Методическая разработка урока-путешествия в высокогорную страну Закавказья "Габбро"

Разделы: Химия


(продолжительность занятия 1 час 30 минут)

 Цель урока: систематизировать и определить уровень знаний обучающихся 11 класса по химии по темам “Строение атома”, “Окислительно-восстановительные реакции”, “Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений”, “Решение расчетных задач” в контексте подготовки к ЕГЭ.

Задачи урока: повысить интерес к предмету, установить межпредметные связи, расширить кругозор обучающихся, развивать творческое мышление, внимание, умение работать в коллективе, умение применять свои знания в процессе игровой деятельности.

Ход урока

Учитель проводит занятие с использованием мультимедийных средств обучения. Маршрут путешествия, с указанием опасных отрезков пути, а также задания по ходу урока демонстрируются на слайдах. Учитель приветствует ребят и объясняет правила игры.

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в высокогорную страну Закавказья “Габбро”. Наш маршрут будет нелёгким, мы осуществим движение по следующей схеме (учитель по рисунку демонстрирует маршрут движения).

Итак, мы отправляемся в путь! (Играет торжественная музыка).

Учитель: Мы долго бродили по окрестностям в поисках “Габбро” и вот, наконец, на горизонте показалась ОНА - высокогорная страна, но начать восхождение нам препятствует речка (точка 1 на рисунке). Перебраться на другой берег нам поможет паромщик, который рассказал нам, что высокогорная страна “Габбро” получила такое название от преобладания в горах плутонической равномерно-зернистой породы с габбровой структурой. Название данного камня образовано от латинского слова “glaber”, что переводится как “ровный” или “гладкий”. Габбро — минерал, относящийся к группе известково-натриевых полевых шпатов. Из декоративных разновидностей габбро особого внимания заслуживает лабрадорит, который отличается так называемой ирризацией, т. е. игрой отблесков различных цветов: синего, голубого, зеленого и др. Лабрадорит был применен для внутренней облицовки мавзолея Ленина, а также для облицовки панелей простенков между окнами “Дома Книги” в Санкт-Петербурге.

Габбро

Лабрадорит

В завершение своего рассказа паромщик пообещал перевезти нас на другой берег, но с условием, что мы решим задачу на нахождение массовой доли элемента в веществе.

Задание № 1: Какое из веществ Na[AlSi3O8] - альбит или Ca[Al2Si2O8] - анортит, разновидности известково-натриевых полевых шпатов, богаче кремнием?

У доски работают 2 человека, остальные ребята выполняют это задание в тетрадях. Обучающиеся, которые правильно и быстро справятся с этим заданием получают “+”. Если за урок школьники набирают по 3 плюса, то, по окончании занятия, они получают оценку “5”.

Дано:

Na[AlSi3O8]

Ca[Al2Si2O8]

Найти:

W1 (Si) = ?

W2 (Si) = ?

Решение:

1. Найдем массовую долю кремния в альбите по формуле:

W (эл.) = Ar (эл.) * n / Mr (в-ва) * 100 %

W1 (Si) = 28 * 3 / 262 * 100 % = 32,06 %

2. По той же формуле рассчитаем массовую долю кремния в анортите:

W2 (Si) = 28 * 2 / 278 * 100 % = 20,14 %

Таким образом, W1 (Si) > W2 (Si).

Ответ: альбит богаче кремнием, чем анортит.

Учитель: Молодцы, вы быстро и правильно решили задачу, мы благополучно переправились на другой берег, находимся в низовье высокогорной страны “Габбро” и готовы дальше продолжить свое путешествие. В пути, на одной из возвышенностей, мы обратили внимание на птиц семейства фазановых - куропаток (точка 2 на рисунке), к лапам которых были прикованы кольца с номерами. Подумав, мы догадались, что эти номера соответствуют порядковым номерам элементов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Наша задача – избавить куропаток от этих колец, рассмотрев строение атомов предложенных элементов (Задание № 2).

Куропатка (горная индейка)

Куропатка каменная

Итак, нам даны следующие номера: 18, 21, 27, 35, а значит, это порядковые номера следующих элементов: аргон, скандий, кобальт, бром.

У доски выполняют задание 2 человека, остальные ребята работают в тетрадях. Несколько человек, выполнивших задание одними из первых, получают “плюсы”. В качестве дополнительного задания можно предложить следующее: используя электронные формулы, определить, атому какого химического элемента они соответствуют:

а) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s1 3d5;

б) ... 3s2 3p6 4s2 3d10 4p3 .

У доски может работать ещё 1 ученик.

Строение атомов предложенных элементов

Порядковый номер элемента Химический знак Название элемента Электронная формула
18 Ar аргон 1s22s22p63s23p6
21 Sc скандий 1s22s22p63s23p64s23d1
27 Co кобальт 1s22s22p63s23p64s23d7
35 Br бром 1s22s22p63s23p64s23d105

Дополнительное задание:

а) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s1 3d5 - хром

б) ... 3s2 3p6 4s2 3d10 4p3 - мышьяк

Учитель: С этим заданием вы также успешно справились, оказали помощь птицам семейства фазановых, и мы продолжаем путешествие дальше. А впереди на участке крутой подъём (точка 3 на рисунке). Для того, чтобы на него подняться нам предстоит осуществить цепочку химических превращений, вспомнив свойства некоторых классов органических соединений.

Задание № 3: Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

t, сat CH3Cl KMnO4 KOH KOH
гексан —> А —> Б —> В —> Г —> бензол
AlCl3 H2SO4 t
  свет
бензилбромид

У доски по три взаимодействия осуществляют 2 человека, остальные ребята работают в тетрадях. Несколько человек, выполнивших задание одними из первых, получают “плюсы”.

Решение:

1. Как известно, гексан при нагревании и в присутствии катализатора переходит в бензол:

          t, сat
C6H14 —> C6H6 + 4H2

Таким образом, вещество А – бензол.

2. Использование катализатора AlCl3 позволяет получить вещества разветвленного строения, а добавление к бензолу хлорметана, свидетельствует о проведении реакции замещения и получении толуола.

AlCl3
C6H6 + CH3Cl —> C6H5CH3 + HCl

3. Толуол при взаимодействии с перманганатом калия в присутствии серной кислоты в ходе реакции окисления образует бензойную кислоту:

C6H5CH3 + KMnO4 + H2SO4 —> C6H5COOH + K2SO4 + MnSO4 + H2O

Расставим коэффициенты методом электронного баланса:

6 | Mn +7 + 5e —> Mn +2 окислитель, восстановление

5 | С -3 – 6е —> С +3 восстановитель, окисление

5C6H5CH3 + 6KMnO4 + 9H2SO4 —> 5C6H5COOH + 3K2SO4 + 6MnSO4 + 14H2O

4. Бензойная кислота при взаимодействии со щелочью по реакции замещения образует соль бензойной кислоты:

C6H5COOH + KOH —> C6H5COOK + H2O

5. При сплавлении соли бензойной кислоты с гидроксидом калия получается бензол и карбонат калия:

t

C6H5COOK + KOH —> C6H6 + K2CO3

6. Толуол, взаимодействуя с бромом на свету, превращается в бензилбромид:

Учитель: Молодцы, ребята, вы справились с предложенным заданием. Но за время пути мы немного устали и решили сделать привал. Но вдруг, ни с того ни с сего, пошёл сильный дождь, и, чтобы спрятаться от него и развести огонь, мы решили зайти в пещеру (точка 4 на рисунке). Но, чтобы туда попасть, вам необходимо правильно расставить коэффициенты в предложенных окислительно-восстановительных реакциях:

Задание № 4: Расставите коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель для указанных ниже взаимодействий:

а) Ca3(PO4)2 + C + SiO2 —> CaSiO3 + ... + P4;

б) ... + ... + As2O3 —> H3AsO4 + NO2

У доски работают 2 ученика, остальные обучающиеся выполняют задание в тетрадях, несколько человек, расставивших коэффициенты в уравнениях реакций одними из первых, получают “плюсы”.

В качестве дополнительного задания можно предложить следующие вопросы: Какая аллотропная модификация фосфора образуется в результате данного взаимодействия и какая у него кристаллическая решетка?

Ответ: белый фосфор, молекулярная кристаллическая решетка.

Решение:

а) Ca3(PO4)2 + C + SiO2 —> CaSiO3 + СО + P4

20 | 10 | С0 – 2e —> С+2 восстановитель, окисление

2 | 1 | 4Р+5 +20e —> Р40 окислитель, восстановление

Перенесем коэффициенты в уравнение химической реакции:

2Ca3(PO4)2 + 10C + 6SiO2 —> 6CaSiO3 + 10СО + P4

Укажем окислитель и восстановитель. Углерод в степени окисления 0 является восстановителем, фосфор в степени окисления + 5 является окислителем.

б) ... + ... + As2O3 —> H3AsO4 + NO2

1. В соответствии с известными веществами, указанными во взаимодействии, определяем, что мышьяк в степени окисления +3 (в As2O3) изменил степень окисления до + 5 (в H3AsO4), повышая тем самым свою степень окисления и являясь при этом восстановителем. Таким образом, необходимо определить окислитель.

2. Окислитель принимает электроны, понижая тем самым свою степень окисления. Известно, что азот изменил степень окисления до + 4 (NO2), тем самым можно сказать, что в исходных веществах азот имел максимальную степень окисления + 5. Т.к. в продуктах реакции присутствует мышьяковая кислота, то в исходных веществах была азотная кислота, где у азота степень окисления + 5.

3. Третье исходное вещество определим после составления электронного баланса:

1 | 2As+3 – 4e —> 2As+5 восстановитель, окисление

4 | N+5 +1e —> N+4 окислитель, восстановление

Перенесем коэффициенты в уравнение химической реакции:

... + 4HNO3 + As2O3 —> 2H3AsO4 + 4NO2

4. Определяем, что количество атомов водорода в исходных веществах равно 4, количество атомов кислорода – 15, в продуктах реакции количество атомов водорода равно 6, количество атомов кислорода – 16. Таким образом, в исходных веществах не достает 2 атомов водорода и 1 атома кислорода. Значит, третье исходное вещество – вода.

5. Запишем окончательный вариант окислительно-восстановительной реакции:

Н2О + 4HNO3 + As2O3 —> 2H3AsO4 + 4NO2

6. Укажем окислитель и восстановитель. Мышьяк в степени окисления + 3 является восстановителем, азот в степени окисления + 5 является окислителем.

Учитель: Ребята, успешно справившись с предложенным заданием, мы плотно пообедали и продолжили путешествие по высокогорной стране “Габбро”. Продвигаясь дальше, увидели поляну со сказочными цветами и травами, с редкими насекомыми и птицами. После дождя это зрелище было восхитительным! (точка 5 на рисунке). Сделать на память фотографию этого замечательного вида будет возможно после осуществления химических превращений по неорганической химии.

Задание № 5: Составьте уравнения химических реакций по схеме: простое вещество —> кислота —> кислотный оксид —> средняя соль —> кислая соль. Известно, что все вещества содержат один и тот же элемент – серу.

У доски работает 1 ученик, остальные обучающиеся выполняют задание в тетрадях.

Решение:

1. Из простого вещества серы можно получить серную кислоту, добавив к сере концентрированную азотную кислоту:

S + 6HNO3 (конц.) —> H2SO4 + 6NO2 + 2H2O

2. Кислотный оксид возможно получить из концентрированной серной кислоты путем ее взаимодействия с неактивным металлом, например, с медью:

Cu + 2H2SO4 (конц.) —> CuSO4 + SO2 + 2H2O

3. Среднюю соль получим путем взаимодействия кислотного оксида с основным оксидом:

SO2 + CaО —> CaSO3

4. Чтобы получить из средней соли кислую соль, надо раствор подкислить двухосновной кислотой, соответствующей кислотному остатку в средней соли:

CaSO3 + Н2SO3 —> Ca(HSO3)2

Учитель: Итак, ребята, мы с вами сделали отличные фотографии и, двигаясь дальше, оказались на самой вершине высокогорья перед огромными воротами, на которых висел кодовый замок (точка 6 на рисунке). Определить код мы сможем, решив задачу на нахождение массы вещества. Чему равна масса вещества, такой и будет код замка. Если задачу решим неправильно, то замок не откроется.

Задание № 6: Сероводород объемом 8,96 л пропустили через 340 г 2%-го раствора аммиака. Назовите соль, получившуюся в результате реакции, и определите ее массу. Ответ округлите до целых.

У доски работает 1 ученик, остальные обучающиеся выполняют задание в тетрадях.

Дано:

V (H2S) = 8,96 л

m р-ра (NH3) = 340 г

w (NH3) = 2 %

Найти:

m (соли) - ?

Решение:

1. Запишем уравнения возможных реакций:

2NH3 + H2S —> (NH4)2S

NH3 + H2S —> NH4HS

2. Определим, какая соль образуется в процессе данного взаимодействия — средняя или кислая.

n (H2S) = V/Vm

n (H2S) = 8,96 л / 22,4 л/моль = 0,4 моль

n (NH3) = m/M

m (NH3) = m р-ра (NH3) * w (NH3) / 100 %

m (NH3) = 340 г * 2 % / 100 % = 6,8 г

n (NH3) = 6,8 г / 17 г/моль = 0,4 моль

n (H2S) : n (NH3) = 0,4 моль : 0,4 моль = 1 : 1, следовательно, в процессе взаимодействия образуется кислая соль.

3. Найдем массу кислой соли, предварительно рассчитав ее количество.

n (NH4HS) = n (H2S) = n (NH3)

n (NH4HS) = 0,4 моль

m (NH4HS) = n * М

m (NH4HS) = 0,4 моль * 51 г/моль = 20,4 г

Округлим ответ до целых. m (NH4HS) = 20 г

Ответ: m (NH4HS) = 20 г

Учитель: Ребята, набрав нужный код, мы открыли огромные ворота и оказались на самой вершите горы “Габбро”. Впечатления были незабываемыми. Вы все сегодня отлично поработали, совершили нелёгкое путешествие в высокогорную страну Закавказья и успешно преодолели трудности. Сейчас вам надо отдохнуть и получить свои заслуженные оценки.

Играет торжественная музыка.

Итоги урока: обучающиеся систематизировали свои знания по темам “Строение атома”, “Окислительно-восстановительные реакции”, “Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений”, “Решение расчетных задач” в контексте подготовки к ЕГЭ, научились применять их в процессе игровой деятельности, дружно работали в коллективе, радовались удачам и переживали неудачи друг друга.