Тип урока: Урок обобщения, повторения и систематизации знаний.
Форма урока: Урок-игра “Интеллектуальный марафон”.
Учебно-воспитательные задачи:
- Систематизация знаний по теме;
- Формирование умений ориентироваться по карте с помощью матриц, сигнальных карточек;
- Развитие памяти, внимания, умения обобщать и делать выводы.
Средства обучения: Физическая карта мира, коллекция горных пород и минералов, атласы, матрицы, сигнальные карточки, электронный учебник, презентации учащихся.
Ход урока
1. Организация класса, постановка учебной задачи.
2. Вводное слово учителя.
Есть на все в программе мера
Наша тема “Литосфера”
Завершилась, как ни жаль
И теперь зовет нас вдаль
Атмосфера – оболочка.
Только рано ставить точку
Знанья о земной коре
Пригодятся детворе
Нынче всем на удивленье
Игровое повторенье
Раз игра, т.е. затейник
Я сегодня корабейник
У меня “товар” по теме
На “покупку” будет время.
Все готовы отвечать?......
Ну, с чего бы нам начать?
Объясните для примера
Что такое литосфера?
(Учащиеся отвечают). Слайд - внутреннее строение Земли.
Чем же сложена она?
(Учащиеся отвечают). Слайд – строение и состав литосферы.
Вам коллекция дана
Назовите что известно
А еще мне интересно
Отличишь ли ты в природе
Минералы от породы?
(Учащиеся определяют образцы горных пород и минералов, объясняют их происхождение, распределяют на группы). Слайд – горные породы и их использование.
3. Показ слайдов “Горы”.
Посмотрите на картины
Горы это, иль равнины?
(Учащиеся отвечают).
Слайд-схема “Части рельефа”, которую необходимо подписать.
- двойная вершина;
- пик;
- седловина;
- перевал,
- столовая гора;
- ущелье.
Далее весь класс отвечает на вопросы-загадки.
1. Название какой части рельефа является в то же время и названием части обуви? Подошва.
2. Какая часть рельефа по названию похожа на предмет, надеваемый на лошадь? Седловина.
3. Название какой части рельефа совпадает с названием того, чем причесывают голову? Гребень.
4. Название какой части рельефа обитает в морях, является опасным и прекрасно плавает? Скат или склон. Вопросы напечатать на слайде.
А какие суперсилы, их в движенье приводили.
(Учащиеся объясняют как образуются горы, отгадывая сигнальные карточки)
Слайды – “Столкновение литосферных плит.
С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры
Трудно дети, или просто
Вам расставить их по росту.
Слайд на котором написаны названия гор, с помощью карты учащиеся называют и показывают горы, рассказывают о принципе деления гор по высоте, объясняют как пользоваться шкалой высот. Три ученика у доски, класс дополняет и исправляет, если будут ошибки.
1. Карпаты (средневысотные горы) – 1000-2000м.
2. Уральские (низкие горы) – до 1000м.
3. Гималаи (высокие) – выше 2000м.
При правильной характеристике гор последние появляются на слайде.
На каких материках
Гор вершины в облаках?
На слайде географические координаты. Учащиеся должны с помощью атласов определить объекты. При правильном определении картины гор появляются на слайде. Один ученик показывает на настенной карте, класс проверяет.
1.62o с.ш., 150o з.д. – г. Мак Кинли;
2.31o ю.ш., 70o з.д. – г. Аконкагуа;
3. 3o ю.ш., 38o в.д. – влк. Килиманджаро;
4.29o с.ш., 87o в.д. – г. Джомолунгма;
И теряюсь я в догадке?
Что за горы на Камчатке? Слайд-фотография об извержении Ключевской Сопки.
Посмотрите: здесь на фото
устроил кто-то
Может верное решенье
Нам подскажет их строенье.
Слайд – строение вулканических гор. Учащиеся рассказывают о строении вулканов.
А бывают ли вулканы
Не на суше, а в океане?
А какой рельеф там дна?
Вам минуточка дана.
Слайд – “Рельеф дна Мирового океана. Учащиеся называют формы рельефа, обозначенные буквами.
А-материковый шельф;
Б-материковый склон;
В-желоб;
Г-глубоководная равнина;
Д-срединно-океанический хребет.
4. Разнообразие равнин.
А теперь друзья сравним
По высотам вид равнин
Ну, какой они окраски?
Покажите, вот указка.
(Учащиеся на физической карте мира показывает и называет виды равнин. Задание – практика из электронного учебника Н.Н.Петровой “Начальный курс географии. 6 класс” - “Формы рельефа”).
5. Работа с матрицами.
(Учитель называет формы рельефа, учащиеся на заранее заготовленные матрицы наносит их).
1 вариант | 2 вариант |
Кордильеры | Уральские |
Западно-Сибирская | Альпы |
Гималаи | Среднесибирское плоскогорье |
Тибет | Анды |
Восточно-Европейская | Амазонская |
Эребус | Котопахи |
(Сбор матриц для проверки).
6. Я слова читаю вам
Вы прислушайтесь к словам
Может лишние попали
Докажите, как узнали.
(Учащиеся должны на слух в группе слов определить лишнее понятие и объяснить).
А. ядро, мантия, впадина, земная кора;
Б. вершина, дюны, барханы, овраг;
В. подошва, склон, вершина, отмель;
Г. Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер;
Д. Низменность, перевал, гребень, хребет.
7. Закрепление материала. Игра-соревнование “Восхождение на гору”.
(На двух склонах гор показаны остановки. Два ученика получают карто-флажки. Класс делится на две группы. Выигрывает та группа, которая первой водрузит флажок к вершине. Ответы дают попеременно. При неверном ответе продвигаться нельзя).
Восхождение на гору
Только тем ребятам впору
Кто ответ найдет. Итак
В путь, друзья. Удачи вам.
(Тестовые задания из электронного учебника Н.Н.Петровой “Начальный курс географии. 6 класс”).
8. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
9. Домашнее задание. Индивидуальные задания опережающего характера к следующей теме. (По усмотрению учителя.)