Цели: создать условия для формирования умения экономно использовать электроэнергию; повторить правила безопасного обращения с электроприборами.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.
- Ребята, знаете ли вы, как расходуются деньги в вашей семье?
- Кто из вас видел квитанции об оплате коммунальных услуг?
- За что платят ваши родители?
- А можете ли вы сделать так, чтобы цифры оплаты стали меньше? Каким образом?
- Отгадайте загадку.
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это ... (электричество).
- Можем ли мы обойтись без электричества? Почему?
- Какие электроприборы есть в вашем доме?
- Можем ли мы обойтись без этих замечательных помощников?
- Как вы считаете, всегда ли мы правильно используем их?
А теперь мы будем разгадывать кроссворд и говорить о сбережении энергии каждым прибором.
1)
Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу исправить недоделки
И навести на брюках стрелки.
(Утюг)
- Кто помогает родителям гладить вещи?
- Расскажите, как вы это делаете.
И сказали утюги:
- Мы хозяйкам не враги!
Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок.
А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.
- О какой экономии говорится в стихотворении?
- Какие правила работы с утюгом вы знаете?
2)
Провела я солнце
За своё оконце,
К потолку подвесила,
Стало в доме весело.
(Лампочка)
- Почему днём лампочка висит без дела?
- В каких случаях вы включаете свет днём?
- Что вы можете сделать, чтобы лампочка зря не горела?
- Когда следует пользоваться верхним светом, а когда – настольной лампой?
- Нужно ли очищать лампочки от пыли? Для чего?
- А ещё для экономии можно использовать не обычные лампы накаливания, которые расходуют очень много электроэнергии, а энергосберегающие или LED- лампы. Тогда ваша семья сможет сэкономить до 70 % ресурсов, затрачиваемых на освещение дома, квартиры.
3)
Этот глаз – особый глаз.
Быстро глянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
(Фотоаппарат)
- У многих из вас есть фотоаппараты, а можете ли вы рассказать, как экономить на нём энергию?
- Верно, нельзя держать его включенным без дела, чтобы не разрядились батарейки.
4)
Волшебный ящик посмотри,
В нём реки и озёра,
Растения и горы,
Он обо всём расскажет,
Весь мир тебе покажет.
(Телевизор)
- Много ли времени вы проводите у телевизора?
- Бывает ли так: никого в комнате нет, а телевизор работает? Для чего? Какие правила пользования телевизором вы сформулируете?
- смотреть телевизор не более 1, 5 часа в день
- смотреть на расстоянии 2 – 3 метров от экрана
- выключать телевизор, когда уходишь из комнаты, не использовать его вместо радио
5)
В этом белом сундучище
Мы храним на полках пищу.
На дворе стоит жара –
В сундучище – холода.
(Холодильник)
- Для чего же нужен холодильник?
- Как мы можем ему помочь в сбережении энергии?
- холодильник устанавливать вдали от отопительных приборов
- постоянно следует очищать его от “шубы”
- не держать на максимальном режиме работы
- не ставить в холодильник горячую пищу
6)
Поверчу волшебный круг –
И меня услышит друг.
(Телефон)
- Как думаете, для чего был изобретён телефон?
- Всегда ли вы используете его по прямому назначению?
- Сформулируйте правила обращения с телефоном.
- говорить только о необходимом, без лишних слов
- не носить его в верхнем кармане рубашки
- включать на зарядку только когда батарея разрядится
- не пользоваться телефоном во время грозы
7)
У меня который год
Ёжик в комнате живёт.
Если пол намазать воском,
Он натрёт его до лоску.
(Полотёр)
- Для чего нужен полотёр? Как будем экономить на его работе?
8)
Он с хвостом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор -
Глотает он и пыль, и сор.
(Пылесос)
- Из каких двух слов образовалось слово “пылесос”?
- Кому из вас доверяют пользоваться этим прибором?
- Что делаете после того, как пропылесосите?
- В каких случаях пылесос будет работать экономно?
- следует очищать мешок от пыли и мусора
- регулярно нужно мыть или менять фильтры
- нужно следить, чтобы трубка не засорялась
- работать пылесос должен в соответствующем режиме
9)
Из горячего колодца
Через нос водица льётся.
(Чайник)
- Как вы думаете, может ли чайник тоже экономить электроэнергию?
- Какое количество воды следует налить в чайник, если пить чай будешь только ты?
- А если ты вскипятил целый чайник воды, как поступишь?
- Есть ли у вас дома термос?
- Когда и в каких целях используете его? А можно ли кипяток, оставшийся в чайнике, вылить в термос? Тогда не придется время тратить на кипячение воды, да и энергия будет экономиться.
10)
Стоит красивый сундучок.
Его не тронешь – он молчок.
А стоит ручку повертеть,
Он будет говорить и петь.
(Радио)
- У кого в доме есть радио? Чем оно удобно? А можно ли и при его работе экономить энергию? Каким образом?
- Присутствовали ли вы когда-нибудь при приобретении какой-либо бытовой техники?
- На что обращали внимание ваши родители?
- Верно, необходимо обращать внимание на уровень её энергопотребления. Лучше всего сохраняет бюджет семьи техника класса А.
- Уже наступили холода. Во всех семьях постарались к ним подготовиться. Как сделали это у вас в семье? Каковы правила экономии тепла?
- утепление окон
- удаление от батарей отопления мебели
- замена длинных штор на короткие, не закрывающие батареи
- удаление с батарей отопления пыли
- утепление дверей
Итог.
- Каким образом мы можем снизить потребление электроэнергии?
-Что значит быть хорошим хозяином своего дома?
Используемая литература.
- Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с. (Серия вместе с детьми”.)
- Газета “Красное знамя” от 30 марта 2016 года. Статья “5 способов разумно и легально экономить электроэнергию дома” - страница 10. (Учредители: Администрация Шебекинского района, Муниципальный совет муниципального района “Шебекинский район и город Шебекино”, автономная некоммерческая организация “Редакция газеты “Красное знамя”. Издатель: АНД “Редакция газеты “Красное знамя” (Белгородская область).