Использование национально-регионального компонента в организации спортивно-оздоровительной и внеурочной деятельности в системе основного общего образования

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В статье рассматривается тема приоритетного развития народно-спортивных и подвижных игр в плоскости современных требований образовательного стандарта, и в свете развития новых общественных реалий в сфере физической культуры и массового спорта. Обосновывается их особое место в укреплении физического и нравственного здоровья обучающихся ввиду своей универсальности, доступности и огромного эмоционального фона, средством формирования жизненно важного фонда двигательных умений и навыков.

В физкультурно-спортивном воспитании в школах России сегодня поставлена новая цель – формирование физической культуры личности. Такая образовательная модель потребовала серьезных изменений в организации двигательной деятельности учащихся, проявившихся в усилении внимания к личности обучаемого, превращающих ученика из объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой физкультурно-спортивной деятельности. Наряду с физической составляющей, ведущей стороной этого процесса является воспитание таких качеств в учениках, которые позволяют развиваться в единстве с культурой общества, содействовать единению физического и духовного в человеке, разрешать противоречия между двигательным опытом и его значением для социальной культурной деятельности личности, достигать всеобщих знаний и применять их для индивидуального физического совершенствования, а вместе с тем и других свойств и ориентаций личности, опирающихся на национальное самосознание, культурные и этнические традиции, свою родовую принадлежность, территориальное местожительство.

Татарстан - это край, в котором проживают люди более 100 национальностей, граждан разных религиозных конфессий, представителей этносно-культурных традиций. На нашей толерантной земле часто можно увидеть пример общностного межнационального общения людей на фестивалях и народных праздниках, особенно на полях спортивных состязаний. Ярким примером этого является праздник знаменующий окончание весенних полевых работ “Сабантуй”, где в финале состязаний по татарской национальной борьбе “Курэш” за звание сильнейшего батыра можно увидеть на борцовском ковре русского и татарина, башкира и чувашина. Эта атмосфера дружбы и здорового соперничества превозносит и приумножает все существующие олимпийские принципы. Каждое новое поколение стремиться освоить и обобщить культурное наследие предшествующих поколений и с учетом современных тенденций и новых общественных реалий развить и приумножить национальные ценности, реализовать идею сохранения национальной самостоятельности. Вопрос на сегодня состоит в следующем, будут ли наши дети нравственно и физически здоровы, осваивая сложную информационную среду, включаясь в жёсткие отношения современного мира в котором живут. Что можно сделать, на что опереться, чтобы сохранить нравственное и физическое здоровье молодого человека?

В многообразии средств физического воспитания авторская группа данного проекта сделала попытку поиска и подбора этого универсального, простого и эффективного средства, развивающего основные качества двигательной активности у детей школьного возраста. Удовлетворяющим всем параметрам поиска явились на наш взгляд национальные спортивные и подвижные народные игры. Они могут рассматриваться как важнейшее средство воспитания нравственного сознания, формирования жизненно важного фонда двигательных умений и навыков, прикладной подготовки к труду и выполнением боевых функций, что является особенно актуальным в свете возрождения традиций легендарного комплекса “Готов к труду и к обороне”.

После анализа собранной информации в области национальных подвижных и спортивных игр мы столкнулись с явной на наш взгляд проблемой. Несмотря на отмечаемую многими специалистами их ценность, они до настоящего времени не нашли должного применения в физической подготовке школьников, обучающихся в общеобразовательных школах России, рассматриваясь педагогами лишь как обрезанными дополнениями к различным частям урока по физической культуре. Не используется на наш взгляд весь их богатый потенциал, как сложившейся национальной физической культуры.

Творческая группа проекта поставила перед собой задачу по созданию в школе благоприятной творческой атмосферы и спортивной среды для развития национальных спортивных и подвижных игр таких как “Русская лапта” и “Чеченский хоккей”. Эти усилия на сегодняшний момент уже приносят положительные результат.

Почему из всего многообразия национальных спортивных и подвижных игр наш выбор пал именно на “Русскую лапту”? Какими преимуществами эта игра обладает перед другими существующими на сегодняшний момент? Чем полезна и так необходима она для современного учителя физической культуры в его и без того перегруженной традиционными спортивными играми работе?

Все эти вопросы до недавнего времени стояли перед нами. Сейчас, когда уже прошел определенный этап апробации внедрения этой игры в учебный процесс мы с уверенностью можем утверждать что не ошиблись в выборе этого универсального эффективного на наш взгляд средства физического воспитания школьников В этой работе мы постараемся обосновать свои утверждения.

В начале хотелось бы в вкратце рассказать о особенности этой игры, о её эффективности, практической пользе и потенциале развития.

Русская лапта обладает возможностями разностороннего воздействия на игроков. Подросток, занимающийся лаптой должен быть сильным метателем, быстрым спринтером, выносливым стайером, прыгучим атлетом, ловким и координированным акробатом. В процессе игры в лапту воспитывается быстрота, выносливость, ловкость, координация – качества необходимые для всестороннего человека. Заметим, что лапта органично вписывается в легкоатлетический цикл уроков физической культуры. Ведь недаром ее называют “Игровой легкой атлетикой”. Перебежки в лапте аналогичны переменно интервальному методу тренировки в беге на средние дистанции. Играя в лапту юноши и девушки выполняют значительно большой объем работы, чем при обычном беге. Причем перебежки выполняются подростками в соответствии со своими индивидуальными физическими возможностями – по скорости и расстоянию. Кроме того, лапта содействует развитию анаэробных возможностей человека, от которых зависит качество, необходимые для его выживания в экстремальных ситуациях. Упражнения, используемые при обучении позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча после отскока от площадки, что содействует воспитанию тонкого координационного чувства. При этом в игровых условиях метание приобретает более значительную эмоциональную окраску в сравнении с обычным программным метанием, что содействует освоению значительных физических нагрузок. В лапте действия игрока подчинены интересам коллектива и в тоже время требуют индивидуальной самоотдачи. Несмотря на то, что лапта содействует включению школьников в конкурентную спортивную среду, подростки в игровой деятельности оценивают свои результаты через призму коллективных отношений, соотносят их с групповыми целями и общим делом, что воспитывает у детей чувство солидарности, товарищества и ответственности за действия друг друга, формирует дух командной борьбы.

Лапта – это общение, сфера накопления опыта и формирование отношений, средство самореализации и выражение эмоций. В игре шлифуются волевые и моральные качества, значимые для подростка: сознательность, активность, целеустремленность, выдержка, самообладание, умение управлять эмоциями, сдерживать свои эгоистические порывы. Правила игры способствуют воспитанию дисциплины, этики поведения, исключают грубость и насилие в борьбе. Игра не возможна без быстроты мышления и анализа игровой ситуации, наблюдательности, внимания, развитых психических функций. Игровая деятельность в лапте ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс, поэтому обучающиеся не боятся, что у них что-то не получается. Они полностью отдаются игре, так как с одной стороны, они осуществляют видимые действия, а с другой – многие моменты этой деятельности носят условный характер, позволяют отвлечься от реальной ситуации, действовать в воображаемой обстановке. Игровые поединки безопасны и достаточно просты в организации.

Рисунок-схема: Преимущественные характеристики Русской лапты

На начальных этапах по внедрению проекта по развитию Русской лапты группой методического объединения учителей физической культуры МАОУ СОШ № 35 была разработана и вынесена на рассмотрение педагогического совета школы программа по включению “Русской лапты” в вариативную часть учебных программ среднего общего образования. Поэтапный план перспективного развития мини-лапты в школе, программа внеклассной кружковой работы по мини-лапте для различных возрастов обучающихся, календарный план спортивно-массовых мероприятий, документация и инструкции по технике безопасности при проведении учебных и спортивных мероприятий. Была проведена разъяснительная и информационная работа с представителями родительских комитетов по определению целей и перспектив развития разработанных программ. Все эти программные документы были одобрены на педагогическом совете коллективом и администрацией школы и официально утверждены директором учебного заведения. Следующим шагом стало создание на базе образовательного учреждения спортивного клуба "Олимп”, основной целью которого явилось координация всей спортивно-массовой внеклассной работы учителей школы и педагогов дополнительного образования. Особое развитие получила совместная деятельность с детской юношеской спортивной школой легкой атлетики "Яр Чаллы". Опытными специалистами данной организации были сразу по достоинству оценены все полезные и эффективные качества этой замечательной игры. Была организованна совместная, взаимонаполняющая деятельность двух секционных направлений легкой атлетики и мини-лапты. По сей день эту работу успешно ведет тренер дополнительного образования преподаватель высшей квалификационной категории Корнева Анна Владимировна. Дети, занимающиеся в данном направлении добиваются хороших показателей в спорте и учебе и являются примером для подражания у своих сверстников. В 2014 году команда МАОУ СОШ 35 заняла II командное место(девочки) и I место в эстафете (мальчики) на Первенстве России среди школьников в г. Казани " Шиповка юных" и стала обладателем Кубка Мэра г. Набережные Челны на финальных соревнованиях Спартакиады образовательных учреждений по легкой атлетике. Эффективность такой работы подтвердилась после подведения итогов осенней пробной сессии сдачи норм комплекса "ГТО". Все ребята, занимающиеся в секциях мини-лапты и легкой атлетики в большинстве своем в сравнении со своими сверстниками выполнили успешно требования норм комплекса.

В 2011 году официально было положено начало сотрудничества нашей школы с Федерацией Русской лапты России. Состоялась первая встреча с президентом ФРЛР Борисовым В. И. и вице-президентом ФРЛР Фокиным С.О, на которой были определены пути развития и пропаганды Русской лапты не только в Набережных Челнах, но и в Республике Татарстан. При планировании работы мы всегда опирались на опыт наших соседей из братской с нами республики Башкортостан, где популяризация этого исконно русского вида спорта достигла широкого размаха. Лапта включена в этой республике в программу Спартакиады школьников, Универсиады среди высших учебных заведений, проводятся соревнования различного уровня от муниципального до республиканского. Количество участников всегда очень большое. Есть, у кого учиться, на что и на кого равняться. Это плодотворное сотрудничество продолжается и по сей день. Наши педагоги участвуют в семинарах практикумах, курсах судейской подготовки российского и республиканского уровня проводимых на базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. .

В 2012 году сборная команда девочек нашей школы впервые в истории нашего города приняла участие в Первенстве России по мини-лапте прошедшем в г. Тула и попала по результатам соревнований в десятку лучших команд России. На этих соревнованиях девочки представляли Республику Татарстан, что является для них особым предметом гордости.

Ведется активная работа по пропаганде и развитию Русской лапты и национальных видов спорта посредством участия педагогов школы в научно-практических конференциях и конкурсах организуемых Министерством образования и науки Республики Татарстан и другими организациями. На Международной выставке ярмарке инновационных образовательных проектов прошедшей в феврале 2014 года в городе Ульяновск получила заслуженное признание и была отмечена специальным сертификатом работа педагога нашей школы Теплова П.Е .Также этот учитель стал лауреатом республиканского конкурса "по внеклассной работе”. Данный педагог, неоднократно принимал участие в региональных научно-практических конференциях, практикумах показывая открытые уроки и мастер классы , а так же участвовал в рабочих группах по разработке проектов и конкурсных материалов. Деятельность нашей организации освещалась в средствах массовой информации, на городском телевидении и информационных порталах исполнительного комитета по делам молодежи спорта и туризма. Ну а главным результатом мы считаем ту любовь, которую дети проявляют к этой увлекательной игре. Тот азарт и самоотдача, которую они демонстрируют на школьных соревнованиях по мини - лапте дают нам с уверенностью говорить, что мы находимся на правильном пути. Соревнования по мини-лапте на открытых и закрытых площадках проводятся у нас в школе регулярно согласно календарному плану, среди параллели 5-7 , 9-11 классов. Состав команды согласно утвержденному положению “смешанный” (мальчики-девочки). Это тоже на наш взгляд является одним из преимуществом соревновательной методики этой игры. Соревнования являются традиционным, и приурочены к проведению Всероссийского месячника "Спорт против пагубных привычек".

Конечно, не все получается у нас так как хотели бы мы. Для более полного и эффективного воплощения такого проекта в жизнь необходимо на наш взгляд выполнение следующих факторов:

  • привлечение к работе с детьми в этой сфере большего количества квалифицированных педагогов, прошедших обучение и судейскую практику;
  • проведение большего количества соревнований по мини-лапте и Русской лапте городского и республиканского уровня, включение мини-лапты в программу спартакиады школьников (пример Республика Башкортостан и другие субъекты РФ)
  • проведение в городе большего количества семинаров-практикумов и судейских курсов с привлечением ведущих специалистов;
  • разработка и распространение методических пособий по правилам игры и методике судейства для учителей физической культуры;
  • привлечение к судейству соревнований судей из числа детей, активно занимающихся Русской лаптой;
  • проведение активной разъяснительной работы с родительскими комитетами по пропаганде здорового образа жизни и благотворного влияния на организм детей занятий национальными видами спорта;

Проект не имеет особых условий и требований к выполнению. Он отличается, прежде всего, тем, что не нужен дорогостоящий инвентарь, особая спортивная форма и принадлежности, специальное оборудование и аппаратное оснащение площадок. Игровые поединки безопасны и достаточно просты в организации. Занятия можно проводить на улице в парке, в поле, открытых спортивных площадках. Но и в зале лапта не теряет своей прелести, когда своеобразный отскок мяча от стен зала делает её еще более зрелищной, динамичной и непредсказуемой. Её по праву можно назвать всепогодной игрой. Даже в условиях средней школы в лапту можно играть круглогодично, а учитывая то, что она развивает практически все основные физические качества школьников можно с уверенностью использовать её для подготовки к выполнению требований комплекса " Готов к труду и обороне".

Литература

  1. Борисова В.И. Русская лапта [Текст]: Правила соревнований / под. ред. В.И. Борисова. М.: Физкультура и спорт, 2008. 38 с.
  2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта – М.: Физкультура и спорт, 1986.
  3. Готовцев Е.В. Русская лапта на уроках физкультуры в школе: учеб. пособие / Е.В. Готовцев, Г.Н. Германов, И.В. Машошина. – Воронеж: Элист, 2011. – 264 с.
  4. Лукьянова, М.И. Формирование учебной деятельности школьников: проектирование анализ современного урока [Текст]: учебно - методическое пособие / М.И. Лукьянова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 120 с.
  5. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977
  6. Набатниковой М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под. общ. ред. М.Я. Набатниковой – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  7. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры. – Киев.: Высш. Школа, 1984.
  8. Русская лапта в спортивной школе: учебно-методическое пособие / сост. В.И.Борисов, А.Ю.Костарев, Р.М.Валиахметов. Уфа: БГПУ, 2011. - 150с
  9. Русская лапта. Учебная программа для детско – юношеских спортивных школ Костарев А.Ю., Валиахметов Р.М., Гусев Л.Г. Уфа – 2000.
  10. Русская лапта [Текст]: Правила соревнований / В.И. Борисов, А.Ю. Костарев, С.О Фокин, В.И. Щемелинин. М.: Физкультура и спорт, 2008. 38 с.
  11. Русская лапта. Технология тренировочного процесса по этапам спортивной подготовки [Текст]: учеб. пособие / Р.М. Валиахметов, Л.Г. Гусев, В.Ф. Усманов, В.И. Щемелинин. М., 2006.146 с.
  12. http://www.rusathletics.com/nov/news.13960.htm.
  13. http://www.chelnyltd.ru/sport/SHkolniki_Naberezhnih_CHelnov_osvaivayut_russkuyu_laptu
  14. http://ruslapta.ru/index.php?limitstart=9