(продолжительность занятия 1 час 30 минут)
Цель урока: систематизировать и определить уровень знаний обучающихся 11 класса по химии по темам “Строение атома”, “Окислительно-восстановительные реакции”, “Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений”, “Решение расчетных задач” в контексте подготовки к ЕГЭ.
Задачи урока: повысить интерес к предмету, установить межпредметные связи, расширить кругозор обучающихся, развивать творческое мышление, внимание, умение работать в коллективе, умение применять свои знания в процессе игровой деятельности.
Ход урока
Учитель проводит занятие с использованием мультимедийных средств обучения. Маршрут путешествия, с указанием опасных отрезков пути, а также задания по ходу урока демонстрируются на слайдах. Учитель приветствует ребят и объясняет правила игры.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в высокогорную страну Закавказья “Габбро”. Наш маршрут будет нелёгким, мы осуществим движение по следующей схеме (учитель по рисунку демонстрирует маршрут движения).
Итак, мы отправляемся в путь! (Играет торжественная музыка).
Учитель: Мы долго бродили по окрестностям в поисках “Габбро” и вот, наконец, на горизонте показалась ОНА - высокогорная страна, но начать восхождение нам препятствует речка (точка 1 на рисунке). Перебраться на другой берег нам поможет паромщик, который рассказал нам, что высокогорная страна “Габбро” получила такое название от преобладания в горах плутонической равномерно-зернистой породы с габбровой структурой. Название данного камня образовано от латинского слова “glaber”, что переводится как “ровный” или “гладкий”. Габбро — минерал, относящийся к группе известково-натриевых полевых шпатов. Из декоративных разновидностей габбро особого внимания заслуживает лабрадорит, который отличается так называемой ирризацией, т. е. игрой отблесков различных цветов: синего, голубого, зеленого и др. Лабрадорит был применен для внутренней облицовки мавзолея Ленина, а также для облицовки панелей простенков между окнами “Дома Книги” в Санкт-Петербурге.
Габбро |
Лабрадорит |
В завершение своего рассказа паромщик пообещал перевезти нас на другой берег, но с условием, что мы решим задачу на нахождение массовой доли элемента в веществе.
Задание № 1: Какое из веществ Na[AlSi3O8] - альбит или Ca[Al2Si2O8] - анортит, разновидности известково-натриевых полевых шпатов, богаче кремнием?
У доски работают 2 человека, остальные ребята выполняют это задание в тетрадях. Обучающиеся, которые правильно и быстро справятся с этим заданием получают “+”. Если за урок школьники набирают по 3 плюса, то, по окончании занятия, они получают оценку “5”.
Дано:
Na[AlSi3O8]
Ca[Al2Si2O8]
Найти:
W1 (Si) = ?
W2 (Si) = ?
Решение:
1. Найдем массовую долю кремния в альбите по формуле:
W (эл.) = Ar (эл.) * n / Mr (в-ва) * 100 %
W1 (Si) = 28 * 3 / 262 * 100 % = 32,06 %
2. По той же формуле рассчитаем массовую долю кремния в анортите:
W2 (Si) = 28 * 2 / 278 * 100 % = 20,14 %
Таким образом, W1 (Si) > W2 (Si).
Ответ: альбит богаче кремнием, чем анортит.
Учитель: Молодцы, вы быстро и правильно решили задачу, мы благополучно переправились на другой берег, находимся в низовье высокогорной страны “Габбро” и готовы дальше продолжить свое путешествие. В пути, на одной из возвышенностей, мы обратили внимание на птиц семейства фазановых - куропаток (точка 2 на рисунке), к лапам которых были прикованы кольца с номерами. Подумав, мы догадались, что эти номера соответствуют порядковым номерам элементов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Наша задача – избавить куропаток от этих колец, рассмотрев строение атомов предложенных элементов (Задание № 2).
Куропатка (горная индейка) |
Куропатка каменная |
Итак, нам даны следующие номера: 18, 21, 27, 35, а значит, это порядковые номера следующих элементов: аргон, скандий, кобальт, бром.
У доски выполняют задание 2 человека, остальные ребята работают в тетрадях. Несколько человек, выполнивших задание одними из первых, получают “плюсы”. В качестве дополнительного задания можно предложить следующее: используя электронные формулы, определить, атому какого химического элемента они соответствуют:
а) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s1 3d5;
б) ... 3s2 3p6 4s2 3d10 4p3 .
У доски может работать ещё 1 ученик.
Строение атомов предложенных элементов
Порядковый номер элемента | Химический знак | Название элемента | Электронная формула |
18 | Ar | аргон | 1s22s22p63s23p6 |
21 | Sc | скандий | 1s22s22p63s23p64s23d1 |
27 | Co | кобальт | 1s22s22p63s23p64s23d7 |
35 | Br | бром | 1s22s22p63s23p64s23d104р5 |
Дополнительное задание:
а) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s1 3d5 - хром
б) ... 3s2 3p6 4s2 3d10 4p3 - мышьяк
Учитель: С этим заданием вы также успешно справились, оказали помощь птицам семейства фазановых, и мы продолжаем путешествие дальше. А впереди на участке крутой подъём (точка 3 на рисунке). Для того, чтобы на него подняться нам предстоит осуществить цепочку химических превращений, вспомнив свойства некоторых классов органических соединений.
Задание № 3: Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
t, сat | CH3Cl | KMnO4 | KOH | KOH | ||||||
гексан | —> | А | —> | Б | —> | В | —> | Г | —> | бензол |
AlCl3 | H2SO4 | t | ||||||||
свет | ||||||||||
бензилбромид |
У доски по три взаимодействия осуществляют 2 человека, остальные ребята работают в тетрадях. Несколько человек, выполнивших задание одними из первых, получают “плюсы”.
Решение:
1. Как известно, гексан при нагревании и в присутствии катализатора переходит в бензол:
t, сat
C6H14 —> C6H6 + 4H2
Таким образом, вещество А – бензол.
2. Использование катализатора AlCl3 позволяет получить вещества разветвленного строения, а добавление к бензолу хлорметана, свидетельствует о проведении реакции замещения и получении толуола.
AlCl3 C6H6 + CH3Cl —> C6H5CH3 + HCl
3. Толуол при взаимодействии с перманганатом калия в присутствии серной кислоты в ходе реакции окисления образует бензойную кислоту:
C6H5CH3 + KMnO4 + H2SO4 —> C6H5COOH + K2SO4 + MnSO4 + H2O
Расставим коэффициенты методом электронного баланса:
6 | Mn +7 + 5e —> Mn +2 окислитель, восстановление
5 | С -3 – 6е —> С +3 восстановитель, окисление
5C6H5CH3 + 6KMnO4 + 9H2SO4 —> 5C6H5COOH + 3K2SO4 + 6MnSO4 + 14H2O
4. Бензойная кислота при взаимодействии со щелочью по реакции замещения образует соль бензойной кислоты:
C6H5COOH + KOH —> C6H5COOK + H2O
5. При сплавлении соли бензойной кислоты с гидроксидом калия получается бензол и карбонат калия:
t
C6H5COOK + KOH —> C6H6 + K2CO3
6. Толуол, взаимодействуя с бромом на свету, превращается в бензилбромид:
Учитель: Молодцы, ребята, вы справились с предложенным заданием. Но за время пути мы немного устали и решили сделать привал. Но вдруг, ни с того ни с сего, пошёл сильный дождь, и, чтобы спрятаться от него и развести огонь, мы решили зайти в пещеру (точка 4 на рисунке). Но, чтобы туда попасть, вам необходимо правильно расставить коэффициенты в предложенных окислительно-восстановительных реакциях:
Задание № 4: Расставите коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель для указанных ниже взаимодействий:
а) Ca3(PO4)2 + C + SiO2 —> CaSiO3 + ... + P4;
б) ... + ... + As2O3 —> H3AsO4 + NO2
У доски работают 2 ученика, остальные обучающиеся выполняют задание в тетрадях, несколько человек, расставивших коэффициенты в уравнениях реакций одними из первых, получают “плюсы”.
В качестве дополнительного задания можно предложить следующие вопросы: Какая аллотропная модификация фосфора образуется в результате данного взаимодействия и какая у него кристаллическая решетка?
Ответ: белый фосфор, молекулярная кристаллическая решетка.
Решение:
а) Ca3(PO4)2 + C + SiO2 —> CaSiO3 + СО + P4
20 | 10 | С0 – 2e —> С+2 восстановитель, окисление
2 | 1 | 4Р+5 +20e —> Р40 окислитель, восстановление
Перенесем коэффициенты в уравнение химической реакции:
2Ca3(PO4)2 + 10C + 6SiO2 —> 6CaSiO3 + 10СО + P4
Укажем окислитель и восстановитель. Углерод в степени окисления 0 является восстановителем, фосфор в степени окисления + 5 является окислителем.
б) ... + ... + As2O3 —> H3AsO4 + NO2
1. В соответствии с известными веществами, указанными во взаимодействии, определяем, что мышьяк в степени окисления +3 (в As2O3) изменил степень окисления до + 5 (в H3AsO4), повышая тем самым свою степень окисления и являясь при этом восстановителем. Таким образом, необходимо определить окислитель.
2. Окислитель принимает электроны, понижая тем самым свою степень окисления. Известно, что азот изменил степень окисления до + 4 (NO2), тем самым можно сказать, что в исходных веществах азот имел максимальную степень окисления + 5. Т.к. в продуктах реакции присутствует мышьяковая кислота, то в исходных веществах была азотная кислота, где у азота степень окисления + 5.
3. Третье исходное вещество определим после составления электронного баланса:
1 | 2As+3 – 4e —> 2As+5 восстановитель, окисление
4 | N+5 +1e —> N+4 окислитель, восстановление
Перенесем коэффициенты в уравнение химической реакции:
... + 4HNO3 + As2O3 —> 2H3AsO4 + 4NO2
4. Определяем, что количество атомов водорода в исходных веществах равно 4, количество атомов кислорода – 15, в продуктах реакции количество атомов водорода равно 6, количество атомов кислорода – 16. Таким образом, в исходных веществах не достает 2 атомов водорода и 1 атома кислорода. Значит, третье исходное вещество – вода.
5. Запишем окончательный вариант окислительно-восстановительной реакции:
Н2О + 4HNO3 + As2O3 —> 2H3AsO4 + 4NO2
6. Укажем окислитель и восстановитель. Мышьяк в степени окисления + 3 является восстановителем, азот в степени окисления + 5 является окислителем.
Учитель: Ребята, успешно справившись с предложенным заданием, мы плотно пообедали и продолжили путешествие по высокогорной стране “Габбро”. Продвигаясь дальше, увидели поляну со сказочными цветами и травами, с редкими насекомыми и птицами. После дождя это зрелище было восхитительным! (точка 5 на рисунке). Сделать на память фотографию этого замечательного вида будет возможно после осуществления химических превращений по неорганической химии.
Задание № 5: Составьте уравнения химических реакций по схеме: простое вещество —> кислота —> кислотный оксид —> средняя соль —> кислая соль. Известно, что все вещества содержат один и тот же элемент – серу.
У доски работает 1 ученик, остальные обучающиеся выполняют задание в тетрадях.
Решение:
1. Из простого вещества серы можно получить серную кислоту, добавив к сере концентрированную азотную кислоту:
S + 6HNO3 (конц.) —> H2SO4 + 6NO2 + 2H2O
2. Кислотный оксид возможно получить из концентрированной серной кислоты путем ее взаимодействия с неактивным металлом, например, с медью:
Cu + 2H2SO4 (конц.) —> CuSO4 + SO2 + 2H2O
3. Среднюю соль получим путем взаимодействия кислотного оксида с основным оксидом:
SO2 + CaО —> CaSO3
4. Чтобы получить из средней соли кислую соль, надо раствор подкислить двухосновной кислотой, соответствующей кислотному остатку в средней соли:
CaSO3 + Н2SO3 —> Ca(HSO3)2
Учитель: Итак, ребята, мы с вами сделали отличные фотографии и, двигаясь дальше, оказались на самой вершине высокогорья перед огромными воротами, на которых висел кодовый замок (точка 6 на рисунке). Определить код мы сможем, решив задачу на нахождение массы вещества. Чему равна масса вещества, такой и будет код замка. Если задачу решим неправильно, то замок не откроется.
Задание № 6: Сероводород объемом 8,96 л пропустили через 340 г 2%-го раствора аммиака. Назовите соль, получившуюся в результате реакции, и определите ее массу. Ответ округлите до целых.
У доски работает 1 ученик, остальные обучающиеся выполняют задание в тетрадях.
Дано:
V (H2S) = 8,96 л
m р-ра (NH3) = 340 г
w (NH3) = 2 %
Найти:
m (соли) - ?
Решение:
1. Запишем уравнения возможных реакций:
2NH3 + H2S —> (NH4)2S
NH3 + H2S —> NH4HS
2. Определим, какая соль образуется в процессе данного взаимодействия — средняя или кислая.
n (H2S) = V/Vm
n (H2S) = 8,96 л / 22,4 л/моль = 0,4 моль
n (NH3) = m/M
m (NH3) = m р-ра (NH3) * w (NH3) / 100 %
m (NH3) = 340 г * 2 % / 100 % = 6,8 г
n (NH3) = 6,8 г / 17 г/моль = 0,4 моль
n (H2S) : n (NH3) = 0,4 моль : 0,4 моль = 1 : 1, следовательно, в процессе взаимодействия образуется кислая соль.
3. Найдем массу кислой соли, предварительно рассчитав ее количество.
n (NH4HS) = n (H2S) = n (NH3)
n (NH4HS) = 0,4 моль
m (NH4HS) = n * М
m (NH4HS) = 0,4 моль * 51 г/моль = 20,4 г
Округлим ответ до целых. m (NH4HS) = 20 г
Ответ: m (NH4HS) = 20 г
Учитель: Ребята, набрав нужный код, мы открыли огромные ворота и оказались на самой вершите горы “Габбро”. Впечатления были незабываемыми. Вы все сегодня отлично поработали, совершили нелёгкое путешествие в высокогорную страну Закавказья и успешно преодолели трудности. Сейчас вам надо отдохнуть и получить свои заслуженные оценки.
Играет торжественная музыка.
Итоги урока: обучающиеся систематизировали свои знания по темам “Строение атома”, “Окислительно-восстановительные реакции”, “Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений”, “Решение расчетных задач” в контексте подготовки к ЕГЭ, научились применять их в процессе игровой деятельности, дружно работали в коллективе, радовались удачам и переживали неудачи друг друга.