Основная цель любой педагогической технологии – развитие ребенка. Обучение применительно к каждому учащемуся может быть развивающим лишь в том случае, если оно отвечает уровню развития данного учащегося, что достигается индивидуализацией обучения. Индивидуализация обучения – один из важнейших принципов, заложенных в основу ФГОС ОО, является насущно необходимой в современном школьном образовании. Индивидуализация обучения как способ организации учебного процесса предполагает индивидуально-специфические формы усвоения учебного материала и достигается с помощью специальных средств обучения. Одной из технологий индивидуализированного обучения (ТИО) является проблемно-модульное обучение.
В данной методической разработке представлен урок, реализующий технологию проблемно-модульного обучения с применением учебного тренажера, назначение которого состоит в том, чтобы через зрительно воспринимаемые образы и другие изобразительные средства вызывать в памяти учащегося необходимые ассоциации и знания, что помогает достаточно компактно выстроить систему некоторого блока содержания, облегчает понимание его структуры и, тем самым, способствует усвоению. В структуре учебного тренажера есть элементы реального химического эксперимента и виртуального компьютерного эксперимента, сочетание этих элементов способствует более эффективному поэтапному формированию умственных действий.
Методическое описание урока
Тип урока: урок изучения нового материала, разработанный с использованием технологии проблемно-модульного обучения с использованием ООД четвертого типа (полная, обобщенная, дается в готовом виде)
Цель: развитие личности учащегося на основе формирования устойчивого познавательного интереса к безопасному исследованию вещества как материальной основы Природы
Задачи: раскрыть содержание понятия “вещество” как основного объекта изучения науки химии; развить навыки определения основных свойств веществ, в том числе и экспериментальным методом, с целью их распознавания; продолжить формирование умений наблюдать, описывать и сравнивать внешние признаки веществ, обобщать и делать выводы, соблюдать правила безопасного обращения с веществами
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: учащийся должен: проявлять устойчивый познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении мира веществ; убежденность в возможности познания природы; знать и понимать важность соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; уметь устанавливать связь между целью и мотивами изучения химии; выполнять самооценку процесса и результата освоения учебного материала урока; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения с другими участниками деятельности.
Метапредметные: учащийся должен уметь: классифицировать слова, обозначающие тела и вещества, на основе сравнительного анализа их основного признака (наличия или отсутствия формы); наблюдать и обобщать различные виды информации о веществе: зрительную – о цвете, растворимости и агрегатном состоянии вещества, обонятельную – о его запахе, умозрительную, взятую из справочника, о вкусе и других свойствах вещества.
Предметные: учащийся должен уметь: Базовый уровень: давать определения понятий “тело” и “вещество”; определять цвет, запах, агрегатное состояние и растворимость вещества, а также сравнивать разные вещества на основе этих свойств; наблюдать проводимые самостоятельно и другими учащимися опыты; проводить под руководством учителя химический эксперимент; соблюдать правила безопасности при работе с веществом.
Повышенный уровень: различать понятия “тело” и “вещество” в устойчивых словосочетаниях, например, оловянный солдатик, ледяной дворец и т.п.; описывать свойства вещества в формате “химоробота” – обобщенного описания; конкретно формулировать наблюдения проводимых самостоятельно и другими учащимися опытов; проводить по инструкции химический эксперимент; знать способы оказания первой помощи в случаях нарушения правил безопасности при работе с веществом.
Высокий уровень: различать понятия “тело” и “вещество” в любом языковом контексте; составлять обобщенные описания свойств различных веществ в формате “химоробота” с целью их дальнейшего распознавания; составлять простейший план и проводить по нему химический эксперимент, описывать наблюдения проводимых самостоятельно и другими учащимися опытов; формулировать выводы по ним; оказывать первую помощь в случаях нарушения правил безопасности при работе с веществом.
Дидактические методы: методы активизации познавательной деятельности учащихся: эвристическая беседа, “мозговой штурм”; методы закрепления изучаемого материала: графический диктант, решение типовых задач; методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: решение творческих задач: составление “химоробота” вещества, опознание вещества по “химороботу”; методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: решение проблемных экспериментальных задач по распознаванию веществ; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: входной, промежуточный контроль – работа в парах, обобщающий контроль – индивидуальная работа, выставление поурочного балла
Модуль: “Вещество как объект изучения химии”.
Тип модуля: информационно-деятельностный.
Логическая структура модуля:
Оборудование:
- демонстрационная коллекция различных тел, применяемых в быту
- для работы в парах: набор веществ “бабушкиной кухни”, компьютер
- для индивидуального эксперимента: лабораторная посуда для проведения опытов по определению растворимости веществ, стакан с водой, учебный тренажер
УМК:
1. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В., Дроздов А.А., Теренин В.И. Программа курса химии для 8—11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008. – 64 с.
2. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2015. – 272 с.
3. Еремин В.В., Дроздов А.А., Шипарева Г.А. Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Еремина, Н. Е. Кузьменко, А.А. Дроздова, В. В. Лунина. М.: Дрофа, 2015. – 176 с.
Технологическая карта урока
Этап урока (учебный элемент модуля) | Деятельность учителя | Краткое содержание деятельности учащегося | Развиваемые УУД |
УЭ-0 2 мин |
раскрыть содержание понятия “вещество” как основного объекта изучения науки химии | Эвристическая беседа по содержанию
эпиграфа к уроку: “Можно плыть по реке, и
парить в облаках, |
познавательные, формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом средствами предмета “Химия” |
УЭ-1 3 мин |
Входной контроль: проверить знание учащимися содержания понятия “тело” из курса “Физика-7” и умение приводить примеры тел подсистем “живое” и “неживое” | анализ основных признаков понятия “тело”, обнаружение этих признаков у различных тел, выполнение заданий 1-13 из учебного тренажера (Приложение 1) в формате “мозгового штурма”. | познавательные, личностные |
УЭ-2 3 мин |
Актуализировать из личного опыта учащихся примеры веществ подсистем “создано природой” и “сделано человеком”, а также установить главное отличие содержания понятий “тело” и “вещество” | анализ основных признаков понятия “вещество”, сравнение этих признаков у различных веществ с целью их отличия от тел, выполнение заданий 14-23 из учебного тренажера. | познавательные, личностные |
УЭ-3 2 мин |
Закрепить знания об отличии содержания понятий “тело” и “вещество” для безошибочного распознавания тел и веществ по их названиям | Выполнение задания 24 из учебного тренажера: графического диктанта “Тело – не вещество” (Приложение 2), работа в парах, с выбором уровня А или Б. | познавательные, формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом средствами предмета “Химия” |
УЭ-4 5 мин |
Рассмотреть приемы определения свойств вещества при помощи органов чувств (цвета, запаха, вкуса и агрегатного состояния) и с помощью справочников физических свойств (плотность, температура кипения, температура плавления, электро- и теплопроводность), также освоить с учащимися первые правила безопасного обращения с веществами | Выполнение заданий 25-34 из учебного тренажера. | познавательные, личностные |
УЭ-5 5 мин |
Рассмотреть приемы экспериментального определения растворимости веществ “бабушкиной кухни” | Выполнение заданий 35-37 из учебного тренажера, индивидуальная работа. | познавательные, личностные |
УЭ-6 3 мин |
Закрепить навыки распознавания вещества “бабушкиной кухни” по описанию его основных свойств: “химороботу” вещества, организация работы в парах на одном компьютере | Выполнение заданий 38-40 из учебного
тренажера. Решение виртуальной задачки “Письмо от Карлсона” (Приложение 3), работа в парах на одном компьютере, с выбором уровня А или Б. |
коммуникативные, регулятивные, личностные, формирование ИКТ-компетентности обучающихся средствами предмета “Химия” |
УЭ-7 5 мин |
Развить навыки распознавания вещества в деятельности обобщения его основных свойств при составлении “химоробота” вещества | Выполнение задания 41 из учебного тренажера, работа в парах на одном компьютере | коммуникативные, регулятивные |
УЭ-8 5 мин |
Организовать самостоятельное экспериментальное исследование веществ с внешне различными свойствами для их последующего распознавания | Выполнение задания 42 из учебного тренажера. Решение экспериментальной задачки “Узнай меня” (Приложение 4, опыт 1), работа в парах, с выбором уровня А или Б. | коммуникативные, регулятивные |
УЭ-9 2 мин |
Создание проблемной ситуации: организовать самостоятельное экспериментальное исследование веществ с внешне похожими свойствами для проверки гипотезы: “для распознавания веществ часто недостаточно определить их цвет, запах, вкус, агрегатное состояние и растворимость” | Решение экспериментальной задачки “Двое из ларца – одинаковы с лица” (Приложение 4, опыт 2), работа в парах, с выбором уровня А или Б. Индивидуальное самостоятельное выполнение заданий 43, 44 из учебного тренажера. | коммуникативные, регулятивные,
личностные, формирование навыков
учебно-исследовательской и проектной
деятельности средствами предмета “Химия” |
УЭ-10 2 мин |
Обобщить учебный материал модуля для ответа на вопросы: зачем изучать свойства вещества и какая наука изучает свойства вещества? | Выполнение заданий 45-51 из учебного тренажера. Концентрация внимания на домашнем задании 52 из учебного тренажера, с выбором уровня А, Б или В | познавательные, личностные |
УЭ-11 3 мин |
Контроль усвоения содержания модуля | Решение задания “Вопросюлька-похимюлька” (Приложение 5), индивидуальная самостоятельная работа, с выбором уровня А или Б. | регулятивные, личностные |
Список информационных источников
- Беспалько В. П. Программированное обучение (дидактические основы). М.: Высшая школа, 1970.
- Гузик Н. П. Учить учиться. М.: Педагогика, 1981.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
- Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. М.: ВЛАДОС, 2000.
- Чернобельская Г. М. Актуальные проблемы методики обучения химии в школе. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2007.
- Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.