“Школьное образование представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны. Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире”. [1]
Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей.
Далеко не каждый ребенок способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности. Учитель и классный руководитель ответственны за реализацию системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей, а так же просто способных детей, желающих развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности.
В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. Существует формулировка, что это качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.
В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж.Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
- креативности;
- настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу)
Кроме того, он выделяет знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик.
Одарённость может проявляться:
- как одарённость явная (проявленная), которая “у всех на виду”. Обычно в этом случае подразумевается высокая одарённость;
- как одарённость возрастная, (т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом по истечении нескольких лет, эта одарённость куда-то исчезает);
- как одарённость скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть талант, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневной деятельности. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода. Следовательно, цель работы учителя заключается в создании условий для оптимального развития одаренных детей.
Одним из условий развития одаренных детей является использование инновационных технологий. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, исследовательская деятельность помогают реализовать личностно ориентированный подход в обучении английскому языку, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения. Для этого необходимо:
- разработать систему применения инновационных технологий в работе одаренными детьми при обучении английского языка;
- изучить методический материал по инновационным технологиям;
- включить в календарно-тематическое планирование уроки и внеклассные мероприятия с применением инновационных технологий;
- cоздать программу и мероприятия для развития одаренных детей.
Использование инновационных технологий решает следующие задачи:
- стимулирование интереса учащихся к изучению иностранного языка;
- развитие познавательного и коммуникативного интереса;
- стремление к самостоятельной работе по овладению иностранным языком, как на уроке, так и во внеурочной деятельности;
- увеличение числа одаренных детей, активно занимающихся творческой деятельностью;
- регулярные публикации одаренных детей, в средствах массовой информации;
- наличие победителей конкурсов и НПК разного уровня.
Модернизация содержания образования в России не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Следовательно, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность талантливых учащихся. Опыт работы и исследования педагогов-новаторов показывают, что именно нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес у одаренных учащихся к предмету и повышают мотивацию к учению.
Как же по – новому, можно осуществлять работу с одаренными детьми посредством нетрадиционных уроков. Нетрадиционные формы уроков, наиболее интересные для одаренных учащихся это урок – защита проекта, видео урок, урок-презентация, урок-экскурсия, урок-праздник, урок-сказка, урок – интеллектуальная игра. Особенностью данных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка, мотивация познавательной деятельности. Но пробудить интерес к изучению языка – только одна из задач. Труднее поддержать интерес в течение лет изучения.
Основными принципами поддержания интереса являются: [2, стр. 24]
Внедрение в образовательный процесс нетрадиционных форм обучения включает в себя нетрадиционные:
- подготовку и проведение урока;
- структуру урока;
- взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между учителями и учениками;
- подбор и критерии оценки учебных материалов;
- методику оценки деятельности учащихся;
- анализ урока. [3, с. 56]
Каковы же функции учителя?
Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;
- создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одаренных детей, как в учебном процессе, так и во внеурочное время.
- создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.
- стимулирование творческой деятельности одаренных детей.
- оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей.
- обмен опытом педагогов школы по работе с одаренными детьми.
Приоритетными направлениями учителя в работе с одарёнными детьми являются:
Развитие качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений у одаренных детей, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
- формирование личности, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
- развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.
Принципы деятельности учителя в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип добровольности.
Система работы с одарёнными детьми предполагает использование следующих форм:
- научно-практические конференции,
- исследовательские проекты,
- публикации,
- участие в конкурсах разного уровня,
- участие в предметных олимпиадах,
- участие в интеллектуальных олимпиадах.
Одаренные дети участвуют во внеурочных интеллектуальных мероприятиях, благодаря которым формируется положительная мотивация к учению, создаются условия для углубленного изучения научных дисциплин.
Предоставляется возможность одаренным детям совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем во время подготовки и участия в НПК окружного и всероссийского уровня, научно-исследовательской и поисковой деятельности, где учащиеся занимают призовые места.
Система отслеживания развития одаренных детей осуществляется по портфолио достижений ученика, согласно этой таблице.
Группы одаренных детей | Формы | ФИО | Уровень, название | Результат |
Дети, одаренные в области овладения академической наукой | Научно-практические конференции: | |||
Дети, одаренные в интеллектуальной деятельности | Предметные олимпиады | |||
Интеллектуальные олимпиады | ||||
конкурсы | ||||
Исследовательские проекты | ||||
публикации |
Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одарёнными детьми. Проблемы выражаются в противоречиях:
- между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
- между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и несоответствием общего уровня культуры;
- между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований - сложен и многогранен. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды. Работая с одарёнными детьми очень важно, рядом с ребенком в нужный момент оказался умный, внимательный наставник, который бы помог ребёнку освоить свой дар, поспособствовал бы развитию таланта, научил бы ребенка трудиться.
Список литературы.
- Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”. 04 февраля 2010 г. Пр-271.
- Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. Иностранные языки в школе. – 2001. - № 4.
- Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.