Цель: развитие учебно-познавательного интереса к материалу о форме Земли и о ее моделях (шарообразной и плоской).
Предметные задачи урока:
- развивать представления о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества;
- формировать понимание того, что глобус – это модель Земли; карта - плоскостное изображение земной поверхности;
- ознакомить с расположением географических объектов на глобусе и географической карте.
Личностные задачи урока: создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения.
Метапредметные задачи урока:
- принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (регулятивные);
- строить сообщения в устной форме, находить в тексте ответ на заданный вопрос (познавательные);
- использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию, слушать собеседника излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей; (коммуникативные);
- учиться правильно давать определения изучаемых понятии?;
- получать различную информацию из различных источников (учебник, интернет, глобус, карты).
Оборудование: глобус, карта полушарий, проектор, приложение.
Ход урока |
||||||
Этап | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания | ||
1. Организационный: позитивный настрой , проверка готовности к уроку | ||||||
2. Актуализация знаний | Географический диктант: 1. Земля имеет форму... 2. На каком месте среди всех планет относительно солнца находится Земля? 3. Радиусы Земли неодинаковые, тот, что больше - ..., тот , что меньше.... 4. Движение Земли вокруг своей оси называется... 5. Орбитальное движение длится... 6. Линия, по которой Земля движется вокруг солнца, называется... 7. Один оборот вокруг Солнца Земля делает за.... 8. Февраль 2016 года состоит из..... суток 9. Две точки Земной поверхности, не участвующие в осевом вращении, называются.... 10..Линия, одинаково удалённая от северного и южного полюса, которая делит земной шар на два полушария, называется... |
С помощью проектора демонстрирует
вопросы для проверки имеющихся знаний
Итог: во время работы мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания, как вы думаете, о чем? (о нашей планете) |
1. Отвечают на вопросы в тетради: 1. Геоид (приплюснутый у полюсов шар) 2. 3 3. экваториальный, полярный 4. осевое (суточное) 5. 365 - (366 суток) 6. орбита 7. год 8. 29 9. полюса 10. экватор 2. Обмениваются тетрадями с соседом по парте (взаимопроверка, оценивание) |
НОРМА ОЦЕНОК НА ДОСКЕ (исходим из количества ошибок) 0-1 = “5” 2-3 = “4” 4-5 = “3” 6 и больше = “2” |
||
3. Проблемная ситуация. Формулировка цели, постановка задач | Слайды 5 Внимательно посмотрите на
слайд и попробуйте определить: Почему именно эти предметы размещены на слайде? О чём пойдёт речь на уроке? Какова будет наша цель? |
Демонстрирует слайд. Организует обсуждение, резюмирует высказывания детей |
Предлагают варианты
формулировки цели. Отвечают на вопросы |
|||
Слайды 6-16 история создания разных глобусов. | Рассказ учителя об истории создания
различных глобусов. Объяснение учителя может быть заменено предварительно подготовленными сообщениями учащихся об истории создания различных глобусов (учитель демонстрирует, сопровождает рассказ изображением) Корректирует ответы |
Сообщения учащихся об истории создания глобусов. Учащиеся сравнивают изображения, пытаются сформулировать заключение: что изображается на глобусе, почему создание глобуса-это шаг вперёд в истории науки, в чём преимущества и недостатки глобуса. | ||||
Просмотр мультипликационного ролика | Проблемное задание | Поиск ответа на вопрос: Что в
мультфильме выдумка, что научно доказанная
истина? Обсуждение, дополнение ответов одноклассников |
||||
Посмотрите на изображение на слайдах 19-21 | Постановка вопроса: Что представляла собой старинная карта? Организация дискуссии: Почему плоскостное изображение земной поверхности было необходимо? В чём преимущества карты? В чём недостатки? Почему карты древности отличаются от тех, что висят у нас в классе и собраны в ваших атласах? |
Высказывают предположения вступают в дискуссию. Учатся отстаивать свою точку зрения при этом выслушивают точку зрения одноклассников | ||||
Гимнастика для глаз: Дети закрывают глаза под тихую музыку выполняют команды учителя: “Представили наш ученический глобус, сосредоточили взгляд закрытых глаз на экваторе. Поехали в восточном направлении, сделали полный оборот, глаз не открываем, прыгнули взглядом на северный полюс, на южный, вновь на северный и снова на южный, вновь сосредоточили взгляд закрытых глаз на экваторе, поехали по линии экватора в западном направлении. Увеличили мысленно глобус в два раза и проделали ту же процедуру ещё раз” |
||||||
Продолжение | Слайд 22. Условные знаки на карте и в атласе | Предлагает проанализировать изображения карты и глобуса | Изучают условные знаки карты, цветовую шкалу, масштаб | |||
Различие географических карт Многообразие карт |
Вводит новые понятия (план, топографическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки, атлас); демонстрирует на слайдах 23-37 | Просматривая различные слайды, пытаются определить, в чём различие , сходство, преимущества и недостатки каждого вида изображений. | ||||
4 | Закрепление новых знаний | Продолжите фразу: Я считаю, что глобус (карта) для работы важнее и удобнее, потому что..... | Помогает сформулировать ответы | Отвечают на вопросы, сравнивают | ||
5 | Рефлексия | Что удивило на уроке? О чём хотели бы узнать ещё? |
Организует обсуждение | Высказываются | ||
6 | Домашнее задание | Параграф 5. ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Ответы на вопросы развёрнутые, доказательные (оформляем в тетради), используя различные источники информации |
Пояснение требований к выполнению домашнего задания | Записывают в тетради вопросы: 1. Может ли быть космический глобус? 2. Могут ли быть аэрофотосъёмки всей земной поверхности? Если “да”, то можно ли из них составить карту или глобус, если “нет”, то почему? 3. Зачем человеку нужны разные карты, ведь на них изображается одна и та же поверхность, не лучше ли сделать одну, но качественно? |