Группа: 21-16 Специальность: “Сварочное дело” П курс.
Продолжительность урока: 1 час 20 минут
Ценность: Покой. Качества: спокойствие, удовлетворенность, вера.
Тип урока: Урок формирование новых знаний
Цель: Углубить понимание учащихся о пути к совершенству и самосовершенствованию личности, через общечеловеческую ценность Покой
Задачи:
- Раскрыть значение понятия “спокойствие”, “умиротворенность”;
- Развивать умение контролировать эмоциональную лабильность;
- Воспитывать у учащихся веру в себя.
Методическая цель: Отработка методики подготовки и проведения нестандартного урока - урока, который основан на акцентировании творческого начала обучающихся с использованием групповых форм работы.
Материально-дидактическое оснащение урока:
- ТСО: телевизор, видеомагнитофон.
- Музыка для медитации
- Песня о красоте покоя. Слова, музыка - Елена Романенко.
- Ситуативные карточки
- Мультфильм “Контакт”
Межпредметные связи:
- Предмет: “Психология и этика”.
- Предмет: “Акмеология”.
- Предмет: “Философия”.
Ход урока
Орг.момент. Позитивный настрой. Мысленное путешествие в подводное царство (Приложение 1)
Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.
Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда... это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).
А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.
Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
1. Какие ощущения у вас были во время позитивного настроя?
Проверка домашнего задания.
Проверка эссе “Моё спокойствие”.
Вопросы к тексту:
- Легко ли вам было писать рассказ о своем спокойствии?
- Часто ли вам удается сохранять спокойствие в жизни?
- А была ли у вас ситуация, когда вы не смогли сохранить спокойствие?
Позитивное высказывание (цитата).
- “Если стремишься к душевному покою и
удовольствию, тогда веруй; если стремишься знать
правду, тогда исследуй”.
(Генрих Гейне)
Вопросы:
Как вы понимаете смысл этого высказывания?
Рассказывание истории (беседа).
Ранним утром ученики пришли к своему Учителю на традиционную беседу. Они расположились на циновке у камина и терпеливо ждали, когда Учитель заговорит.
— Ну что же, рассказывайте, с чем вы пришли сегодня, — произнес Учитель, от внимательных глаз которого не укрылось волнение учеников.
— Учитель, вчера вечером у нас был жаркий спор. Мы хотели разобраться, что нужно для того, чтобы стать Мастером своего дела. Таким, как ты. Мы спорили до рассвета. И спали всего несколько часов, но не чувствуем усталости. Мы взволнованы и хотим услышать твой ответ.
— Не спешите. Прежде скажите, к чему же вы пришли в итоге своих споров? – улыбнувшись, ответил Учитель и стал перебирать в руках камушки, которые достал из кармана.
— Мы пришли к тому, что нужно учиться, развиваться в своем деле, оттачивать свое мастерство!
— И это все? – спокойно спросил Учитель, удобно расположившись на циновке у камина.
— Нужно обучать других людей и делиться с ними своими знаниями и опытом! – тут же ответили ученики.
— И это все? – Учитель прикрыл глаза и, казалось, погрузился в полудрему.
— Соревноваться с самим собой! Стараться стать лучшим!
— Неплохо. Но есть кое-что поважнее. – Учитель продолжал сидеть с закрытыми глазами и все так же перебирал камушки.
— Помогать другим людям! Стремиться сделать мир лучше! – наперебой кричали ученики, которым не терпелось узнать ответ.
— Еще! Просыпайтесь уже!
— Всю жизнь посвятить своему Делу! – теперь уже стали слышны лишь отдельные возгласы.
После этого Учитель подождал немного, а затем разложил перед учениками камни, которые перебирал руками. Их было несколько: один в форме круга, другой – в форме гладкого прямоугольника, третий – в форме сердца, четвертый – просто непонятный бесформенный обломок, пятый – кусочек розового кварца.
Учеников было пятеро, и Мастер предложил каждому выбрать камень. Причем, сделать это по очереди, в том порядке, как они сидели перед ним.
Первый ученик взял камень в форме сердца, второй выбрал круглый, третий взял себе розовый кварц, четвертый – камешек в форме прямоугольника, а пятому достался бесформенный обломок.
— А теперь подумайте и сами ответьте на свой вопрос, с которым вы сегодня пришли, — улыбаясь, проговорил Мастер.
— Знаем, знаем! Каждый из нас выбрал камень, который ему по душе! Прежде чем начать совершенствоваться, нужно выбрать себе любимое дело! То, которое будет вдохновлять! И давать сил! – ученики были радостны и не могли усидеть на месте от восторга.
— Вы правы. Но посмотрите немного глубже. У кого был самый большой выбор?
— У того, кто был первым.
— А у кого выбора не было? – продолжил Мастер.
— У того, кто делал его последним. Ему ничего не оставалось, кроме как взять бесформенный обломок.
— Вот вам и сегодняшний урок: не позволяйте кому-то ограничивать ваш выбор. Вы могли воспротивиться мне и сказать, что хотите выбирать из пяти камней. А могли выйти на улицу и принести другой камень, который вам приглянется. А вы подчинились мне, вы разрешили мне ограничить вас.
Ученики молчаливо смотрели на Учителя.
— А теперь ступайте и обдумайте сегодняшний урок. Всегда в своей жизни выбирайте то, что вам по сердцу. Будьте смелы, чтобы оглянуться вокруг себя и посмотреть чуть дальше, чем вам предложено. Когда вы выберете себе дело жизни таким образом, не ограничивая себя и следуя зову своего сердца, это будет союз любви. А это значит, что вы будете полны сил для того, чтобы пройти этот непростой путь и стать Мастером. Мастером своего дела.
Вопросы:
- С чем пришли ученики к мастеру?
- Какие качества необходимы человеку в совершенствовании?
- Приведите пример, когда покой помог вам в совершенствовании?
Просмотр мультфильма “Контакт” (Приложение 2)
Групповая работа по мультфильму. (обсуждается мораль данного мультфильма)
Творческая деятельность, групповая работа.
Ситуация выбора. (работа по группам с ситуативными карточками)
1) Ситуация первая
Вы в магазине стоите в очереди, подходит ваша очередь, у продавца звонит телефон, он отходит от прилавка и начинает разговаривать.Как вы поступите? (проиграйте ситуацию сценически)
2) Ситуация вторая
Вы находитесь на курсах йоги, вы пошли на эти курсы для гармонизации внутреннего мира, но вам не нравится тренер который ведет занятие и из за этого вы не можете расслабиться на занятии. Как вы поступите? (приведите подобные примеры из вашей жизни).
3) Ситуация третья
На перемене вы вышли в коридор и видите перед собой подругу которая плачет. Что вы сделаете? Что вы чувствуете, когда видите плачущего человека.
Групповое пение.
Песня о красоте покоя. Слова, музыка - Елена Романенко (Приложение 3)
Что такое душевный покой?.. –
Когда мысль льётся полной рекой,
Когда сердце в груди не болит,
А наполнено силой молитв...
Когда слышишь, как воздух поёт,
Когда чувствуешь ветра полёт,
Когда видишь движенье луча –
Как касается солнце плеча...
Есть покой у морской глубины,
У ласкающей берег волны,
Что шумит на песке золотом,
И в рассветном тумане густом...
В каждой капле росы на цветке,
В каждом тонком простом стебельке,
В каждой маленькой искре огня,
Что летит, за собою маня...
Что сравнится с покоем души?.. –
Лип высоких молчанье в тиши
Или клёнов, что тихо стоят,
Надевая осенний наряд,
Вдоль дороги... Прекрасен покой
Гор, которым ты машешь рукой,
Птиц, парящих над ширью земной
И звезды – в тёмном небе одной...
Домашнее задание:
Учебник по самопознанию 11 класс – стр. 5;
Эссе: “Я хочу развить в себе...”
Заключительная минута урока.
А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на уроке. Сохраните в вашем сердце, все что вы узнали на этом уроке. Можете открыть глаза. Спасибо вам за работу.
Список литературы:
- “Самопознание. Учебник” Саинова Л.А., Лосева Е.Бебек 2010 г.
- “Самопознание”Бердяев Н.А. Эксмо 2008 г.
- “Одна минута мудрости” (сборник медитативных притч) Мелло Энтони 2004 г.
- “Десять секретов Счастья. Современная притча о мудрости и счастье” А. Дж. Джексон София, 2015 г.
- “Житейская мудрость в притчах” Е. В. Лиственная Эксмо, 2015 г.
- “Я и самопознание. Развиваю мышление, помять, воображение.”Рогов Е.И. МарТ 2006 г.