“История ничему не учит,
если мы не хотим учиться.”
Даниил Гранин
Введение.
Физическая культура и спорт представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.
Несмотря на значительные успехи в спорте, статистика свидетельствует о том, что основная часть молодежи пассивно относится к занятиям физическим упражнениям.
Высокая образовательная, оздоровительная и воспитательная значимость спортивной борьбы (особенно борьбы “Самбо”) привела бы к ее включению в учебный план и в учебные программы практически во все учебные заведения России. В частности, раздел борьбы “ Самбо “ в общеобразовательные школы, начиная с третьего класса.
Самбо - национальный вид спорта и он является достоянием России. Чувство патриотизма воспитывается не на пустом месте, этот фактор обязательно должен присутствовать в наших начинаниях.
“У борьбы-самбо в России все еще впереди, этот замечательный вид спорта обретет достойный статус”. (Заслуженный тренер России В.Е.Погодин)
Данный проект направлен на изучение темы: “Уроки борьбы ( Самбо) в школьной программе”, по предмету “Физическая культура”. Школьникам предлагалось изучить такие составляющие здоровья, как влияние уроков борьбы “Самбо”, что такое вредные привычки и отказ от них, активный образ жизни.
“Мудрец стыдится своих недостатков,
но не стыдится исправлять их.”
Конфуций
Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство является одной из актуальных проблем.
Проблема.
О здоровье школьников сегодня пишут много и по-разному. Как правило, большинство статей, посвященных проблеме ухудшения их здоровья.
Одним из решений этой проблемы является ответственное отношение к своему здоровью самих ребят и работников которые работают в области образования.
Актуализация проекта.
Реализация проекта осуществлялась на территории АНОО “Сосновоборская частная школа” и МБОУ ДО “ДЮСШ” г.Сосновый Бор и МОУ “Копорская школа” Ленинградской области в зале борьбы .
Возраст, на который рассчитан проект 9-17 лет.
“Кто постигает новое, лелея старое,
Тот может быть учителем.”
Восточная мудрость
Тип проекта.
1. По доминирующей в проекте деятельности –исследовательский.
2. По признаку - открытый координацией.
3. Характер контактов – внутренний.
4. Приняли участие – 13 человек.
5. Продолжительность – 3года.
Главная цель: показать эффективность уроков борьбы “Самбо” в школьной программе.
Цели:
- повышение уровня информированности учащихся школы о борьбе “Самбо”;
- привлечение детей к урокам борьбы “Самбо”;
- укрепление психического и физического здоровье детей через занятие борьбой;
- формирование у учащихся положительной мотивации к здоровому образ жизни и отвлечение их от вредных привычек.
Задачи:
изучить и проанализировать литературу,
которая даст ответ на вопрос, как влияют уроки
борьбы на здоровье школьников;
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ФАКТОР.
“Мы никогда не получим то,
чего мы хотим,
пока не будем благодарны за то,
что имеем.”
Омар Хайям
Борьба самбо – недорогой вид спорта, и каждая школа может проводить уроки по этой дисциплине вне зависимости от степени материальной обеспеченности. А учителя по физической культуре имеют возможность проводить в залах борьбы, уроки по гимнастике, игры на ковре и эстафеты.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ.
Учителя только открываю двери
Дальше Вы идете сами.
Китайская мудрость.
Уроки по борьбе “Самбо” можно проводить в приспособленных залах борьбы (рис. А), в школьных спортивных залах (рис. Б) а также в спортивных залах для борьбы дзюдо (рис. В, Г).
“Не бойся, что не знаешь
- бойся, что не учишься.”
Конфуций.
Научный поиск в решении данного вопроса являлся решающим. Причем ценность научного подхода состоял в способности заглянуть в перспективу.
В начале проекта учащимся предлагается ответить на вопросы анкет:
а) какие виды спорта на их взгляд входили бы в школьную программу по физической культуре;
б) отношение школьников к вредным привычкам. И как в дальнейшем изменялось их мнение.
Количество учащихся: мальчиков 9; девочек 4. Всего 13 человек.
6 класс 2009-2010 учебный год. |
|
а) Ответ: | б) Ответ: |
1. Футбол- 4 человек - 31%; | 1.Курение вредит здоровью - 10 человек – 77%; |
2. Большой теннис- 5 человек - 39%; | |
3. Плавание- 3 человек -23%; | 2. Хотел попробовать - 3 человека – 23%; |
4. Гимнастика- 1 человек - 8%; | |
5. Борьба - 0 человек -%. | 3.Курит сам ребенок - 0% |
7 класс 2010-2011 учебный год | |
а) Ответ: | б) Ответ: |
1. Футбол- 3 человек - 23%; | 1. Курение вредит здоровью - 11 человек – 85%; |
2. Большой теннис- 1 человек - 8%: | |
3. Плавание - 3 человек -23%; | 2. Хотел попробовать - 2 человека – 15%; |
4. Гимнастика - 2 человек - 15%; | |
5. Борьба - 4 человек - 31%. | 3. Курит сам ребенок- 0% |
8 класс 2011-2012 учебный год | |
а) Ответ: | б) Ответ: |
1. Футбол - 3 человек - 23%; | 1. Курение вредит здоровью - 12 человек – 92%; |
2. Большой теннис - 0 человек - 0%: | |
3. Плавание - 3 человек -23%; | 2. Хотел попробовать - 1 человек – 8%; |
4. Гимнастика - 0 человек - 0%; | |
5. Борьба - 7 человек - 54%. | 3. Курит сам ребенок- 0% |
Также использовался метод контрольных испытаний, что давал определить уровень развития физических качеств.
Уровень физических качеств при занятиях борьбы “Самбо” .
Челночный бег 3х10м.
ловкость из 100% :
2009 - 2010 учебный год
- сдали 45%; время 9.3 (м) секунд и ниже;
- сдали 25%; время 10.0 (д), секунд и ниже.
2010- 2011 учебный год
- сдали 75%; время 9.3 (м), секунд и ниже;
- сдали 50%; время 10.0 (д), секунд и ниже.
2011- 2012 учебный год
- сдали 78%. время 9.0(м), секунд и ниже ;
- сдали 75%. время 9.9(д), секунд и ниже .
Бег 30м.
быстрота – из 100%:
2009 - 2010 учебный год
- сдали 56%; время 6.0 (м) секунд и ниже ;
- сдали 50%; время 6.3 (д), секунд и ниже.
2010- 2011учебный год
- сдали 67%; время 5.9 (м), секунд и ниже;
- сдали 50%; время 6.2 (д), секунд и ниже.
2011- 2012 учебный год
- сдали 87%. время 5.8(м), секунд и ниже ;
- сдали 75%. время 6.1(д), секунд и ниже .
Подтягивание на в/перекладине(м); на н/перекладине(д).
силы из 100%;
2009 - 2010 учебный год
- сдали 34%; количество раз 1 (м);
- сдали 25%; количество раз 10 (д).
2010-2011учебный год
- сдали 34%; количество раз 2 (м);
- сдали 67%; количество раз 11 (д);
2011- 2012 учебный год
- сдали 78%; количество раз 2 (м);
- сдали 75%; количество раз 11 (д);
Кросс 1000метров.
выносливость из 100%.
2009 - 2010 учебный год
- сдали 34%. время 5.15(м), минут и ниже ;
- сдали 25%. время 5.30(д), минут и ниже.
2010-2011 учебный год
- сдали 78%. Время 4.50(м), минут и ниже ;
- сдали 75%. время 5.15(д), минут и ниже.
2011- 2012 учебный год
- сдали 87%. время 5.00(м), минут и ниже ;
- сдали 75%. время 5.10(д), минут и ниже .
10 кувырков на время
гибкость из 100%.
2009 - 2010 учебный год
- сдали 67 %; время 18 секунд (м) и ниже ;
- сдали 75 %; время 18 секунд (д) и ниже.
2010- 2011 учебный год
- сдали 87 %; время 16 секунд (м) и ниже;
- сдали 75 %; время 16 секунд (д) и ниже.
2011- 2012 учебный год
- сдали 100 %; время 14 секунд (м) и ниже ;
- сдали 100 %; время 14 секунд (д) и ниже
Уровень весоростового показателя за один учебный год в классе:
2009 - 2010 учебный год
- у школьников вес вырос в среднем от 1,5-3 кг,
- рост от 2-3.5 см;
2010 - 2011 учебный год
- у школьников вес вырос в среднем от 2-3,5 кг,
- рост от 2.5-4 см;
2011 - 2012 учебный год
- у школьников вес вырос в среднем от 2,5-4 кг,
- рост от 3.5-6 см.
Это дает нам почву для размышления о пользе спортивной борьбы на уроках по физической культуре
РАЗНООБРАЗИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для развития уроков борьбы “САМБО”
1. Утренняя зарядка.
ПУЛЬСОМЕТРИЯ
№ | Время измерения | Пульс за 10 с. | Пульс за 1 мин. | Упражнения до и после, которых подсчитывается пульс |
1 | 0 | 12 | 72 | В покое до начала тренировки |
2 | 2мин 40сек | 25 | 150 | После бега – 150 м |
3 | 4мин 30сек | 15 | 90 | После разновидностей ходьбы |
4 | 6мин 30сек | 20 | 120 | После разновидностей беговых упражнений |
5 | 9мин 30 сек | 23 | 138 | После прыжковых упражнений |
6 | 14 мин 30 сек | 25 | 150 | После разновидностей передвижения |
7 | 16 мин 50 сек | 24 | 144 | После упражнений стоя |
8 | 27 мин 00 сек | 25 | 150 | После упражнений сидя |
9 | 36 мин 10 сек | 24 | 144 | После упражнений лежа |
10 | 45 мин 30 сек | 25 | 150 | После специальных упражнений борца |
11 | 47 мин 00 сек | 28 | 168 | После прыжков со скакалкой (200) |
12 | 48 мин 30 сек | 21 | 126 | После сгибания и разгибания рук (4*10) |
13 | 49 мин 40 сек | 22 | 132 | После поднимания туловища из положения “лежа” на спине (5*10) |
14 | 50 мин 00 сек | 19 | 114 | После отдыха (20 сек) |
15 | 52 мин 00 сек | 21 | 126 | Приседания руки за головой (5*10) |
16 | 54 мин 00 сек | 17 | 102 | После упражнений на дыхание |
17 | 55 мин 00 сек | 12 | 72 | После отдыха (60 сек) |
2. Урок по борьбе “Самбо”.
3. Летний оздоровительный - школьный лагерь.
Примерная учебная документация секции борьбы самбо в школьном оздоровительном лагере.
1.Расписание тренировок.
месяц | Понедельн. | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | Воскрес. |
июнь | 10.30-12.00 | 10.30-12.00 | 10.30-12.00 |
2.Примерный план-график расчета учебных часов на июнь-месяц
№ | З а н я т и е |
Ч и с л о |
Всего мин. |
|||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||||||||
1. Теория | ||||||||||||||||||||||
1. | Гигиенические требования к занимающимся, предупреждение травм, оказание первой помощи. | 45 | 45 | |||||||||||||||||||
2. | Знакомство с основными правилами соревнования | 45 | 45 | |||||||||||||||||||
2. Практика | ||||||||||||||||||||||
1. | Общеразвивающие и специальные упражнения | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 180 | ||||||||
2. | Специальные подготовительные упражнения борцов | 18 | 18 | 17 | 17 | 17 | 17 | 17 | 17 | 17 | 17 | 17 | 17 | 206 | ||||||||
3. | Изучение и совершенствование технико-тактического мастерства | |||||||||||||||||||||
В стойке: а) бросок через спину б) бросок – передняя подножка |
13 | 13 |
14 | 13 |
13 | 40 26 |
||||||||||||||||
Положение лежа или в партере | 13 | 14 | 27 | |||||||||||||||||||
а) удержание сбоку, защита, уходы; | 13 | 13 | 13 | 39 | ||||||||||||||||||
б) переворот рычагом. | 24 | 24 | 48 | |||||||||||||||||||
4. | Композиции Подвижные игры |
12 | 23 | 22 | 8 | 22 | 24 | 8 | 13 | 20 | 22 | 8 | 22 | 204 | ||||||||
5. | Учебные, учебно-тренировочные схватки | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 70 | |||||||||||||
6. | Занятия дополнительными
(другими) видами спорта: а) спортивные игры; б) кроссовая подготовка или плавание; в) упражнения на гимнастических снарядах, резины, эспандеры. |
50 | 50 | 50 | 150 | |||||||||||||||||
90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 1080 |
4. Тренировочные занятия.
Человек который смог сдвинуть гору,
|начинал с того, что перетаскивал с
место на место мелкие камушки.”
Конфуций
5. Соревнования.
“Человек способен сделать путь великим,
но великим человека делает путь.”
Конфуций
Выводы.
1. Включение в уроки физической культуры элементы борьбы “Самбо” оказывает позитивное влияние на динамику развития школьников, уверенность в свои силы и что такое вредные привычки.
2. Оптимальный возрастной период 9-13 лет и физические возможности позволяют школьникам заниматься борьбой “Самбо” на уроках по физической культуре.
Эта работа не является догмой. Над ней надо очень много работать.
Путем координации совместных усилий мы можем решить эту проблему.
“Жизнь пронесется, как одно мгновенье,
ее цени, в ней черпай наслажденье.
Как проведешь ее – так и пройдет, не забывай: она
– твое творенье.”
Омар Хайям
Ключевые слова: урок по физической культуры, физические качества.
Литература.
- Вайцеховский С.М “Книга тренера” Москва “ФиС” 1971.
- Пранцишкус Эгигминас “Учись Самбо”. Издательство Вильнюсского Университета.1997.
- Спортивная борьба. Ежегодник. Москва. “ФиС” 1976, 1977, 1982, 1983, 1984.
- Туманян Г.С. “Спортивная борьба” Учебное пособие. Москва.”ФиС” 1985.