Развитие критического мышления и познавательной активности учащихся на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


К.Д.Ушинский: “Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду, и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета”.

В современном мире человек должен обладать целым рядом качеств, для того, чтобы быть конкурентоспособным. Он должен уметь воспринимать, перерабатывать информацию, обладать способностью отстаивать свою точку зрения логическими доводами, то есть иметь развитое критическое мышление. Хочу представить опыт работы по развитию критического мышления и познавательной активности обучающихся на уроках английского языка.

В течение многих лет я сталкиваюсь с проблемой боязни детей высказывать собственные мысли. Методика развития критического мышления и познавательной активности школьников позволяет научить размышлять, принимать различные идеи и мнения, снять боязнь ребенка высказывать свое мнение. Использование технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка делает процесс обучения языку более эффективным, способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, совершенствованию знаний и культуры учащихся, развитию познавательной активности обучающихся.

Презентация.

Цель данной технологии: обучение, развитие, самореализация личности ребёнка.

Задачи: Создание условий для развития креативного мышления школьников путём нестандартной организации учебно-воспитательного процесса, поддержание стойкого интереса к изучению иностранных языков через практическое применение полученных знаний.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Стадии технологии критического мышления:

1. Вызов (пробуждение интереса к получению новой информации)

Зачастую учитель планирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, как бы навязывая их детям, что не даёт большой результативности. Данная технология даёт каждому учащемуся возможность самостоятельно сформулировать цели на уроке. Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: “Любое мнение учащегося ценно”.

Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся. В этом случае можно попросить их высказать предположения о возможном предмете и объекте изучения.

2. Осмысление новой информации (непосредственно получение информации)

На фазе осмысления учащиеся:

1. Осуществляют контакт с новой информацией.

2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

4. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Учитель на данном этапе:

1. Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.

2. Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.

3. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

В процессе рефлексии та информация, которая была новой в их представлении, превращается в собственное знание. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее).

Приёмы развития критического мышления

Кластеры

Прием “Кластеры” применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между “гроздями”. Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:

  1. Напишите ключевое слово в середине листа.
  2. Запишите слова или предложения, которые ассоциируются с данной темой, словом, предложением.
  3. По мере написания слов начните устанавливать между ними связь.

Приведу пример подобных кластеров:

Разбивка на кластеры дает возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, который каждый из них проицирует. Данную работу млжно проводить как индивидуально, так и в группе.

Синквейн

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Пример 1: Тема“It?s a Wonderful Planet We Live on"

Earth
Beautiful, blue
Live, produce, pollute
Can be kind, can hurt
Planet

Пример 2. Тема “American Holidays"

Thanksgiving
Happy, thankful
Get together, pray, thank
People like it very much. It?s celebrated by all Americans. Time to remember.
Charity

Концептуальное колесо

Прием “концептуальное колесо” эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в центре “колеса”, и вписать в секторы колеса. Например:

Дерево предсказаний

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. “Дерево предсказаний” целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий.

Инсерт

На стадии осмысления содержания, для того, чтобы разрешить противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу, учащимся предлагается текст. Используя технологический прием “ИНСЕРТ”, учащиеся делают соответствующие пометки на полях.

“+” “-” “!” “?”
You should put a tick if you knew this fact before.

(то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете)

New information

(то, что вы читаете является для вас новым)

Thought differently

(то, что вы читаете противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете, что вас удивило)

Don’t understand, have questions

(то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу )

Знаем – хотим знать – узнали

Лист или классную доску необходимо разделить на три колонки.

WE KNOW WE WANT TO KNOW WE HAVE KNOWN
     

В первую колонку заносим информацию по теме урока, которая уже известна учащимся. Во вторую колонку – информацию, которую они хотят узнать по данной теме. Далее проходит работа с материалом урока. В конце урока заполняется третья колонка параллельно второй колонке, где была обозначена интересующая информация по теме. Учащиеся также сравнивают возникшие ранее вопросы с полученными ответами и решают, как поступить с вопросами, оставшимися без ответа.

Мозговая атака

Мозговую атаку можно применять при обсуждении проблемного вопроса: "Как спасти землю?" Класс делится на 2 группы - генераторы идей и аналитики. "Генераторы идей" за три минуты предлагают варианты решения обсуждаемой проблемы.

- Water flowers and trees

- Grow flowers and trees

- Keep the country tidy

- Put rubbish in a rubbish bin

- Never break plants and trees

- Reduce

- Reuse

- Recycle

- Take care of nature

- Save wild animals and birds

"Аналитики" рассматривают все варианты и делают свой вывод, согласно которому приходят к мнению, что если каждый человек будет заботиться о природе, то мы спасем нашу планету.

“Тонкие” и “толстые” вопросы

Таблица “тонких” и “толстых” вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме “тонких” и “толстых” вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на “тонкие” и “толстые” вопросы.

Форма таблицы “тонких” и “толстых” вопросов

“Thin” questions “Thick” questions
Who ...?

What ... ?

When ... ?

Where ... ?

Was it ... ?

What was the name ...?

Are you agree that ... ? etc.

Why ... ?

Explain why ... ?

Why do you think that ... ?

Was his/her choice right or wrong to your mind?

What is the most important idea of the story?

What is the difference between ... ?

If you were ... would you ... ? etc.

Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками

Этот прием эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Прием “Чтение с остановками” помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Например, на уроке по теме “Famous people” учитель предлагает прочитать текст об одной знаменитой балерине. Учащиеся получают текст, разделённый на короткие абзацы. Учитель прерывает чтение и задаёт вопросы, затем чтение продолжается до следующей остановки.

Text: I’m a famous ballet-dancer. I work at the Bolshoy Theatre. My working day starts at 5 a.m. Two hours I spend in front of the mirror doing special dancing exercises. Then I go to the theatre for the rehearsal. A lot of admirers usually meet me at the theatre. They ask me to give my sign.

Teacher: - Stop reading and answer my questions:

Is it difficult to get up early?

Is there in the group who usually gets up at 6 o’clock, does morning exercises, takes a cold shower and runs at the stadium?

Text: It is interesting to work at the theatre. I like to feel its spirit, to dance. We usually travel a lot and practically everywhere we meet people who love ballet. After performances we get many flowers and greetings. Everywhere in the world know our theatre and our dancers.

Teacher: - Stop reading.

Do fames have envies?

Is it difficult to work when anybody envies you? Why?

There are some people who envy me. They are not talented but they want to be famous. They don’t know that it is difficult enough.

“Фишбоун”

Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема “фишбоун” для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы рыбы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения данного приема является презентация полученных результатов заполнения. Учащиеся определяют проблему, причины и факты и делают вывод. Он должен подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий.

Итак, использование технологии критического мышления в преподавании иностранного языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности. Технология критического мышления дает возможность:

  • повысить эффективность восприятия информации и интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • приобрести умение критически мыслить и работать в сотрудничестве с другими;
  • совершенствовать качества образования учеников;
  • стимулировать желание и умение стать личностью, которая учится в течение всей жизни.

Учащиеся смогут использовать представленные приемы на любом предмете, успешно решать любые задачи и достигать поставленные цели. Ученики становятся более открытыми для общения и обучения. Они стремятся выразить себя, показать свои таланты, добиваются успеха, умело применяют полученный опыт в жизни и готовы легко найти выход из любой сложившейся ситуации!

Позиция школьника - не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя (Д.Б. Эльконин).