Цель урока: показать структурную особенность отрасли, её территориальную дифференциацию; познакомить учащихся с электростанциями разных типов их расположением; объяснить значение электроэнергетики для страны.
Задачи:
- образовательные: определить роль энергетики в хозяйстве страны; охарактеризовать основные виды электростанций; использовать систему межпредметных связей при изучении факторов размещения электростанций.
- развивающие: выявить перспективы, проблемы отрасли, провести анализ
- воспитательные: учиться давать оценку экологическим проблемам; выявить проблемы экологической этики на примере
Оборудование: схема ТЭК, карта “Электроэнергетика России”, атласы, контурные карты, учебники, электронное приложение
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Оргмомент | |
2 | Изучение нового материала Вопросы эвристической беседы с учётом опросных знаний: 1. Какие отрасли образуют ТЭК? |
Топливная промышленность и электроэнергетика |
2. Назовите состав топливной промышленности? | Угольная, нефтяная и газовая | |
3. Назовите и покажите на карте нефтяные бассейны на карте России? | Западно-Сибирский Урало-Поволжский Дальневосточный Северо-Кавказский Шельф Баренцева моря (в перспективе) |
|
4. Что такое топливно-энергетический баланс? | Это соотношение добычи разных видов топлива(приход) и использование их в народном хозяйстве(расход) | |
Информация учителя: Электроэнергетика - отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передаёт ее на расстояние по линиям электропередач(ЛЭП). Электроэнергетика является авангардной отраслью промышленности, т.к. без энергии невозможна работа ни одного предприятия. Электроэнергия производится на электростанциях разных типов, но ведущими являются тепловые (ТЭС), гидроэлектростанции(ГЭС) и атомные электростанции(АЭС). Они образуют энергосистему России. |
||
Виды электростанций: А) ТЭС - Какие виды топлива могут быть использованы на ТЭС? |
уголь, газ, мазут, торф | |
ТЭС дают 63% электроэнергии России. ТЭС
строят дешевле, чем АЭС и ГЭС. Самые крупные ТЭС
называют ГРЭС(государственные районные
электростанции). Разновидностью ТЭС является
ТЭЦ(теплоэлектроцентрали), они вырабатывают
энергию и тепло. Строят ТЭЦ в городах, т.к. горячий
пар и вода передаются на расстояния не более 20-30
км(горячая вода остывает). Самые крупные ТЭС
России- Сургутская, Костромская, Рефтинская. ТЭС строят в районах добычи топлива и потребления. Проблемы ТЭС:
Б) ГЭС ГЭС дают 21% от общего объема производства электроэнергии России. Строят на реках с быстрым течением, высокими берегами и большим расходом воды. Самые крупные электростанции построены на реках Енисей (Саянская, Красноярская), Ангаре (Братская, Усть-Илимская), на Волге(каскад ГЭС) |
Найдите на карте атласа крупные ТЭС России. | |
- Почему большинство ГЭС в России построены на равнинных реках, а не на горных? | Т.к. мало горных рек | |
- Найдите на карте и назовите ГЭС на
Волге Проблемы ГЭС:
|
Волжская, Волгоградская, Саратовская, Чебоксарская | |
В) АЭС АЭС дают 16 % от общего объёма производимой электроэнергии России. - Какие виды ядерного топлива используют на АЭС? АЭС строят там, где нет достаточно энергетических ресурсов или они дорогие, но электроэнергии требуется много. В настоящее время в России работают 10 АЭС, 8 из которых размещаются в Европейской части. - Объясните такое размещение? |
Уран и плутоний |
|
АЭС: Кольская, Тверская, Ленинградская,
Нововоронежская, Балаковская, Ростовская,
Белоярская, Билибинская. Первая экспериментальная АЭС была построена в г. Обнинске Калужской области, в настоящее время она не эксплуатируется. - Как вы думаете, ребята, какие проблемы связаны с эксплуатацией АЭС? |
Т.к. высока потребность электроэнергии | |
Г) Нетрадиционные источники энергии:
ветровые электростанции (ВЭС), солнечные (СЭС),
геотермальные (ГеЭС), приливные электростанции
(ПЭС). Найдите их на карте атласа. |
Риск аварий (напр., Чернобыль), переработка и хранение радиоактивных отходов | |
Почему эти типы электростанций не достаточно развиты? | ПЭС-Кольский полуостров ГеЭС - Камчатка -низкая мощность; -непостоянные источники энергии; -дорогостоящее строительство |
|
3 | Учитель обращает внимание на опасность эксплуатации АЭС | А) Выступление учащихся по темам
опережающих заданий - справка о АЭС и их устройстве (Ученик 1) - использование ядерного топлива на АЭС (Ученик 2) |
Учитель помогает учащимся подчеркнуть, выделить главные особенности каждого типа электростанций | - перспективы и проблемы электроэнергетики (Ученик 3) | |
Учитель предлагает учащимся полученные знания на уроке отразить на контурной карте | Б) Дискуссионный клуб “Энергетика
будущего” Класс делится на 3 группы, каждой из которых даётся на обсуждение один из типов электростанций. Проводится дискуссия о перспективах электроэнергетики и расширении использования нетрадиционных источников энергии; преимуществах ТЭС, ГЭС и АЭС. Группы учеников обмениваются информацией и защищают свои позиции по каждому типу электростанций. Делают вывод о том, что нетрадиционные типы электростанций-электроэнергетика будущего! В) Практическая работа “Нанесение на контурную карту крупных электростанций” |
|
4 | Рефлексия - Назовите основные типы электростанций в России? - Каково их значение? - Как вы думаете, от электростанций какого типа поступает электроэнергия в наши дома? Выставление и комментарии оценок в журнал. Подведение итогов. |
|
5 | Домашнее задание: параграф 44, стр.8, ответить письменно на вопросы |