Урок на тему "Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Урок №4 по теме “Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне слова”.

Педагогические задачи: Создать условия для осознания цели научиться находить и писать слова с удвоенной согласной в корне слова, создать условия для формирования ИКТ – компетентности учащихся.

Планируемые результаты образования:

  • Образовательные: научатся “видеть” изучаемую орфограмму, получат возможность извлекать информацию из разных источников
  • Коммуникативные: организовать условия для общения при работе в парах, возможность строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы, использовать интонационную выразительность.
  • Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда, также стремятся дарить людям тепло и заботу.

Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, тест, словари, набор цветных карандашей, “светофоры”, литературные герои (на слайде), презентация.

Ход урока

I. Приветствие гостей. Проверка готовности к уроку.

- На уроке у нас гости, поприветствуйте их.

Эмоциональный настрой на урок

А сейчас проверь, дружок,
- Ты готов начать урок?
- Все ль на месте,
- Все ль в порядке,
- Ручка и тетрадка?
- Руки? (на месте)
- Ноги? (на месте)
- Локти? (у края)
- Спинка? (прямая)

Учитель.

“Язык хранит историю народа,
Его культуры негасимый свет.
Меняется всё в жизни год от года,
Но языка прекрасней в мире нет.”
(Нина Шестер)

- О каком языке идёт речь? (о русском)

- На этом уроке это слово будет первым в словарной работе, почему, как вы думаете?

(идёт Фестиваль русского языка)

- Это наш родной язык и мы его должны знать и беречь от засилья иностранных слов!

- Какая орфограмма есть в этом слове? (удвоенная согласная)

- Сформулируйте тему нашего урока (упражнения в написании слов с удвоенной согласной), запишите число, классная работа;

- Язык, на котором мы говорим, очень красив, давайте мы с вами будем писать сегодня слова красиво

На полях нарисуйте треугольник зелёного цвета, если вы хотите всё понять на уроке, хорошо работать, думать. Если есть сомнения - нарисуйте треугольник жёлтого цвета. А в конце урока вы соотнесёте свои цели в начале урока с тем, что у вас получится в заключение урока (треугольник зелёный - всё получилось, жёлтый - постараюсь быть внимательным, красный – пока не совсем усвоил материал)

II. Проверка домашнего задания. Графический диктант.

- Ребята, что было задано на дом? (упр.72 стр.66 найти и записать 10 важных слов с удвоенной согласной. Прочтите их. (Россия, русский, коллектив, аккуратный, класс, суббота, аппетит, профессия, орфограмма, грамматика)

- Объяснение нескольких слов

В это время работа по карточкам.

Карточка № 1. (ученик работает за доской)

Объяснение детьми графического обозначения орфограмм (слайд 2) В данные слова вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму (1-й рисунок – безударный гласный, 2-й удвоенный согласный, 3-й - парный согласный, 4-й сочетания с шипящими звуками, 5-й – заглавная буква)

Ми__он, режи__ёр, а___истент, ур____жай, п__льто, ко___екция, жу__ать, ж___вёт

Карточка № 2

Спиши слова, разделяя их черточками для переноса (ученик работает за доской)

Россия, коллектив, хоккей, рассвет, аллея, пассажиры.

- Все ли слова с удвоенной буквой согласного можно переносить? (нет, если удвоенная буква в середине слова)

(Дети открывают свои работы. Проверка светофорами – сигналами, зелёный согласны, красный – ошибка.) Оценивание работ детьми класса

Графический диктант. Опрос по изучаемой теме в форме игры.

Если слово с удвоенной буквой можно перенести ставим “+”, если нельзя “-”..

Ванна, грамм, грипп, касса

Кросс, сумма, тонна, масса

+ - - +

- +++

Самопроверка (слайд 3), оценивание самих себя на полях

III. Словарная работа. Минутка чистописания.

- Дети, вы пишите только удвоенные согласные

- Язык, на котором мы говорим и пишем (русский язык)

- Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна)

- Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, ... (грипп)

- Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут ... (аллея)

- Шестой день недели (суббота)

- Чем полезен этот вид работы? (учились думать, разгадывая загадки, упражнялись в определении удвоенной согласной, писали красиво)

Сс нн пп лл бб ( проверка по эталону на доске)

IV. Развитие орфографических умений.

1. Встреча с героями мультфильмов.

- К нам в гости пришли герои мультфильмов (2016г – год российского кино) (слайд 4). Кто они?

Доктор Айболит, Гиппопотам, Буратино, Винни- Пух

- Кто из вас читал, смотрел мультфильмы с этими героями?

- Кто написал эти чудесные произведения? (Алексей Толстой, , Корней Чуковский, Алан Милн)

- Но сегодня они пришли к вам не случайно, они хотят с вами поработать над двойными согласными.

- Что вы можете сказать о Докторе Айболите? (мужественный), он лечил гиппопотама,

- Из чего сделан Буратино? (деревянный)

- Борис Заходер перевёл книгу английского писателя и создал советский мультфильм о Винни –Пухе

- Что вы заметили в написании этих слов? (удвоенный согласный)

- Какой частью речи является слово мужественный? (прилагательное)

- Давайте запишем прилагательные (мужественный, деревянный)

- А остальные слова, какой частью речи являются? (существительные)

- С какой буквы будем писать гиппопотам? А Винни- Пух?

- Обозначьте орфограммы

- Давайте запишем существительные в тетрадь (ученик работает у доски, коллективная работа)

- Чем полезен этот вид работы? (вспомнили авторов любимых произведений, учились писать в словах удвоенные согласные, повторили написание большой буквы, повторили части речи )

- Оцените свою работу

- Какое слово может объединить героев мультфильмов (они добрые и смешные)

2. Работа в парах.

- Переверните карточку. Найдите и исправьте ошибки. Кто справился, возьмитесь за руки “шалашиком”

- Кому непонятно значение слов? Куда надо обратиться? (к словарю)

ГРУПА,  БАССЕЙН, ТЕРАССА, ПЕРОН,   ХОКЕЙ,  КОЛЛЕКТИВ,  ПРОГРАММА,  ТЕЛЕГРАМА

- Проверка и оценивание на полях по эталону (Слайд 7)

ГРУППА,  БАССЕЙН, ТЕРРАСА, ПЕРРОН, ХОККЕЙ,   КОЛЛЕКТИВ,  ПРОГРАММА 

ТЕЛЕГРАММА

Физминутка (слайд 8, 9)

3. Игра - “данетка”

Имена нашего класса (у учителя карточки с именами: Кирилл, Максим, Анна)

Задают вопросы дети, ответ только “да” и “нет”

- Это имя мальчика? (нет)

- Это имя девочки? (да)

- Имя с удвоенной согласной “н”? (да)

- Это Анна (записывают имя в тетрадь)

- Это имя девочки? (нет)

- Это имя с удвоенной согласной? ( нет)

- Начинается имя с буквы “д”? (нет)

- Этот мальчик высокий? (да)

- Начинается с буквы “м”? (да)

- Максим (записывают имя в тетрадь)

- Это имя девочки? (нет)

- Это имя мальчика? (да)

- Имя с удвоенной согласной? (да)

- Кирилл (записывают имя в тетрадь)

- Чем полезен этот вид работы? (Мы учились извлекать информацию с помощью вопросов, повторили написание заглавной и удвоенной согласной в именах)

- Оцените себя

4. Работа с учебником упр. 71, стр. 65. Вставить подходящие по смыслу слова из справок.

Проверка по слайду (слайд 10) (ставят отметку на полях карандашом)

Дети нашего класса - это дружный коллектив. После взлёта самолёт убирает шасси. По широкому шоссе мчались машины.

Д\з дописать упражнение 71 до конца, кому будет непонятно значение слова, обратитесь к словарю.

Итог урока по опорным словам слайда

  • Мне удалось ...
  • Меня удивило...
  • Мне понравилось...
  • Я порадовался за...
  • Я хочу поблагодарить ... за ...
  • Я могу похвалить себя за...

- У кого совпали “треугольники”, которые вы поставили вначале урока и в конце? Молодцы!

- Урок окончен. Спасибо за урок!