1. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости на урок? Назовите, пожалуйста, этих героев и мультфильмы, в которых они живут.
(Буратино из мультфильма “Приключение Буратино” и Вовка из мультфильма “Вовка в тридевятом царстве”)
- Совершенно правильно, ребята, молодцы!
- Ответьте на вопрос: как поначалу эти мальчишки относились к учёбе? (Учиться они не хотели, бездельничали, хотели, чтобы всё получалось само собой)
- А давайте вспомним, к чему привело их нежелание учиться? (Буратино познакомился с мошенниками Котом Базилио и лисой Алисой и попал в Страну Дураков, А Вовка оказался голодным, так как ничего не умел делать)
- Поняли ли наши герои свою ошибку и исправились ли? (Да, Буратино и Вовка поняли свою ошибку и исправились)
- И как они были вознаграждены? (Буратино приобрёл много друзей и порадовал папу Карло, а Вовка сделал своими руками корыто для старухи из “Золотой рыбки” и полюбил чтение)
- Прочтите эти русские народные пословицы. Какая из них к какому герою подходит? (Учение и труд к счастью ведут – к Буратино, Ученье — путь к уменью – к Вовке)
- Ребята, а вы хотите иметь настоящих друзей и быть умелыми? (Да!!!)
- А что для этого надо делать? (Хорошо учиться)
- А вы можете постараться хорошо учиться? (Да!)
- Тогда в добрый путь, к получению новых знаний!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
- С чего обычно вы начинаете свою работу? (С повторения)
- А для чего вы повторяете ту или иную тему? (Темы, которые мы повторяем в начале урока, связаны с новой темой, и это помогает нам открыть знание самостоятельно)
- Давайте вспомним, что такое “Фонетика”.
(“Фонетика” - это раздел науки о языке, который изучает звуки речи)
- Вспомните предложения, которые помогли нам запомнить все глухие и все звонкие согласные
Все глухие | Все звонкие |
- СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? - Ф-и-и.. |
Мы Же Не ЗаБыВаЛи ДРуГа “Й” |
- Давайте вспомним, что такое “Морфемика”. (Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает морфемы – наименьшие значимые части слова)
- Вспомним, какие значимые части слова мы знаем? (окончание, корень, приставка, суффикс)
- Как правильно определить, что орфограмма находится именно в приставке. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)
- Что такое однокоренные слова?. (Однокоренные слова это слова с одинаковым корнем, близкие по лексическому значению)
- Назовите способ подбора однокоренного слова. (Подберём к исходному слову слово другой части речи, близкое по лексическому значению, с тем же корнем)
- Что такое приставка? (Приставка – это значимая часть слова, средство для образования новых слов)
Упражнение №1 – будем выполнять письменно по вариантам
- Сформулируйте задание к этому упражнению. (Определить в какой морфеме орфограмма, выбрать правильную букву, записать слово, выделить морфему)
1 вариант | 2 вариант |
п(о)(а)лететь (с)(з)давать от(о)(а)рвать (в)(ф)ставить (о)(а)писать |
(о)(а)тлететь (в)(ф)пустить н(а)(о)мотать под(а)(о)шёл (с)(з)бежать |
- Поменяйтесь листочками, приготовьте зелёные ручки. Каким образом мы можем проверить данные слова? (По составленному на предыдущем уроке эталону)
Орфограммы в приставках
Неизменяемые приставки |
|||
Русские неизменяемые приставки | Иноязычные приставки | ||
С-, со-, о-, обо-, по-, подо-, про-, от-, ото-,
об-, до-, за-, на-, над-, надо-, под-, пред-, в-, во-, пере-,
меж-, сверх- Здесь, здание, здоровье – з – часть корня |
Дез-, ин-, кон-, контр- пан-, пост-, суб-, супер- транс- |
- Что вы сейчас повторили? (Глухие и звонкие согласные, части слова, что такое приставка, способ подбора однокоренного слова, правописание русских неизменяемых приставок)
- Как вы думаете, что вы должны выполнить дальше?
(Задание на пробное действие)
Упражнение № 2 – на доске
В...крикнуть Ра...жимать
И...писать
Бе...жалостный
Во...хождение
- Сформулируйте своё пробное задание. (Вставить пропущенные буквы в приставки данных слов)
- Какие буквы вы можете вставить? (Либо з, либо с)
- Кто испытал трудности при его выполнении?
(.....)
- Как вы думаете, почему? (У нас нет эталона на данную орфограмму)
3. Выявление места и причины затруднения
- Какое задание вы должны были выполнить?
(Мы должны были определить, какие буквы пишутся в приставках данных слов)
- В чем ваше затруднение? (В выборе правильной буквы з или с)
- Почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем правила написания з – с на конце приставок)
- Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Исходя из вышесказанного, ответьте: какова цель вашей деятельности?
(Узнать правила написания з – с на конце приставок)
- Раз вы смогли правильно поставили цель урока, значит, вы сможете сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Итак, тема нашего урока...
(Правило написания букв з – с на конце приставок)
- Что из этапа повторения поможет вам в достижении цели?
(Мы предполагаем, что это знание того, что такое приставка, какие звуки являются глухими, а какие звонкими. Умение правильно находить приставку)
- Составим план ваших действий. Как вы думаете, что будет первым шагом?
- Определить, от чего зависит написание з – с на конце приставки
- Создать эталон
- Сделать вывод
Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием
5. Реализация построенного проекта.
- Дальнейшую работу вы будете делать в малых группах (по 4 человека). Но перед этим вспомним, как подчёркивается орфограмма. (одной чертой)
А условие выбора орфограммы. (двумя чертами)
Упражнение № 3
- Вернёмся к словам из пробного задания. (Раздаются листочки со словами)
В этих словах графически уже обозначена орфограмма
- Согласно вашему плану постарайтесь определить от чего зависит написание з – с на конце приставки в данных словах. (В слабых классах можно задавать наводящие вопросы)
(з пишется перед звонкими согласными, с – перед глухими)
- Теперь творческое задание для каждой группы. Составьте алгоритм данного правила.
- Вставьте его в наш эталон
Неизменяемые приставки | Изменяемые приставки | ||
Русские неизменяемые приставки | Иноязычные приставки | Написание которых зависит
от последующего звонкого или глухого согласного На ...з-, ...с- |
|
С-, со-, о-, обо-, по-, подо-, про-, от-, ото-,
об-, до-, за-, на-, над-, надо-, под-, пред-, в-, во-, пере-,
меж-, сверх- Здесь, здание, здоровье – з – часть корня |
Дез-, ин-, кон-, контр- пан-, пост-, суб-, супер- транс- |
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Научиться применять правило написания з – с на конце приставки вам поможет следующее упражнение. Сформулируйте задание
(Объяснить, почему з или с пишется в приставке, используя построенный алгоритм)
- Первые 5 слов кто-то из вас прокомментирует вслух всему классу. Оставшиеся 6 слов вы прокомментируете друг другу в паре.
Упражнение №4
Испортить Распорядок Разгадать Бесконечный Распилить Разносить Расписание Безболезненный Безграничный Бесшумный Вздыхать Бесцельный
Упражнение № 5 – повышенной сложности
Выберите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: “Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква С”? Объясните свой выбор.
1) раскрыл
2) сжал
3) разлил
4) ссорился
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Как вы думаете, как проверить, научились вы применять новое правило или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки)
Как вы думаете, какое задание можно составить к данному упражнению? (Распределить слова по столбикам. В первый столбик записать слова с приставкой, оканчивающейся на ...с, во второй – на ...з. Графически обозначить орфограмму)
1 вариант | 2 вариант |
Бе...людный, во...поминание, во...рождение, в...порхнуть, и...гнать, и...портить, ни...ходить, ра...дать, ра...пустить, чре...мерный | И...мученный, ра...сыпать, ис...ледовать, во...звание, бе...смертный, ни...вергаться, во...становить, ра...бежаться, ра...веселиться, чере...чур |
- При выполнении этого задания у кого-нибудь возникло затруднение? Если да, то как вы думаете, почему?
- У кого задание не вызвало затруднений?
- Вы все молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение
- Скажите, ребята, с какой целью на уроках освоения новых знаний мы обращаем к повторению пройденного материала. (Повторение пройденного помогает нам в изучении новой темы. Повторение служит “инструментом”, с помощью которого мы постигаем новый материал)
- Что же нам необходимо сделать, чтобы полученные сегодня знания заняли своё место в шкатулке повторения? (Необходимо выполнить упражнение, в котором будут задания на новую тему и на ранее пройденные)
- Поработаем у доски, но прежде придумайте задания к данному упражнению
Упражнение № 6
1) Н...ступила ос...нь. 2) Саша и Таня после уроков п...б...жали (в)лес. 3) Вчера шел дож...ь. 4) Бабушка ск...зала, что в лесу будет много грибо.... 5) Дети разбежались по опушк... и стали искать грибы.
(Докажем, что это текст
Вставим пропущенные буквы, объясним орфограммы
Выпишем слово с приставкой, в котором правописание приставки зависит от последующего звонкого согласного звука.)
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового вы узнали на занятии
(Мы узнали, что кроме русских и иноязычных неизменяемых приставок в русском языке есть приставки, написание которых зависит от последующего согласного)
- Какие “инструменты” из повторения нам понадобились для изучения новой темы.
(...)
С какими затруднениями мы столкнулись?
(...)
- Вспомните цель нашего урока.
(Узнать, когда на конце приставок пишется буква с, а когда з)
- Перед вами два слова
В...БЕЖАТЬ
В...ПОРХНУТЬ
- Посмотрите и ответьте себе на вопрос: какую букву я напишу и почему?
У вас на партах лежат цветные лепесточки ромашки. Подумайте и решите для себя, какое утверждение вам близко.
Я понял эту тему | |
В основном мне всё понятно, но дома ещё раз всё разберу | |
Мне требуется помощь учителя |
- А теперь каждый ряд сложит свою ромашку, и я посмотрю, как вы сегодня потрудились.
Домашнее задание:
Напишите сочинение-миниатюру “История о том, как встретились русские неизменяемые приставки с приставками на ...з, ...с”.