Урок освоения новых знаний по теме "Правописание "з" и "с" на конце приставок". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости на урок? Назовите, пожалуйста, этих героев и мультфильмы, в которых они живут.

(Буратино из мультфильма “Приключение Буратино” и Вовка из мультфильма “Вовка в тридевятом царстве”)

- Совершенно правильно, ребята, молодцы!

- Ответьте на вопрос: как поначалу эти мальчишки относились к учёбе? (Учиться они не хотели, бездельничали, хотели, чтобы всё получалось само собой)

- А давайте вспомним, к чему привело их нежелание учиться? (Буратино познакомился с мошенниками Котом Базилио и лисой Алисой и попал в Страну Дураков, А Вовка оказался голодным, так как ничего не умел делать)

- Поняли ли наши герои свою ошибку и исправились ли? (Да, Буратино и Вовка поняли свою ошибку и исправились)

- И как они были вознаграждены? (Буратино приобрёл много друзей и порадовал папу Карло, а Вовка сделал своими руками корыто для старухи из “Золотой рыбки” и полюбил чтение)

- Прочтите эти русские народные пословицы. Какая из них к какому герою подходит? (Учение и труд к счастью ведут – к Буратино, Ученье — путь к уменью – к Вовке)

- Ребята, а вы хотите иметь настоящих друзей и быть умелыми? (Да!!!)

- А что для этого надо делать? (Хорошо учиться)

- А вы можете постараться хорошо учиться? (Да!)

- Тогда в добрый путь, к получению новых знаний!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

- С чего обычно вы начинаете свою работу? (С повторения)

- А для чего вы повторяете ту или иную тему? (Темы, которые мы повторяем в начале урока, связаны с новой темой, и это помогает нам открыть знание самостоятельно)

- Давайте вспомним, что такое “Фонетика”.

(“Фонетика” - это раздел науки о языке, который изучает звуки речи)

- Вспомните предложения, которые помогли нам запомнить все глухие и все звонкие согласные

Все глухие Все звонкие
- СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ?

- Ф-и-и..

Мы Же Не ЗаБыВаЛи ДРуГа “Й”

- Давайте вспомним, что такое “Морфемика”. (Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает морфемы – наименьшие значимые части слова)

- Вспомним, какие значимые части слова мы знаем? (окончание, корень, приставка, суффикс)

- Как правильно определить, что орфограмма находится именно в приставке. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)

- Что такое однокоренные слова?. (Однокоренные слова это слова с одинаковым корнем, близкие по лексическому значению)

- Назовите способ подбора однокоренного слова. (Подберём к исходному слову слово другой части речи, близкое по лексическому значению, с тем же корнем)

- Что такое приставка? (Приставка – это значимая часть слова, средство для образования новых слов)

Упражнение №1 – будем выполнять письменно по вариантам

- Сформулируйте задание к этому упражнению. (Определить в какой морфеме орфограмма, выбрать правильную букву, записать слово, выделить морфему)

1 вариант 2 вариант
п(о)(а)лететь

(с)(з)давать

от(о)(а)рвать

(в)(ф)ставить

(о)(а)писать

(о)(а)тлететь

(в)(ф)пустить

н(а)(о)мотать

под(а)(о)шёл

(с)(з)бежать

- Поменяйтесь листочками, приготовьте зелёные ручки. Каким образом мы можем проверить данные слова? (По составленному на предыдущем уроке эталону)

Орфограммы в приставках

Неизменяемые приставки

 
Русские неизменяемые приставки Иноязычные приставки    
С-, со-, о-, обо-, по-, подо-, про-, от-, ото-, об-, до-, за-, на-, над-, надо-, под-, пред-, в-, во-, пере-, меж-, сверх-

Здесь, здание, здоровье – з – часть корня

Дез-, ин-, кон-, контр- пан-, пост-, суб-, супер- транс-    

- Что вы сейчас повторили? (Глухие и звонкие согласные, части слова, что такое приставка, способ подбора однокоренного слова, правописание русских неизменяемых приставок)

- Как вы думаете, что вы должны выполнить дальше?

(Задание на пробное действие)

Упражнение № 2 – на доске

В...крикнуть

Ра...жимать

И...писать

Бе...жалостный

Во...хождение

- Сформулируйте своё пробное задание. (Вставить пропущенные буквы в приставки данных слов)

- Какие буквы вы можете вставить? (Либо з, либо с)

- Кто испытал трудности при его выполнении?

(.....)

- Как вы думаете, почему? (У нас нет эталона на данную орфограмму)

3. Выявление места и причины затруднения

- Какое задание вы должны были выполнить?

(Мы должны были определить, какие буквы пишутся в приставках данных слов)

- В чем ваше затруднение? (В выборе правильной буквы з или с)

- Почему вы испытали затруднение?  (Мы не знаем правила написания з – с на конце приставок)

- Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Исходя из вышесказанного, ответьте: какова цель вашей деятельности?

(Узнать правила написания з – с на конце приставок)

- Раз вы смогли правильно поставили цель урока, значит, вы сможете сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Итак, тема нашего урока...

(Правило написания букв з – с на конце приставок)

- Что из этапа повторения поможет вам в достижении цели?

(Мы предполагаем, что это знание того, что такое приставка, какие звуки являются глухими, а какие звонкими. Умение правильно находить приставку)

- Составим план ваших действий. Как вы думаете, что будет первым шагом?

  • Определить, от чего зависит написание з – с на конце приставки
  • Создать эталон
  • Сделать вывод

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием

5. Реализация построенного проекта.

- Дальнейшую работу вы будете делать в малых группах (по 4 человека). Но перед этим вспомним, как подчёркивается орфограмма. (одной чертой)

А условие выбора орфограммы. (двумя чертами)

Упражнение № 3

- Вернёмся к словам из пробного задания. (Раздаются листочки со словами)

В этих словах графически уже обозначена орфограмма

- Согласно вашему плану постарайтесь определить от чего зависит написание з – с на конце приставки в данных словах. (В слабых классах можно задавать наводящие вопросы)

(з пишется перед звонкими согласными, с – перед глухими)

- Теперь творческое задание для каждой группы. Составьте алгоритм данного правила.

- Вставьте его в наш эталон

Неизменяемые приставки Изменяемые приставки
Русские неизменяемые приставки Иноязычные приставки Написание которых зависит от последующего звонкого или глухого согласного

На ...з-, ...с-

 
С-, со-, о-, обо-, по-, подо-, про-, от-, ото-, об-, до-, за-, на-, над-, надо-, под-, пред-, в-, во-, пере-, меж-, сверх-

Здесь, здание, здоровье – з – часть корня

Дез-, ин-, кон-, контр- пан-, пост-, суб-, супер- транс-

 

6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Научиться применять правило написания з – с на конце приставки вам поможет следующее упражнение. Сформулируйте задание

(Объяснить, почему з или с пишется в приставке, используя построенный алгоритм)

- Первые 5 слов кто-то из вас прокомментирует вслух всему классу. Оставшиеся 6 слов вы прокомментируете друг другу в паре.

Упражнение №4

Испортить Распорядок
Разгадать Бесконечный
Распилить Разносить
Расписание Безболезненный
Безграничный Бесшумный
Вздыхать Бесцельный

Упражнение № 5 – повышенной сложности

Выберите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: “Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква С”? Объясните свой выбор.

1) раскрыл

2) сжал

3) разлил

4) ссорился

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Как вы думаете, как проверить, научились вы применять новое правило или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки)

Как вы думаете, какое задание можно составить к данному упражнению? (Распределить слова по столбикам. В первый столбик записать слова с приставкой, оканчивающейся на ...с, во второй – на ...з. Графически обозначить орфограмму)

1 вариант 2 вариант
Бе...людный, во...поминание, во...рождение, в...порхнуть, и...гнать, и...портить, ни...ходить, ра...дать, ра...пустить, чре...мерный И...мученный, ра...сыпать, ис...ледовать, во...звание, бе...смертный, ни...вергаться, во...становить, ра...бежаться, ра...веселиться, чере...чур

 

- При выполнении этого задания у кого-нибудь возникло затруднение? Если да, то как вы думаете, почему?

- У кого задание не вызвало затруднений?

- Вы все молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение

- Скажите, ребята, с какой целью на уроках освоения новых знаний мы обращаем к повторению пройденного материала. (Повторение пройденного помогает нам в изучении новой темы. Повторение служит “инструментом”, с помощью которого мы постигаем новый материал)

- Что же нам необходимо сделать, чтобы полученные сегодня знания заняли своё место в шкатулке повторения? (Необходимо выполнить упражнение, в котором будут задания на новую тему и на ранее пройденные)

- Поработаем у доски, но прежде придумайте задания к данному упражнению

Упражнение № 6

1) Н...ступила ос...нь. 2) Саша и Таня после уроков п...б...жали (в)лес. 3) Вчера шел дож...ь. 4) Бабушка ск...зала, что в лесу будет много грибо.... 5) Дети разбежались по опушк... и стали искать грибы.

(Докажем, что это текст

Вставим пропущенные буквы, объясним орфограммы

Выпишем слово с приставкой, в котором правописание приставки зависит от последующего звонкого согласного звука.)

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового вы узнали на занятии

(Мы узнали, что кроме русских и иноязычных неизменяемых приставок в русском языке есть приставки, написание которых зависит от последующего согласного)

- Какие “инструменты” из повторения нам понадобились для изучения новой темы.

(...)

С какими затруднениями мы столкнулись?

(...)

- Вспомните цель нашего урока.

(Узнать, когда на конце приставок пишется буква с, а когда з)

- Перед вами два слова

В...БЕЖАТЬ

В...ПОРХНУТЬ

- Посмотрите и ответьте себе на вопрос: какую букву я напишу и почему?

У вас на партах лежат цветные лепесточки ромашки. Подумайте и решите для себя, какое утверждение вам близко.

Я понял эту тему
В основном мне всё понятно, но дома ещё раз всё разберу
Мне требуется помощь учителя

- А теперь каждый ряд сложит свою ромашку, и я посмотрю, как вы сегодня потрудились.

Домашнее задание:

Напишите сочинение-миниатюру “История о том, как встретились русские неизменяемые приставки с приставками на ...з, ...с”.