Система работы с одаренными детьми

Разделы: Иностранные языки


“Школьное образование представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны. Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире”. [1]

Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей.

Далеко не каждый ребенок способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности. Учитель и классный руководитель ответственны за реализацию системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей, а так же просто способных детей, желающих развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности.

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. Существует формулировка, что это качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.

В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж.Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

  • интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
  • креативности;
  • настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу)

Кроме того, он выделяет знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик.

Одарённость может проявляться:

  • как одарённость явная (проявленная), которая “у всех на виду”. Обычно в этом случае подразумевается высокая одарённость;
  • как одарённость возрастная, (т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом по истечении нескольких лет, эта одарённость куда-то исчезает);
  • как одарённость скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть талант, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневной деятельности. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода. Следовательно, цель работы учителя заключается в создании условий для оптимального развития одаренных детей.

Одним из условий развития одаренных детей является использование инновационных технологий. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, исследовательская деятельность помогают реализовать личностно ориентированный подход в обучении английскому языку, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения. Для этого необходимо:

  • разработать систему применения инновационных технологий в работе одаренными детьми при обучении английского языка;
  • изучить методический материал по инновационным технологиям;
  • включить в календарно-тематическое планирование уроки и внеклассные мероприятия с применением инновационных технологий;
  • cоздать программу и мероприятия для развития одаренных детей.

Использование инновационных технологий решает следующие задачи:

  • стимулирование интереса учащихся  к   изучению иностранного языка;
  • развитие познавательного и   коммуникативного интереса;
  • стремление к самостоятельной работе по овладению иностранным языком, как на уроке, так и во внеурочной деятельности;
  • увеличение числа одаренных детей, активно занимающихся творческой деятельностью;
  • регулярные публикации одаренных детей, в средствах массовой информации;
  • наличие победителей конкурсов и НПК разного уровня.

Модернизация содержания образования в России не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Следовательно, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность талантливых учащихся. Опыт работы и исследования педагогов-новаторов показывают, что именно нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес у одаренных учащихся к предмету и повышают мотивацию к учению.

Как же по – новому, можно осуществлять работу с одаренными детьми посредством нетрадиционных уроков. Нетрадиционные формы уроков, наиболее интересные для одаренных учащихся это урок – защита проекта, видео урок, урок-презентация, урок-экскурсия, урок-праздник, урок-сказка, урок – интеллектуальная игра. Особенностью данных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка, мотивация познавательной деятельности. Но пробудить интерес к изучению языка – только одна из задач. Труднее поддержать интерес в течение лет изучения.

Основными принципами поддержания интереса являются: [2, стр. 24]

Внедрение в образовательный процесс нетрадиционных форм обучения включает в себя нетрадиционные:

  • подготовку и проведение урока;
  • структуру урока;
  • взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между учителями и учениками;
  • подбор и критерии оценки учебных материалов;
  • методику оценки деятельности учащихся;
  • анализ урока. [3, с. 56]

Каковы же функции учителя?

Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;

  • создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одаренных детей, как в учебном процессе, так и во внеурочное время. 
  • создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности. 
  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей. 
  • оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей. 
  • обмен опытом педагогов школы по работе с одаренными детьми. 

Приоритетными направлениями учителя в работе с одарёнными детьми являются:

Развитие качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений у одаренных детей, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;

  • формирование личности, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
  • развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.

Принципы деятельности учителя в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип добровольности.

Система работы с одарёнными детьми предполагает использование следующих форм:

  • научно-практические конференции,
  • исследовательские проекты,
  • публикации,
  • участие в конкурсах разного уровня,
  • участие в предметных олимпиадах,
  • участие в интеллектуальных олимпиадах.

Одаренные дети участвуют во внеурочных интеллектуальных мероприятиях, благодаря которым формируется положительная мотивация к учению, создаются условия для углубленного изучения научных дисциплин.

Предоставляется возможность одаренным детям совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем во время подготовки и участия в НПК окружного и всероссийского уровня, научно-исследовательской и поисковой деятельности, где учащиеся занимают призовые места.

Система отслеживания развития одаренных детей осуществляется по портфолио достижений ученика, согласно этой таблице.

Группы одаренных детей Формы ФИО Уровень, название Результат
Дети, одаренные в области овладения академической наукой Научно-практические конференции:      
Дети, одаренные в интеллектуальной деятельности Предметные олимпиады      
Интеллектуальные олимпиады      
конкурсы      
Исследовательские проекты      
  публикации      

Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одарёнными детьми. Проблемы выражаются в противоречиях:

  • между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
  • между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и несоответствием общего уровня культуры;
  • между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований - сложен и многогранен. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды. Работая с одарёнными детьми очень важно, рядом с ребенком в нужный момент оказался умный, внимательный наставник, который бы помог ребёнку освоить свой дар, поспособствовал бы развитию таланта, научил бы ребенка трудиться.

Список литературы.

  1. Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”. 04 февраля 2010 г. Пр-271.
  2. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. Иностранные языки в школе. – 2001. - № 4.
  3. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.