют геометрические фигуры. |
5 | Предлагает посмотреть слайдовую
презентацию о народах Самарской губернии, их
традиционных жилищах, национальной кухне и
костюмах. Составить предложения о наиболее
понравившемся народном костюме (РУССКИЕ):
|
Рассматривают слайды, называют национальности (русские, татары, чуваши, мордва и пр.), отвечают на вопросы, составляют предложения о костюмах. | Составляют связные высказывания. Объясняют значение патриотических чувств. Ориентируются в этносе родного края, национальности народов, населяющих родной край. |
6 | Проводит русскую народную игру “Ручеек”. | Выполняют соответствующие слова движения. Знакомятся с русской народной игрой. | Проявляют двигательную активность. Выполняют правила игры. |
7 | Проводит упражнение “Что где?”. Предлагает рассмотреть картину с изображением интерьера татарской избы и составить предложение по ней, ответив на вопрос “Что где находится?” | Рассматривают картину и составляют предложения по ней, находя местоположение предметов интерьера на листе бумаги | Используют в речи предлоги “на”, “за”, “над”, “в”. |
6 | Проводит дидактическую игру “Посчитаем”. Показывает предмет и карточку с цифрой, дети считают. | Считают предметы, изображенные в избе до 10 (самовар, стол, стул, половик и т.д.) | Согласовывают числительные с существительными. Считают в пределах 10. |
7 | Проводит электронную игру “Четвертый лишний”. Предлагает из нескольких блюд выбрать одно и объяснить – почему оно лишнее. | Рассуждают. Отвечают на вопросы. | Называют блюда. Определяют – к какой национальной кухне они относятся. Находят лишнее. |
8 | Педагог предлагает детям приготовить мордовское национальное блюдо “Кулага”. | Дети участвуют в приготовлении блюда. | Знакомятся с составом блюда. Изучают способ приготовления. Соблюдают рецептуру. Правильно надевают фартуки. Следят за техникой безопасности. |
9 | Предлагает поиграть в чувашскую народную игру “Бои петухов” | Играют в игру. | Развивают сюжет игры. Выполняют взятые на себя роли. |
10 | Обращает внимание на листы картона на столах и предлагает изготовить костюм методом налепа пластилина на картон. | Называют костюм, который они хотят создать с помощью налепа пластилина на картон | Ориентируются на листе картона. Изображают мебель. |
11 | Предлагает устроить выставку работ и посмотреть, какие работы получились. Выбрать самые интересные. Подписать все работы и пригласить вечером родителей посмотреть на искусство своих детей. | Выбирают понравившиеся работы. Поясняют свой выбор. | Оценивают свои работы и работы сверстников. Рассказывают о бережном отношении к национальным костюмам. |