Урок №4 по теме “Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне слова”.
Педагогические задачи: Создать условия для осознания цели научиться находить и писать слова с удвоенной согласной в корне слова, создать условия для формирования ИКТ – компетентности учащихся.
Планируемые результаты образования:
- Образовательные: научатся “видеть” изучаемую орфограмму, получат возможность извлекать информацию из разных источников
- Коммуникативные: организовать условия для общения при работе в парах, возможность строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы, использовать интонационную выразительность.
- Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда, также стремятся дарить людям тепло и заботу.
Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, тест, словари, набор цветных карандашей, “светофоры”, литературные герои (на слайде), презентация.
Ход урока
I. Приветствие гостей. Проверка готовности к уроку.
- На уроке у нас гости, поприветствуйте их.
Эмоциональный настрой на урок
А сейчас проверь, дружок,
- Ты готов начать урок?
- Все ль на месте,
- Все ль в порядке,
- Ручка и тетрадка?
- Руки? (на месте)
- Ноги? (на месте)
- Локти? (у края)
- Спинка? (прямая)
Учитель.
“Язык хранит историю народа,
Его культуры негасимый свет.
Меняется всё в жизни год от года,
Но языка прекрасней в мире нет.”
(Нина Шестер)
- О каком языке идёт речь? (о русском)
- На этом уроке это слово будет первым в словарной работе, почему, как вы думаете?
(идёт Фестиваль русского языка)
- Это наш родной язык и мы его должны знать и беречь от засилья иностранных слов!
- Какая орфограмма есть в этом слове? (удвоенная согласная)
- Сформулируйте тему нашего урока (упражнения в написании слов с удвоенной согласной), запишите число, классная работа;
- Язык, на котором мы говорим, очень красив, давайте мы с вами будем писать сегодня слова красиво
На полях нарисуйте треугольник зелёного цвета, если вы хотите всё понять на уроке, хорошо работать, думать. Если есть сомнения - нарисуйте треугольник жёлтого цвета. А в конце урока вы соотнесёте свои цели в начале урока с тем, что у вас получится в заключение урока (треугольник зелёный - всё получилось, жёлтый - постараюсь быть внимательным, красный – пока не совсем усвоил материал)
II. Проверка домашнего задания. Графический диктант.
- Ребята, что было задано на дом? (упр.72 стр.66 найти и записать 10 важных слов с удвоенной согласной. Прочтите их. (Россия, русский, коллектив, аккуратный, класс, суббота, аппетит, профессия, орфограмма, грамматика)
- Объяснение нескольких слов
В это время работа по карточкам.
Карточка № 1. (ученик работает за доской)
Объяснение детьми графического обозначения орфограмм (слайд 2) В данные слова вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму (1-й рисунок – безударный гласный, 2-й удвоенный согласный, 3-й - парный согласный, 4-й сочетания с шипящими звуками, 5-й – заглавная буква)
Ми__он, режи__ёр, а___истент, ур____жай, п__льто, ко___екция, жу__ать, ж___вёт
Карточка № 2
Спиши слова, разделяя их черточками для переноса (ученик работает за доской)
Россия, коллектив, хоккей, рассвет, аллея, пассажиры.
- Все ли слова с удвоенной буквой согласного можно переносить? (нет, если удвоенная буква в середине слова)
(Дети открывают свои работы. Проверка светофорами – сигналами, зелёный согласны, красный – ошибка.) Оценивание работ детьми класса
Графический диктант. Опрос по изучаемой теме в форме игры.
Если слово с удвоенной буквой можно перенести ставим “+”, если нельзя “-”..
Ванна, грамм, грипп, касса
Кросс, сумма, тонна, масса
+ - - +
- +++
Самопроверка (слайд 3), оценивание самих себя на полях
III. Словарная работа. Минутка чистописания.
- Дети, вы пишите только удвоенные согласные
- Язык, на котором мы говорим и пишем (русский язык)
- Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна)
- Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, ... (грипп)
- Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут ... (аллея)
- Шестой день недели (суббота)
- Чем полезен этот вид работы? (учились думать, разгадывая загадки, упражнялись в определении удвоенной согласной, писали красиво)
Сс нн пп лл бб ( проверка по эталону на доске)
IV. Развитие орфографических умений.
1. Встреча с героями мультфильмов.
- К нам в гости пришли герои мультфильмов (2016г – год российского кино) (слайд 4). Кто они?
Доктор Айболит, Гиппопотам, Буратино, Винни- Пух
- Кто из вас читал, смотрел мультфильмы с этими героями?
- Кто написал эти чудесные произведения? (Алексей Толстой, , Корней Чуковский, Алан Милн)
- Но сегодня они пришли к вам не случайно, они хотят с вами поработать над двойными согласными.
- Что вы можете сказать о Докторе Айболите? (мужественный), он лечил гиппопотама,
- Из чего сделан Буратино? (деревянный)
- Борис Заходер перевёл книгу английского писателя и создал советский мультфильм о Винни –Пухе
- Что вы заметили в написании этих слов? (удвоенный согласный)
- Какой частью речи является слово мужественный? (прилагательное)
- Давайте запишем прилагательные (мужественный, деревянный)
- А остальные слова, какой частью речи являются? (существительные)
- С какой буквы будем писать гиппопотам? А Винни- Пух?
- Обозначьте орфограммы
- Давайте запишем существительные в тетрадь (ученик работает у доски, коллективная работа)
- Чем полезен этот вид работы? (вспомнили авторов любимых произведений, учились писать в словах удвоенные согласные, повторили написание большой буквы, повторили части речи )
- Оцените свою работу
- Какое слово может объединить героев мультфильмов (они добрые и смешные)
2. Работа в парах.
- Переверните карточку. Найдите и исправьте ошибки. Кто справился, возьмитесь за руки “шалашиком”
- Кому непонятно значение слов? Куда надо обратиться? (к словарю)
ГРУПА, БАССЕЙН, ТЕРАССА, ПЕРОН, ХОКЕЙ, КОЛЛЕКТИВ, ПРОГРАММА, ТЕЛЕГРАМА |
- Проверка и оценивание на полях по эталону (Слайд 7)
ГРУППА, БАССЕЙН, ТЕРРАСА, ПЕРРОН, ХОККЕЙ, КОЛЛЕКТИВ, ПРОГРАММА
ТЕЛЕГРАММА
Физминутка (слайд 8, 9)
3. Игра - “данетка”
Имена нашего класса (у учителя карточки с именами: Кирилл, Максим, Анна)
Задают вопросы дети, ответ только “да” и “нет”
- Это имя мальчика? (нет)
- Это имя девочки? (да)
- Имя с удвоенной согласной “н”? (да)
- Это Анна (записывают имя в тетрадь)
- Это имя девочки? (нет)
- Это имя с удвоенной согласной? ( нет)
- Начинается имя с буквы “д”? (нет)
- Этот мальчик высокий? (да)
- Начинается с буквы “м”? (да)
- Максим (записывают имя в тетрадь)
- Это имя девочки? (нет)
- Это имя мальчика? (да)
- Имя с удвоенной согласной? (да)
- Кирилл (записывают имя в тетрадь)
- Чем полезен этот вид работы? (Мы учились извлекать информацию с помощью вопросов, повторили написание заглавной и удвоенной согласной в именах)
- Оцените себя
4. Работа с учебником упр. 71, стр. 65. Вставить подходящие по смыслу слова из справок.
Проверка по слайду (слайд 10) (ставят отметку на полях карандашом)
Дети нашего класса - это дружный коллектив. После взлёта самолёт убирает шасси. По широкому шоссе мчались машины.
Д\з дописать упражнение 71 до конца, кому будет непонятно значение слова, обратитесь к словарю.
Итог урока по опорным словам слайда
- Мне удалось ...
- Меня удивило...
- Мне понравилось...
- Я порадовался за...
- Я хочу поблагодарить ... за ...
- Я могу похвалить себя за...
- У кого совпали “треугольники”, которые вы поставили вначале урока и в конце? Молодцы!
- Урок окончен. Спасибо за урок!