Социальный проект экологического направления "На белых стволах появляется сок…"

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Авторы проекта:

  • Терехова В.П. - классный руководитель 7 класса, руководитель проекта,

учащиеся 7 класса:

  • Бакумов Андрей
  • Бондаренко Сергей
  • Данильчук Елена
  • Конозобкина Дарья
  • Федоров Константин
  • Чикаева Кристина

Выбор проблемы и актуализация

Основанием для разработки проекта послужил краевой конкурс “Я – гражданин России”.

Для того, чтобы начать работу над проектом, нам необходимо было выявить проблему. В ходе беседы, учебной деятельности, анкетирования жителей села были рассмотрены и проанализированы создавшиеся проблемы на территории нашего села, школы. Мы детально проанализировали широкий спектр вопросов, которые значимы для нас, нашей территории и требуют быстрого их решения. Обсуждали, что на сегодняшний день нас не устраивает и как устранить создавшуюся проблему.

Для этого написали проблемы, актуальные для нашей местности. Соотнесли их с лепестками ромашки и обсуждали значимость, сложность, посильность и возможность реализации какой-то проблемы силами команды.

 Проблемы были следующие:

  • социальные (курение, сквернословие, алкоголизм, социальное отношение ),
  • экологические,
  • правовые,
  • патриотические,
  • культурологические,
  • проблемы духовности

В ходе активного выбора проблемы учащиеся оценили предложения одноклассников. Голосованием учащихся выбрана наиболее понравившаяся интересная проблема для дальнейшей работы над проектом. Выбрали экологическую проблему- оставление берёз без “лечения” в период заготовки сока жителями села. Эта проблема, которую реально можно выполнить, она будет по силам.

Сбор и анализ информации

Для продуктивной работы мы разделились на группы.

1 группа социологов исследовала общественное мнение разной категории населения, проводили анкетирование Конозобкина Дарья, Колмакова Екатерина.

Анкетирование проводилось среди учащихся от 12 до 18 лет (м-11 д-12; всего - 23 учащихся) и среди взрослого населения от 20 до 65 лет (10 – ж, 17 - муж. всего - 27 человек) Всего опрошено 50 человек. По результатам анкеты выявилось, что считают экологическую проблему актуальной - 64% (некоторые дают обоснование: растет береза долго; она символ России; на деревьях основывается лес Да – береза тоже хочет жить. Да - береза тоже живая. Да - а то короеды съедят ) Нет - 24%. Не знаю - 12%

В селе есть и другие актуальные проблемы: социальные - 44%, правовые  -18%, патриотические-14%, культурологические-12%, проблемы духовности - 12%

На вопрос:

1. Берете ли вы весной сок у березы?

Да - 56%, нет - 30%, иногда - 14%

2. Знаете ли вы, как делаются надрезы:

Да - 56% . Нет - 40%. Спилить, а потом на дрова - 4%

3. Что вы делаете с надрезом на березе после того, как сбор сока завершили?

Ответили: ничего - 78%, замазываю – 22%.

 - Знаете ли вы способы устранения сочившейся “раны”?

Да - 56% и предлагают замазать грязью, бинтом, землей, глиной, садовые приспособления использовать. Нет ответили - 44%

- Что вы можете предложить по вопросу сохранности берез после взятия у них сока? Дрова готовить - 4%. Ничего 26%. Не знаю - 28%. Замазать 42% (Лечить, чтоб потом можно было брать сок. Позаботиться, чтоб не погибла,- не засохла -чтоб был сок. Делать маленькое сверление. Не брать сок. Не пилить).

Группа социологов пришла к выводу, что в селе есть другие актуальные проблемы, экологическая проблема выбрана 64% опрошенными. Люди, их 56%  - весной берут у берез сок; 56% знают, как делаются надрезы на березе, как лечить, но после сбора сока 78% респондентов ничего не делают с надрезом, дерево остается с соковыделением.

2 группа правоведов изучала и прорабатывала законодательные материалы по сбору березового сока- лесного пищевого ресурса (Сергей Бондаренко, Елена Данильчук)

img9.jpg (25024 bytes)

Все документы основываются на Лесном кодексе Российской Федерации и в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации

Постановление Совета администрации Красноярского края от 28.09.2006 N 299-п
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ ДЛЯ ЗАГОТОВКИ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОБОЧНОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Участвовала в информационной поддержке по состоянию дел на территории Бирилюсского района по интересующему нас вопросу
компетентный специалист - лесничий Малокетского лесничества КГБУ “Таёжинский лесхоз” Федотова Юлия Геннадьевна

Вывод: Проанализировав нормативно-законодательные материалы федерального, регионального и местного значения, проектная группа пришла к выводу, что разработка и реализация социального проекта законодательно обоснована.

3 группа аналитиков подбирала материал по теме и проблеме из СМИ, Интернета и анализировала (Федоров Константин, Чикаева Кристина) информацию о сборе березового сока в России, других республиках, федерациях, правилах сбора, о наказаниях за порчу берез, о целебных свойствах березового сока. Это найдено в “Российской газете”, в газете “Красноярский рабочий”, “Аргументы и факты на Енисее” через всемирную сеть.

ЗАГОТОВКА БЕРЕЗОВОГО СОКА В РОССИИ 

Группа аналитиков пришла к выводу, что тема и проблема, которая выбрана для проекта волнует граждан страны и обсуждается в СМИ

Обоснование актуальности проекта

Россия – “страна берёзового ситца”. Березка, хотя неофициальный, но -это символ России. О ней писали и до сих пор пишут стихи, рассказы, песни (например, песня “Березовый сок” из кинофильма “Мировой парень” на слова М.Матусовского и музыку В.Баснера)

Есть публикации в средствах массовой информации о роли берёз для здоровья человека, о пользе березового сока- “целебного напитка весны”, о правильном сборе сока, об акции помощи берёзам.

После сбора сока люди оставляют берёзки с ранами. Этот факт подтверждают фотографии, сделанные нами после экскурсии по лесу.

Цель проекта – информирование жителей села с призывом о необходимых способах “лечения” березы после взятия у неё сока

Поставили задачи:

  • собрать исчерпывающую информацию о заготовке берёзового сока как отдельного вида лесного пищевого ресурса, о правилах заготовки сока и способах “лечения” берёз,
  • проанализировать информацию
  • выявить наиболее оптимальный и посильный способ решения проблемы

План реализации проекта

  • Ясный и реально достижимый
  • Изготовить и распространить
    • листовки с призывом помощи берёзам в период сбора сока и бережного отношения к этим деревьям,
    • памятки о правильном сборе берёзового сока,
    • организовать и провести акцию помощи бёрёзам,
    • опубликовать статью в районную общественно-политическую газету “Новый путь”, или в краевую - “Красноярский рабочий” либо “АиФ на Енисее” о проекте и его результатах.

Реализация проекта

№ П/П МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОЕКТУ СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛИ
1 листовки Апрель 2016 (18-24) Руководитель и учащиеся 7 класса
2 памятки Апрель 2016 (25-30) Руководитель и учащиеся 7 класса
3 Акция помощи берёзам Май 2016 (23-30) Учащиеся – добровольцы школы и семиклассники
4 Публикация статьи о проделанной работе Июнь 2016 (1-6) Руководитель и учащиеся Федоров К., Конозобкина Д.

Риски

Запланированная в мае акция может не состояться из-за активности клещей в лесу. Можно будет перенести на тот период, когда спадёт активность клещей.

Предполагаемые результаты

  • Роздано - 100 памяток о правилах сбора березового сока
  • Расклеено -100 листовок о бережном отношении к березам в период сбора сока.
  • Организована и проведена акция по “залечиванию ран” у берёз.
  • Опубликована статья о проделанной работе

Спонсор – администрация МКОУ “Суриковская СОШ” (200 листов - 232 руб.)