В 2016 году в Ленинградской области отмечалась важная дата в истории нашего региона – 75 лет партизанского движения в Ленинградской области. Губернатор Ленинградской области подписал областной закон “О праздничных днях и памятных датах”, в котором особое место уделяется партизанской славе нашего региона. Появление в этом календаре Дня партизанской славы – 29 марта – событие, значение которого трудно переоценить. Воины тех героических лет, приближали Победу так же, как бойцы на передовой.
День партизанской славы – важная дата, посвященная приходу обоза, на котором партизаны доставили продовольствие через линию фронта в Ленинград. Губернатор Ленобласти также отметил, что истории партизанского движения необходимо уделять большее внимание, в том числе проработать вопрос о создании в регионе музея, посвященного быту и подвигам партизан. Кроме того, участники встречи поддержали идею Александра Дрозденко о проведении исторической реконструкции по маршруту продовольственного обоза.
Очень важно сохранять память о героях Великой Отечественной войны. На уроках региональной истории большое внимание уделяется изучению вклада наших земляков в общее дело победы над фашистскими захватчиками. Тема борьбы местных жителей в тылу врага будет близка многим учащимся, поскольку их предки жили на этой территории и лично сталкивались со всеми ужасами войны и немецкой оккупации. Урок, посвященный партизанской славе ленинградской области призвать составить у учащихся представление о деятельности и подвиге ленинградских партизан, заставить задуматься о причинах, побудивших простых людей подняться на борьбу с врагом.
Данный урок может быть использован не только в рамках курса региональной истории, но и для проведения тематических классных часов, посвященных Дню партизанской славы. Рассказ о подвиге советского народа будет важным ресурсом для воспитания патриотизма и гражданственности.
Класс: 10
Тип урока: комбинированный
Технология: ИКТ
Цель: создать представление у учащихся об огромном значении партизанского движения в Ленинградской области.
Задачи:
- Познавательные: изучить историю партизанского движения в Ленинградской области;
- Воспитательные: создать мотивацию к изучению культуры родного края; воспитывать чувство уважения к прошлому нашего региона и гражданское самосознание;
- Развивающие: повысить познавательную самостоятельность в изучении истории своего края; развивать творческую активность и инициативность учащихся; развивать монологическую речь учащихся.
Оборудование: презентация “Партизанская слава Ленинградской области”, компьютер, проектор, карточки с заданиями, открытки с фотографиями памятников, карта “Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны”.
Формы и методы работы: лекция учителя, беседа по основным вопросам темы урока, групповая работа учащихся с текстом, изучение фотоматериалов.
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Вступление в тему
- Изучение нового материала
- Герои партизанского движения
- Значение партизанского движения
- Закрепление
- Рефлексия
Ход урока
1) Организационный момент: отсутствующие, проверка готовности к уроку.
(Слайд 1) 22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на СССР. Великая Отечественная война была труднейшим испытанием для всего советского народа, для жителей Ленинградской области. Огромный вклад в дело общей победы внесли партизаны, героически сражавшиеся наряду с бойцами Красной Армии. 29 марта – официально установленная памятная дата в нашей области. В этот день мы отмечаем День партизанской славы Ленинградской области.
Сообщение темы и цели урока.
2) Актуализация знаний. (Слайд 2) С целью актуализации знаний и вступления в тему учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)
- Что принесла война жителям Ленинградской области? (900 дней блокады, голод, бомбежки, тяжелые бои и т.д.)
- Какое значение имел Ленинград для обороны нашей Родины? (один из промышленных центров, база Балтийского флота, обеспечивал связь с Мурманском, “оплот большевизма”, психологическое значение)
- Что могло бы случиться в случае захвата Ленинграда врагом?
- Какой вклад внесли жители Ленинграда и области для победы над общим врагом? (героическая оборона города, партизанское движение).
3) Вступление в тему. (Слайд 3). Учащимся предлагается рассмотреть плакат времен ВОв и ответить на вопросы:
- Кто изображен на плакате?
- Какие чувства испытывает этот человек?
- Что побуждало простых людей идти в партизаны?
- Какую роль сыграли партизаны в освобождении нашей Родины от врага?
4) Изучение нового материала. Рассказ учителя:
(Слайд 4) Сосредоточив такие крупные силы, немецкое командование рассчитывало захватить Ленинград в минимально короткий срок. Начиная войну с Советским Союзом, Гитлер говорил, что "через три недели мы будем в Петербурге".
В боях на дальних и ближних подступах к Ленинграду советские войска потеряли почти 345 тысяч человек, из них 214 тысяч составили безвозвратные потери. Ценой этих потерь Ленинград закрыл путь вермахту на северо-западном участке советско-германского фронта.
Уже в двадцатых числах июля 1941 начали формироваться партизанские отряды, действовавшие на территории Ленобласти. Был создан 191 партизанский отряд. По мере увеличения масштабов партизанской борьбы потребовалась централизация руководства. Постановлением Военного совета Ленинградского фронта от 27 сентября 1941 г. вместо отдела по организации и руководству партизанским движением Ленинградского фронта был утвержден Ленинградский штаб партизанского движения (ЛШПД).
Партизанские бригады дислоцировались в Лужском, Белебелковском и Поддорском (ныне Новгородской области), Дедовичском и Дновском (ныне Псковской области) районах Ленинградской области в довоенных границах. В августе 1941 года, на территории этих районов, в оккупированной зоне площадью 10 тысяч кв. километров, возник так называемый “партизанский край”. Партизаны вытеснили врагов из этой зоны. На этой территории была восстановлена советская власть, работали школы и другие советские учреждения. Партизаны были значительной силой.
Если в июле 1941 года в партизанских отрядах насчитывалось около 18 тысяч бойцов, то к январю 1944 года на территории области действовала хорошо вооруженная партизанская армия, состоявшая из 13 партизанских бригад. Общая численность партизан составляла 35 тысяч человек. Это был незримый фронт осажденного Ленинграда, внесший значительный вклад в его героическую оборону.
(Слайд 5) Партизанское движение с июля 1941 года по февраль 1944 года оказало существенную помощь военному командованию Красной Армии в решении стратегических задач по разгрому немецко-фашистских войск под Ленинградом и изгнанию их с территории Ленинградской области. Рост численности партизанских отрядов шел в основном за счет местной молодежи 17-20 лет. За 32 месяца войны партизанские отряды Ленинградской области: уничтожили более 100 тысяч вражеских бойцов; вывели из строя свыше 1 000 паровозов, 18 000 вагонов; взорвали 201 железнодорожных и 1180 шоссейных мостов, 150 909 рельс; разрушили 2153 километра телеграфно-телефонных линий связи.
(Слайд 6) Архивные документы сохранили свидетельства о легендарном партизанском обозе, доставившем 29 марта 1942 г. продовольствие жителям блокадного Ленинграда. Операция по перевозке особо ценного груза была осуществлена 2-й Ленинградской партизанской бригадой (ЛПБ), командиром которой являлся Николай Григорьевич Васильев. В блокадный город было доставлено более трех тысяч пудов продовольствия — муки, круп, мяса, масла и т.д. Продукты, доставленные в самый критический момент блокады, спасли сотни тысяч жизней ленинградцев.
5) Герои партизанского движения. Работа в группах. Учащиеся делятся на 6 групп по 4-5 человек. Каждая группа получает карточку с заданием (см. Приложение).
(Слайд 7) В течение 5 минут группа читает текст и отвечает на вопросы, представленные на слайде. После выполнения задания группы представляют перед классом своего героя. Во время рассказа каждой группы, учитель переключает слайды.
(Слайд 8) Константин Карицкий
(Слайд 9) Александр Герман
(Слайд 10) Клавдия Назарова
(Слайд 11) Галя Комлева
(Слайд 12) Лара Михеенко
(Слайд 13) Леня Голиков
6) Значение партизанского движения. (Слайд 14) После выступлений учащимся предлагается подумать, какой вклад внесли партизаны в общее дело освобождения Ленинградской области от фашистских захватчиков? Возможные ответы: сопротивление захватчикам, разрушение инфраструктуры немецкой армии – железных и шоссейных дорог, мостов и т.д., срыв поставок продовольствия и оружия врагу, дестабилизация работы всей фашистской машины, помощь в поставках продовольствия в Ленинград, спасение людей от немецких лагерей, пропаганда, подъем освободительного движения.
Память о партизанском движении в Ленинградской области сохраняется в памятниках героям, названиях улиц. В Лужском районе сооружен монумент “Партизанская слава”, призванный увековечить память о всех героях, которые вели борьбу в тылу врага.
7) Закрепление. (Слайд 15) Задание для учащихся – сопоставить имена и деятельность героев партизанского движения.
8) Рефлексия. (Слайд 16 )
Как вы себя чувствовали на уроке? Что интересного вы сегодня узнали? Что бы вам хотелось ещё узнать?
Литература.
- Петров Ю.П. Партизанское движение в Ленинградской области. 1941-1944 гг. Л.: Лениздат, 1973
- Клятва ленинградских партизан // История Петербурга ХХ век [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fragments.spb.ru/partisan_1.html, свободный.
- В фотообъективе – ленинградские партизаны // Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга, 2016 век [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spbarchives.ru/partisan, свободный.
- Страшнее, чем бомбы и танки врагам было имя его. К.Д. Карицкий // Псковиана [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pskoviana.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1077:l-r&catid=39:2011-02-16-14-46-54&Itemid=98, свободный.
- Патриотический интернет-проект “Герои страны // Герои страны [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.warheroes.ru/, свободный.
- Оборона Ленинграда // Ленинград. Блокада. Подвиг [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blokada.otrok.ru/index.php, свободный.
Приложение
Герои партизанского движения
Константин Дионисьевич Карицкий родился в поселке рудника Желтая Река Пятихатского района Днепропетровской области Украины. Служил в рядах Красной Армии (пограничник). В 1941 году окончил Высшую школу НКВД в Ленинграде.
С началом Великой Отечественной войны командовал 1 Выборгским истребительным батальоном, затем был зачислен в 104 партизанский отряд. 12 февраля 1943 года К.Д. Карицкий принял командование вновь сформированной 5-ой Ленинградской бригадой, так под его началом оказались ребята 1925-1926 годов рождения. Бригада росла и крепла в боях, а к осени 1943 года стала самой мощной на Северо-Западе.
Партизаны срывали перевозки врага по железной дороге и контролировали до 75 км Варшавской и Витебской железных дорог, активно участвовали в операциях “Концерт” и “Рельсовая война”, спасали людей от угона в Германию и возглавили народное восстание в тылу врага.
5-ой Ленинградской бригаде трижды вручали Красное Знамя. Весной 1944 года были подавлены последние очаги сопротивления гитлеровцев, и победным маршем бригада двинулась в Ленинград, 6 марта 1944 года, когда 5-я бригада вступила в город, считается датой окончания партизанской войны в Ленинградской области.
Под его руководством она освободила 367 населённых пунктов, создав партизанский край, спасла от угона в Германию более 40 тысяч советских граждан. Партизаны Карицкого пустили под откос 81 эшелон и 3 бронепоезда, уничтожили 16 танков, 3 самолёта, 14296 немецких солдат, офицеров и коллаборационистов. Во время Ленинградско-Новгородской операции в начале 1944 года бригада Карицкого парализовала немецкие коммуникации и совместно с наступающими советскими частями освободила несколько крупных населённых пунктов и райцентров.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1944 года подполковник Константин Карицкий был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.
Продолжал партизанскую деятельность до июля 1944 года. В 1946 году Карицкий был уволен в запас. Проживал в Ленинграде, активно занимался общественной деятельностью. Был одним из создателей Музея истории обороны Ленинграда. Почётный гражданин города Луги и района. В 2003 году имя Карицкого К. Д. было присвоено Городковской средней общеобразовательной школе (в Лужском районе).
“Жизнь я люблю безумно…” - так говорил Александр Викторович Герман – Герой Советского Союза, командир 3-ей Ленинградской партизанской бригады.
Родился 24 мая 1915 года в Петрограде. С ноября 1933 года - в Красной Армии. В 1937 году окончил Орловское бронетанковое училище. Служил в механизированной бригаде Белорусского военного округа. Начало Великой Отечественной войны застало его слушателем 2-го курса Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе.
С июля 1941 года - в разведывательном отделе штаба Северо-Западного фронта, с августа 1941 года - заместитель командира 2-й особой партизанской бригады по разведке.
С мая 1942 года майор Александр Герман - командир 3-й Ленинградской партизанской бригады. Под его командованием бригада уничтожила несколько тысяч вражеских солдат и офицеров, пустила под откос свыше трёхсот железнодорожных эшелонов, подорвала сотни автомашин, спасла от угона в рабство 35000 советских граждан.
Отважный партизанский комбриг полковник Герман, девизом которого были слова: "Искать, преследовать и уничтожать врага!", - пал смертью храбрых 6 сентября 1943 года, выходя из вражеского окружения у деревни Житницы Новоржевского района Псковской области. Похоронен на площади города Валдай Новгородской области.
Приказом начальника Ленинградского штаба партизанского движения от 7 сентября 1943 года 3-й Ленинградской партизанской бригаде было присвоено имя её геройски погибшего командира.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Герману Александру Викторовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В деревне Житницы, где погиб А.В. Герман, сооружён обелиск. Именем Героя названы улицы и установлены мемориальные доски и памятные знаки в городах Санкт-Петербург, Великий Новгород, Новоржев, Порхов Псковской области. Его именем названы улицы в городах Валдай, Остров Псковской области.
Клавдия Ивановна Назарова родилась в семье крестьянина. Окончила школу, 1 курс Института физической культуры в Ленинграде. В 1936 г. поступила ученицей на телеграф в Островский районный отдел связи, затем работала в школе старшей пионервожатой.
7 июля 1941 г. после ожесточённого боя советские войска оставили г. Остров. Организатором подпольной группы юных патриотов, дравшихся в рядах истребительного батальона, стала Клавдия Назарова, закончившая к этому времени первый курс школы тренеров. Подпольщики собирали оружие, распространяли листовки, уничтожали фашистов, забросали гранатами фашистский штаб. Совершили, поджог лесопильного завода, поставлявшего продукцию оккупантам.
Кроме того, подпольщики под руководством Клавдии Назаровой помогали военнопленным бежать из лагеря и добираться до партизан. Было спасено более 50 человек. Несколько подпольщиков стали полицаями. Им поручена охрана молодёжи, мобилизованной для отправки в Германию. Ни один из мобилизованных до фашистского логова так и не доехал, зато ряды партизан пополнились новыми бойцами. Однажды подпольщикам удалось взорвать поезд, который вёз фашистских офицеров из-под Ленинграда в отпуск – целых тринадцать вагонов. Подпольщики установили связь с советским командованием и снабжали сведениями разведчиков, заброшенных в тыл врага.
Но фашистам удалось выследить Клаву Назарову. Начались ужасные пытки.12 декабря 1942 г. согнав всех, кто мог передвигаться на городскую площадь, гитлеровцы повесили юную патриотку.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 августа 1945 г. Клавдии Ивановне Назаровой было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Именем Клавы Назаровой названа площадь, где она погибла, там же установлен памятник. Улицы гг. Остров, Псков, Бежаницы, Калининград и другие носят ее имя.
Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в посёлке Тарновичи – на юге Ленинградской области – была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семёнова. Для связи с партизанами она подобрала самых надёжных своих пионеров, и первой среди них была Галина Комлева. Весёлая, смелая, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учёбу".
Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а её донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам. Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по посёлку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков.
Два месяца провела Галя Комлева в гестапо. Её ежедневно избивали и без сознания тащили обратно в камеру, чтобы наутро снова взять на допрос.
Галя продолжала молчать. Она вела себя мужественно и сохранила доверенную ей тайну, она-партизанская связная Галя Комлева. 20 февраля 1943 года её вместе с другими арестованными увезли в деревню Васильковичи и там расстреляли.
Галя Комлева посмертно награждена орденом Отечественной войны 1 степени.
Лара Михеенко родилась в Лахте (тогда входившей в состав Сестрорецкого района Ленинградской области) в семье рабочих. В начале июня 1941-го года Лара вместе со своей бабушкой поехала на летние каникулы в Калининскую область. Здесь их и застало начало Великой Отечественной войны. Дядя Лары согласился служить оккупационным властям. Свою старую мать и племянницу-пионерку, осуждавших его за это, дядя выселил из своего дома. Для Ларисы и ее бабушки начались тяжелые дни.
Весной 1943 года вместе с подругой оказалась у партизан. В партизанском отряде девушек встретили без энтузиазма: жизнь в лесу нелегка и совсем не подходит для неприспособленных девушек-подростков, которые собрались стать разведчицами. Прошедших проверку пионерок все же решили принять в отряд. В начале задания юным партизанкам поручали не сложные технически, но опасные для людей более старших возрастов.
Кроме разведки приходилось Ларе и ее подругам заниматься и другим делом -распространением агитационных листовок. Одевшись нищенками, девочки приставали к местным людям, как бы прося милостыню, а на самом деле в это время незаметно подсовывали им в карманы и сумки свернутые в несколько раз листовки. Однажды немецкий патруль задержал Лару за этим занятием. Однако в тот раз ей удалось сбежать до того, как немцы узнали об ее истиной цели С августа 1943 года партизанский отряд, в котором состояла Лара, принимал активное участие в “рельсовой войне”. Партизаны стали регулярно взрывать железнодорожные линии, мосты и пускать под откос немецкие эшелоны.
В начале ноября 1943 года Лариса и еще двое партизан пошли на разведку в деревню Игнатово и остановились в доме у проверенного человека. Пока партизаны общались с хозяйкой дома, Лариса оставалась снаружи для наблюдения. Внезапно появились враги (как выяснится позже, партизанскую явку сдал один из местных жителей). Лариса успела предупредить находившихся внутри мужчин, однако была схвачена. В завязавшемся неравном бою оба партизана были убиты. Ларису привели в избу для допроса. В пальто у Лары была ручная осколочная граната, которой она решила воспользоваться. Однако брошенная девушкой в патрульных граната по непонятной причине не взорвалась.
4 ноября 1943 года Лариса Михеенко после допроса, сопровождавшегося пытками и издевательствами, была расстреляна.
Награждена Орденом Отечественной войны I степени (посмертно).
Леня Голиков родился в 1926 году в д. Лукино Новгородской области. Когда его родное село захватил враг, мальчик воочию видел все ужасы немецкого господства и поэтому, когда в 1942 г. стали формироваться партизанские отряды, парень не задумываясь, решил в них вступить.
Он был бригадным разведчиком 67 отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу.
На счету разведгруппы, в которую входил Голиков, значились: 78 немецких солдат и офицеров, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью “За отвагу”.
13 августа 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал на шоссе Луга-Псков легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционые донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза.
В декабре 1942 немцы начали крупномасштабную операцию, под преследование которой попал и отряд, в котором воевал герой. 24 января 1943, он и еще более 20 человек, измотанные погоней, вышли к деревне Острая Лука. Убедившись, что немцев в ней нет, остановились на ночлег в трех крайних домах. Гарнизон врага находился не так далеко, было решено не выставлять часовых, чтобы не привлекать ненужного внимания. Среди жителей деревни нашелся предатель, который донес старосте деревни, в каких именно домах скрываются партизаны.
Спустя некоторое время, Острую Луку окружили 150 карателей, в составе которых находились местные жители, сотрудничавшие с гитлеровцами, и литовские националисты.
Захваченные врасплох партизаны героически вступили в бой, вырваться живыми из окружения удалось лишь шести из них.
Они и сообщили о погибших героях, в числе которых находился юный партизан Лёня Голиков. За проявленное мужество и совершенные неоднократно подвиги, 2 апреля 1944, он посмертно был удостоен Звания Героя Советского Союза.