Для каждой системы образования и образовательного учреждения утвержден перечень обязательных требований, направленных на определение каждого уровня обучения профессии, специальности. Эти требования объединяются в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который утверждается органами власти, уполномоченными регулировать политику в сфере образования. В соответствии с “Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года” федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования отражает одну из актуальных потребностей современного общества – востребованность знания иностранного языка. В учебный план начальной школы введен учебный предмет “Иностранный язык”, что законодательно закрепляет тенденцию более раннего обучения иностранному языку. В соответствии с этим изучение иностранного языка начинается со второго класса [3, с.86].
Все содержание определено посредством возможных достижений, выраженных в учебных умениях ученика в основных видах деятельности: говорение, слушание (аудирование), чтение, письмо и письменная речь [3, с.87].
Научить выражать свои мысли в монологической форме является одной из главных практических целей обучения английскому языку в школе. монолог это непосредственно направленный к собеседнику или аудитории организованный вид устной речи, предусматривающий высказывания одного человека. Монологическая речь - характеризуется определенными коммуникативными психологическими и речевыми особенностями, которые учитель должен учитывать в процессе обучения этому виду речевой деятельности [5, с.2].
В школе обучают двум типам монологической речи: подготовленному и неподготовленному. Подготовленная речь - это такое высказывание, элементы которого предварительно отрабатываются, автоматизируются в более фразовых единствах, а затем репродуцируются в форме сообщения, рассказы, информации. Неподготовленная речь - это такой уровень владения языком, на котором говорящий может без подготовки, без опоры на заданные языковые единицы, без принуждения и помощи со стороны учителя использовать усвоенный ранее языковой и речевой материал в комбинациях и ситуациях, которые не имели места в предыдущих видах работы на уроке. Такое вещание называется экспромтом, спонтанным, инициативным. Монологическая речь характеризуется определенными психологическими и лингвистическими особенностями, которые учитель должен учесть в процессе обучения этому виду речевой деятельности, особенно в начальной школе [4, с.167].
Монологическая речь выполняет такие коммуникативные функции:
а) информативную - сообщение информации о предметах или события окружающей среды (описание явлений, действий, состояния)
б) функцию побуждения или убеждения (побуждения к действию или предупреждения нежелательного действия, убеждение в справедливости тех или иных взглядов, действий, мыслей, убеждений и т.д.);
в) эмоционально окрашенную или оценочную функцию, которая выражается формулировкой своего отношения к фактам, событиям, поступкам действующих лиц [2, с.39].
Монологической речи присущ довольно сложный синтаксис, ограниченное использование предложений-эллипсов, речевых клише, штампов. В зависимости от коммуникативной функции монологической речи различают несколько типов высказываний в начальной школе: сообщение, описание, рассказ.
Целью обучения монологической речи в начальной школе является формирование определенных монологических умений.
Под "навыками монологической речи" понимаются лишь навыки, которые имеют отношение непосредственно к устной формой речи. Навыки монологического высказывания обеспечивают стабильно правильное, автоматизированное, коммуникативно-мотивированное, ситуативное или контекстное использование языковых (лексических, грамматических) явлений в устной речи [6, с.2].
Монологическое высказывание, которому учат в школе на уроке английского языка - это распространенное высказывание, которое имеет свою тему и идею. Следовательно, на начальном этапе обучения английскому языку учитель должен поставить перед собой следующие задачи: сформировать интерес и вызвать желание у учащихся изучать английский язык;
- объяснить важность изучения иностранного языка (учитывая возрастные особенности детей);
- уделять достаточное внимание овладению учащимися монологической речью;
- сформировать лексический минимум и постепенно его расширять (с целью построения монологического высказывания на следующих этапах обучения);
- учить строить высказывания, используя активный словарь учащихся;
- заблаговременно предупреждать трудности в овладении монологической речи;
- осуществлять подход к обучению монологической речи как умение связно и логично излагать свои мысли и таким образом вносить свой вклад в развитие личности ученика;
- правильно организовывать обучение монологической речи, помнить, что оно является компонентом диалогической речи (если ученик умеет самостоятельно связно строить свое собственное выражение, то ему будет легче строить высказывания в диалоге).
Следовательно, навыки, которые формируются в процессе монологического высказывания в начальной школе на уроке английского языка - это правильно с точки зрения языковых средств, логично и последовательно, с достаточной полнотой, и творчески пользоваться усвоенным языковым материалом для выражения своих мыслей на иностранном языке. Все эти качества монологических умений формируются в процессе выполнения соответствующих упражнений.
Для обучения монологической речи используются: подготовительные (языковые и условно-речевые) и речевые упражнения.
Подготовительные упражнения могут быть следующего характера:
1) имитативный (воспроизведение образца, имитация его)
2) подстановке (воспроизведение образца путем изменения его лексического состава)
3) комбинационные (построение высказывания путем передачи данных элементов предложения);
4) трансформационные (изменение или преобразование грамматических форм).
Назначение подготовительных упражнений - целенаправленная активизация языкового материала, результатом которой должна быть навык оперирования соответствующими фонетическими, лексическими и грамматическими элементами и целыми предложениями. Суть подобных упражнений - в многократном и варьируемых повторении иноязычные формы, которая соответствует заданному содержания. Внимание при этом направляется на языковую форму. Таким образом подготовительные упражнения имеют своей целью научить учеников компонентов монологической речи: составление фраз, их расширение, трансформации, комбинирования, соединения фраз между собой согласно логике высказывании. Однако следует помнить, что началом работы над монологической речью является прочное усвоение лексических единиц в грамматических структурах [4, с.169].
Речевые упражнения направлены на формирование таких умений: сообщать о какой-либо факт, описывать (природу, погоду, квартиру, внешность человека), рассказывать об определенных событиях (каникулы, посещения театра, музея, кино), рассуждения о каких-либо событиях, фактах; доказывать какие-либо утверждения; пересказывать, комментировать прочитанное или прослушан текст.
Назначение речевых упражнений - нерегулируемая, конкретно не направлена на активизацию языкового и речевого материала в условиях речевой практики с целью решения коммуникативных задач, когда внимание учеников сосредоточивается на содержании высказывания, а не его форме.
Среди речевых упражнений выделяют следующие:
1) вопросы-ответы
2) ситуативные (построение высказывания на основе учебно-речевой ситуации);
3) репродуктивные (перевод прослушанного или прочитанного текста);
4) дескриптивные (описание с опорой на иллюстративную наглядность)
5) инициативные (ролевые игры)
6) переводные.
Если в процессе выполнения подготовительных упражнений формируются речевые лексико-грамматические и фонетические навыки, то речевые упражнения формируют речевые умения говорить [1, с.46].
Учитывая необходимость постоянного усложнения и расширения учебного языкового материала, методика обучения иностранным языкам выделяет три этапа формирования монологических умений.
В основу каждого из них возложена новое качество высказывания учащихся, причем это качество обязательно ведет к увеличению объема образцов речи, используемых учеником.
Задача первого этапа сводятся к тому, чтобы прочно усвоить и закрепить языковой материал к теме; научиться выражать на его основе одну завершенную мысль; объединять 2-3 фразы в одну более фразовое единство [4, с.173].
Например по теме “Моя семья” учащиеся могут по очереди говорить такие предложения: My family is not big. I have one brother. My father is a worker.
Задача второго этапа состоит в том, чтобы научить учащихся переходить от одного речевого образца к другому, добиваясь при этом логической связи предложений в соответствии с обучаемой темой. Каждое следующее предложение должно дополнять, раскрывать или уточнять мнение, высказанное в первой фразы [4, с.174]. Например: My father is not old. He is 30 years old. He works at the factory.
На этом этапе от учащихся требуется добиваться обязательной разноструктурной модели. Это помогает развивать мысль, умение формулировать высказывания согласно определенным логическим планом. Обучение монологической речи в этот период осуществляется с помощью упражнений с использованием различных опор: изобразительных, вербальных, комбинированных. В роли изобразительной опоры могут выступать отдельные рисунки, слайды, тематические и сюжетные картинки, композиции на магнитной доске, кодограммы. Ситуации, которые вводятся в опоре на изобразительную наглядность, мотивируют высказывания учащихся [4, с.175].
На третьем этапе ученики должны уметь создавать монологическое высказывание на уровне текста различных функционально-смысловых типов в таком объеме, который предусмотрен программой для определенного класса в начальной школе ( для начальной школы это 5-8 предложений, в зависимости от уровня сформированности навыков и возрастных особенностей детей). Умения, которые развиваются на третьем этапе формирования монологической речи - умения выражать свое личное отношение к фактам или событиям, о которых идет речь в высказывании ученика; включать в свой речи элементы рассуждения, аргументации [4, с.176]. Ученики в этом случае должны заранее усвоить ряд словосочетаний, штампов, характерных для монологической речи: I think, To my mind, my opinion is, i can say, that, I am sure, I am not sure. Включение подобных словосочетаний в монологическое высказывание позволяет ученикам передать свое личное отношение к обсуждаемым событиям или фактам.
Список использованной литературы.
- Барышева З.Ш. Формирование навыков связного монологического высказывания на английском языке учащихся национальной школы // Известия ДГПУ, 2013. - №4. – С.45-48.
- Докучаева И.В. Лекции по методике преподавания английского языка. – Р.н/Д.: ИУБиП, 2010. – 65с.
- Короткова И.П. Новые стандарты в обучении иностранному языку в младшей школе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2012. – №24-2. - С.86-90.
- Николаева С.Ю. Методика преподавания иностранных языков. – 2-е изд., доп. и предел. – К.: Ленвит, 2002. – 328с.
- Тлехурай М.К. Диалогическая и монологическая речь, их роль в развитии навыков связной речи учащихся // Вестник МГТУ, 2009. - №3. - С.1-4.
- Трубчаникова И.И. Совершенствование навыков и умений устной иноязычной речи в процессе обучения иностранному языку // Новые технологии, 2011. - №2. – С.1-5.