Авторы проекта:
- Терехова В.П. - классный руководитель 7 класса, руководитель проекта,
учащиеся 7 класса:
- Бакумов Андрей
- Бондаренко Сергей
- Данильчук Елена
- Конозобкина Дарья
- Федоров Константин
- Чикаева Кристина
Выбор проблемы и актуализация
Основанием для разработки проекта послужил краевой конкурс “Я – гражданин России”.
Для того, чтобы начать работу над проектом, нам необходимо было выявить проблему. В ходе беседы, учебной деятельности, анкетирования жителей села были рассмотрены и проанализированы создавшиеся проблемы на территории нашего села, школы. Мы детально проанализировали широкий спектр вопросов, которые значимы для нас, нашей территории и требуют быстрого их решения. Обсуждали, что на сегодняшний день нас не устраивает и как устранить создавшуюся проблему.
Для этого написали проблемы, актуальные для нашей местности. Соотнесли их с лепестками ромашки и обсуждали значимость, сложность, посильность и возможность реализации какой-то проблемы силами команды.
Проблемы были следующие:
- социальные (курение, сквернословие, алкоголизм, социальное отношение ),
- экологические,
- правовые,
- патриотические,
- культурологические,
- проблемы духовности
В ходе активного выбора проблемы учащиеся оценили предложения одноклассников. Голосованием учащихся выбрана наиболее понравившаяся интересная проблема для дальнейшей работы над проектом. Выбрали экологическую проблему- оставление берёз без “лечения” в период заготовки сока жителями села. Эта проблема, которую реально можно выполнить, она будет по силам.
Сбор и анализ информации
Для продуктивной работы мы разделились на группы.
1 группа социологов исследовала общественное мнение разной категории населения, проводили анкетирование Конозобкина Дарья, Колмакова Екатерина.
Анкетирование проводилось среди учащихся от 12 до 18 лет (м-11 д-12; всего - 23 учащихся) и среди взрослого населения от 20 до 65 лет (10 – ж, 17 - муж. всего - 27 человек) Всего опрошено 50 человек. По результатам анкеты выявилось, что считают экологическую проблему актуальной - 64% (некоторые дают обоснование: растет береза долго; она символ России; на деревьях основывается лес Да – береза тоже хочет жить. Да - береза тоже живая. Да - а то короеды съедят ) Нет - 24%. Не знаю - 12%
В селе есть и другие актуальные проблемы: социальные - 44%, правовые -18%, патриотические-14%, культурологические-12%, проблемы духовности - 12%
На вопрос:
1. Берете ли вы весной сок у березы?
Да - 56%, нет - 30%, иногда - 14%
2. Знаете ли вы, как делаются надрезы:
Да - 56% . Нет - 40%. Спилить, а потом на дрова - 4%
3. Что вы делаете с надрезом на березе после того, как сбор сока завершили?
Ответили: ничего - 78%, замазываю – 22%.
- Знаете ли вы способы устранения сочившейся “раны”?
Да - 56% и предлагают замазать грязью, бинтом, землей, глиной, садовые приспособления использовать. Нет ответили - 44%
- Что вы можете предложить по вопросу сохранности берез после взятия у них сока? Дрова готовить - 4%. Ничего 26%. Не знаю - 28%. Замазать 42% (Лечить, чтоб потом можно было брать сок. Позаботиться, чтоб не погибла,- не засохла -чтоб был сок. Делать маленькое сверление. Не брать сок. Не пилить).
Группа социологов пришла к выводу, что в селе есть другие актуальные проблемы, экологическая проблема выбрана 64% опрошенными. Люди, их 56% - весной берут у берез сок; 56% знают, как делаются надрезы на березе, как лечить, но после сбора сока 78% респондентов ничего не делают с надрезом, дерево остается с соковыделением.
2 группа правоведов изучала и прорабатывала законодательные материалы по сбору березового сока- лесного пищевого ресурса (Сергей Бондаренко, Елена Данильчук)
Все документы основываются на Лесном кодексе Российской Федерации и в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Участвовала в информационной поддержке по
состоянию дел на территории Бирилюсского района
по интересующему нас вопросу
компетентный специалист - лесничий Малокетского
лесничества КГБУ “Таёжинский лесхоз”
Федотова Юлия Геннадьевна
Вывод: Проанализировав нормативно-законодательные материалы федерального, регионального и местного значения, проектная группа пришла к выводу, что разработка и реализация социального проекта законодательно обоснована.
3 группа аналитиков подбирала материал по теме и проблеме из СМИ, Интернета и анализировала (Федоров Константин, Чикаева Кристина) информацию о сборе березового сока в России, других республиках, федерациях, правилах сбора, о наказаниях за порчу берез, о целебных свойствах березового сока. Это найдено в “Российской газете”, в газете “Красноярский рабочий”, “Аргументы и факты на Енисее” через всемирную сеть.
ЗАГОТОВКА БЕРЕЗОВОГО СОКА В РОССИИ
Группа аналитиков пришла к выводу, что тема и проблема, которая выбрана для проекта волнует граждан страны и обсуждается в СМИ
Обоснование актуальности проекта
Россия – “страна берёзового ситца”. Березка, хотя неофициальный, но -это символ России. О ней писали и до сих пор пишут стихи, рассказы, песни (например, песня “Березовый сок” из кинофильма “Мировой парень” на слова М.Матусовского и музыку В.Баснера)
Есть публикации в средствах массовой информации о роли берёз для здоровья человека, о пользе березового сока- “целебного напитка весны”, о правильном сборе сока, об акции помощи берёзам.
После сбора сока люди оставляют берёзки с ранами. Этот факт подтверждают фотографии, сделанные нами после экскурсии по лесу.
Цель проекта – информирование жителей села с призывом о необходимых способах “лечения” березы после взятия у неё сока
Поставили задачи:
- собрать исчерпывающую информацию о заготовке берёзового сока как отдельного вида лесного пищевого ресурса, о правилах заготовки сока и способах “лечения” берёз,
- проанализировать информацию
- выявить наиболее оптимальный и посильный способ решения проблемы
План реализации проекта
- Ясный и реально достижимый
- Изготовить и распространить
- листовки с призывом помощи берёзам в период сбора сока и бережного отношения к этим деревьям,
- памятки о правильном сборе берёзового сока,
- организовать и провести акцию помощи бёрёзам,
- опубликовать статью в районную общественно-политическую газету “Новый путь”, или в краевую - “Красноярский рабочий” либо “АиФ на Енисее” о проекте и его результатах.
Реализация проекта
№ П/П | МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОЕКТУ | СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ | ИСПОЛНИТЕЛИ |
1 | листовки | Апрель 2016 (18-24) | Руководитель и учащиеся 7 класса |
2 | памятки | Апрель 2016 (25-30) | Руководитель и учащиеся 7 класса |
3 | Акция помощи берёзам | Май 2016 (23-30) | Учащиеся – добровольцы школы и семиклассники |
4 | Публикация статьи о проделанной работе | Июнь 2016 (1-6) | Руководитель и учащиеся Федоров К., Конозобкина Д. |
Риски
Запланированная в мае акция может не состояться из-за активности клещей в лесу. Можно будет перенести на тот период, когда спадёт активность клещей.
Предполагаемые результаты
- Роздано - 100 памяток о правилах сбора березового сока
- Расклеено -100 листовок о бережном отношении к березам в период сбора сока.
- Организована и проведена акция по “залечиванию ран” у берёз.
- Опубликована статья о проделанной работе
Спонсор – администрация МКОУ “Суриковская СОШ” (200 листов - 232 руб.)