Урок русского языка по теме «Непроизносимые согласные». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


1. На доске написано число.

Шестнадцатое апреля.

- Сколько букв в записи числа? Сколько звуков? Почему?

(непроизносимые согласные, йотированная гласная в конце слова)

- Напомните мне, что такое орфограмма?

- Какие корневые орфограммы есть в этом слове? (безударные гласные, непроизносимые согласные).

- Как их проверить?

2. Я читаю словосочетания, вы замените их прилагательными, которые являются синонимами.

Ваша задача - проговаривать ответ орфографически и устно сделать проверку.

Печальный рассказ – грустный

Знаменитый писатель – известный

Веселый народ – радостный

Удачная находка – счастливая

Хмурые дни – ненастные

- Какая общая орфограмма есть во всех синонимах? (непроизнимый согласный)

- Какая тема урока?

(Непроизносимые согласные)

- Мы уже работали с этой орфограммой,как проверить непроизносимые согласные?

(Надо изменить слово так, чтобы этот согласный слышался четко)

- В каких случаях он будет стоять в сильной позиции?

(в конце слова, после гласной)

Придумайте слово, в проверке которого согласный будет в конце.

- Какая появилась новая орфограмма?

- Если мы знаем это правило, то какую цель поставим себе на уроке?

(Мы должны отличать слова с непроизносимыми согласными от слов с другими орфограммами, уметь подбирать проверочные слова)

3. Небольшая тренировка. (В тетради и на доске)

Я читаю загадки. Ответы говорите хором.

Вы решаете, какая орфограмма в этих словах.

К доске выходят по одному человеку.

Запишите отгадку и транскрипцию в тетрадь, подчеркните орфограммы.

Загадки

1)

Где доска и парта есть,
Чтобы детям сразу сесть? (класс)

2)

Я взял муку и взял творог
Испёк рассыпчатый ... (пирог)

3)

На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (огурец)

4)

На тарелке колобок - золотой горячий бок.
А тарелка голубая – не видать конца и края (солнце)

А что такое солнце?

5)

День и ночь в груди оно,
Как часы, заведено,
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук (сердце)

Вспомните,какую роль в организме человека выполняет сердце?

4.

На доске таблица, которую мы вывели на уроке.

[н ц] [р ц] [с т в] [з н] [з н] [с н] [с’ н]

Какие согласные в словах не произносятся, но пишутся?

Вывешиваю на доску в, д, л, т

Как вы думаете, почему в этих сочетаниях один из согл. звуков не произносится?

Русский язык плавный, певучий, он не любит когда рядом оказывается больше двух согласных звуков. В таком случае иногда один из согл. звуков выпадает, в чем мы с вами и убеждаемся.

5. Словарная работа.

1) Непроизносимые согласные любят загадывать загадки.

Они приготовили их для вас.

Ваша задача отгадать загадки, исправить ошибку в транскрипции, в тетрадь записывать только отгадки.

На доску ВЫВЕШИВАЮ по 1 слову с неправильной транскрипцией.

(по одному человеку к доске)

как назвать ряд ступенек идущих вверх и вниз? (лестница)

Почему это стечение согл. можно назвать опасным местом? (Лестница, но лесенка)

2) Что такое мимика?

(Движения лица выражающие душевное состояние)

Покажите мимикой

Страх, гнев, испуг, счастье

Как это называется одним словом? (чувство)

Ученик смотрит в словаре.

Чувство – в словаре Ожигова – это способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия

В толковом словаре Ожигова это слово означает день торжества, установленный в честь или память какого-нибудь выдающегося события. (праздник)

Что общего в этих словах ?(Они словарные, их надо запомнить)

ФИЗ.МИНУТКА (В.Маяковский “Зеленые листики”)

6. Работа на макбуках в ПАРАХ

Написать по 10 слов с орфограммой непроизносимый согласный.

Проверка . Меняются парами.

Задаём вопросы одноклассникам, если есть ошибка.

7. Игра (весь класс)

На доске “весёлые” буквы В, Д, Л, Т

Написать в каждый столбик слова , в которых буква есть, а звука нет, слова не должны повторяться, сделайте устную проверку.

8. Задание в ГРУППАХ.

Прочитайте письмо. Можно ли считать его законченным? Слушайте задание.

Допиши подходящие по смыслу слова с орфограммой-буквой, означающей непроизносимый согласный звук в корне слова.

Отрывок из письма.

Здравствуй, дорогая мама! Я чувствую себя хорошо, не болею. Вчера произошло радостное событие: я переплыл нашу речку туда и обратно. Это был настоящий праздник! А поздно вечером мы с ребятами сидели у костра и смотрели на звездное небо. Звезды были хорошо видны, и я нашел Полярную звезду и …

Как вы думаете, какую ещё звезду или созвездие могли наблюдать ребята невооруженным глазом?

Почему стоит многоточие?

Можно ли считать это письмо законченным? Почему?

Устно закончите это письмо несколькими предложениями.

9. Работа в ПАРАХ (исправь ошибку)

У вас на листках записаны предложения в которых есть ошибки. Найдите их, исправьте и в конце напишите количество ошибок. А потом сверим результаты.

Читает ученик.

Наступила позняя осень. На улицах ненасная погода. Под навесом прячутся грусные воробьи. И вдруг лучи солнца мягко осветили прелесную окрестность. Тишина. Не свиснет птица, не хрустнен ветка. (5 ошибок)

10. Конкурс в ГРУППАХ.

На листках бумаги запишите предложение. У какой группы в предложении больше всего слов с непроизносимыми согласными, та группа победила.

11. Игра

Если есть стечение согласных в которых может писаться или нет непроизносимых согласная - 1 раз хлопните в ладоши, если есть - посмотрите в окно.

Четверг,чувство,пастбище,опасный,зарядка,чудесный,поздний,гвоздь,кувшинздравствуйте, взгляд, властный, красный, доблестный, яростный, гласный.

12. Итог

Как проверить непроизносимую согласную в корне?

Вывод.

У вас карточка и ! и ? знаком.

! – уверен в своих знаниях.

? - сомневаюсь, надо еще поработать.