Урок актуализации знаний орфограммы “Правописания слов с приставками при- , пре-”. Конспект урока выполнен в виде технологической карты, так как это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Цели |
Актуализировать знание о правописании слов с приставками ПРЕ-, ПРИ-. Актуализировать умение правильного написания слов с приставками ПРЕ-, ПРИ-. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
||||||||||||||||||||
Основное содержание темы |
Актуализация знаний орфограммы “Правописание слов с приставками ПРЕ-, ПРИ-”. Актуализация умений определять вид орфограммы: - правописание приставок со словами: - слова с приставками, оканчивающимися на З, С.; - слова с приставками ПРЕ-, ПРИ- |
||||||||||||||||||||
Термины и понятия | Приставка; алгоритм: орфограмма. | ||||||||||||||||||||
Планируемый результат |
|||||||||||||||||||||
Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - осознание успешности при изучении темы. |
Метапредметные умения Познавательные умения: - определять орфограмму и обосновывать своё мнение; - использовать приобретенные знания при составлении и оформлении текста. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - соотносить учебные действия с известным алгоритмом; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
Предметные умения - определять орфограмму в слове; - обозначать орфограмму в слове; - составлять и писать предложения со словами, имеющими данную орфограмму. |
|||||||||||||||||||
Организация образовательного пространства | |||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |||||||||||||||||||
Литератур, культура речи | Информационный материал: Учебник
“Русский язык” 6 кл. Дидактический материал: Карточки с учебными заданиями |
фронтальная парная групповая |
|||||||||||||||||||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
|||||||||||||||||||||
I этап. Самоопределение к деятельности /постановка учебной задачи/ | |||||||||||||||||||||
Цели деятельности | Ситуативное задание | План. результат | |||||||||||||||||||
- Мотивировать учащихся к изучению темы. | На доске написаны слова: Безвкусица, безмятежность, беспокойство, предобрый, изгиб, расчёт, рассвет, восход, приплыть, пришить, раздел, беспечность, пришкольный, приоткрыть, сжечь, беззвёздный, преломить, сделать, расписание. Прочитайте слова вслух. Объедините их в группы по орфограммам. Учащиеся предлагают объединить слова в три группы но дискуссия показывает, что им не хватает определённых знаний и умений для объяснения правописания слов с приставками ПРЕ-, ПРИ_. Есть ли у вас желание приобрести эти знания, чтобы разрешить спор? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему |
Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы. |
|||||||||||||||||||
П этап. Учебно-познавательная деятельность /учебные действия/ | |||||||||||||||||||||
Цели деятельности | Учебные задания на “знание”(З),“понимание”(П), “умение” (У) | Планируемый результат | |||||||||||||||||||
Цели: • Актуализировать знания: - о правописании приставок ПРЕ-, ПРИ-. • Актуализировать умения: - формулировать задание к упражнению; - находить данную орфограмму в словах, обосновывать своё мнение; - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; |
Задание 1 (З) Обратимся к словам, записанным в 4 столбика.
Сравните слова в каждом столбике. Что объединяет слова в каждом столбике? Общее лексическое значение. Какое значение имеют слова в 1, 2, 3, 4 столбиках? Приближение, присоединение, близость к предмету, неполное действие. Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с приставкой ПРИ? Определить их лексическое значение. Какие значения имеют слова с приставкой ПРИ? Обратимся к словам с приставкой ПРЕ-.
Что объединяет слова в этих двух столбиках? Общее лексическое значение. Какое значение имеют данные слова? Как проверить написание слов с приставками ПРИ-, ПРЕ-? Необходимо выработать алгоритм действий. Вырабатывание алгоритма действия. Задание 1. Произнеси слово. Определи его лексическое значение. Если слово имеет значение присоединения, приближения, неполного действия, близости к предмету, пиши приставку ПРИ. Если приставка близка по значению к приставке ПЕРЕ- или к наречию очень, пиши ПРЕ. Запиши слово, выделяя орфограмму. Выполните все действия и объясните правописание написанных на доске слов. Запишите их, выделите орфограмму. Задание 2 (П) Выборочный диктант. Используя алгоритм, выписать слова с приставками пре-, при- . 1 ряд - слова с приставкой при-, имеющей значение присоединения. 2 ряд - слова с приставкой при-, имеющей значение приближения. 3 ряд - слова с приставкой пре-, близкой по значению со словом очень. Пр..ближаться, пр..открыть, пр..спокойный, пр..ползти, пр..лечь, пр..шить, пр..смешной, пр..градить, пр..крепить, пр..дорожный, пр..спокойный, пр..плыть, пр..гореть, пр..добрый. Какие слова остались невыписанными? Почему? Приоткрыть, прилечь, преградить, придорожный. Какие приставки пишутся в этих словах? Почему? Задание 3 (У) А). Допишите известные вам строчки. Кто автор этих строчек? Из каких они произведений? Час обеда..(приближался), топот по двору
раздался. Объясните написание приставок во вставленных словах. Б). Работа с сигнальными карточками “Светофор”. (красная карточка-приставка при; синяя карточка- приставка пре-) Присоединить, прислать, приоткрыть, преградить, преломить, примазать, прикрепить, пресмешной, придорожный, приоткрытый, призадумавшийся, прискакавший, преинтересный. |
Познавательные умения: - определять слова с данной орфограммой и обосновывать своё мнение; Регулятивные умения: - формулировать задание к упражнению; - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - выполнять задание в рамках учебного диалога. - адекватно использовать речевые средства для представления результата. Предметные умения: - рассказывать алгоритм определения орфограммы; - находить слова с приставками при-, пре-, объяснять их написание.; |
|||||||||||||||||||
Диагностика качества освоения темы | |||||||||||||||||||||
Цели - установить степень усвоения
темы, а именно: - определять орфограмму; - определять верное написание приставок; - выполнять задания в соответствии с целью. |
А теперь выполните контрольное
задание, затем обменяйтесь с товарищем и проверьте
друг друга. Замените словосочетание одним словом с приставкой при- или пре-. Расположенный у берега (прибрежный);вызывающая восхищение, (прекрасная); слегка задуматься (призадуматься); участок около школы (пришкольный); слегка открыть (приоткрыть); дать новое название (придумать); участок около моря (приморский); соединить с помощью клея (приклеить); гнаться за кем-нибудь (преследовать); слегка задеть что-либо (прикоснуться). |
Регулятивные умения: - выполнять задания в соответствии с целью; – проверять написание слов, вносить исправления. Предметные умения: - определять орфограмму; - определять верное написание приставки; - объяснять написание приставки |
|||||||||||||||||||
III этап. Рефлексивная деятельность /самоконтроль и самооценка/ | |||||||||||||||||||||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | |||||||||||||||||||
Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности. |
I. Задание на самоанализ. Закончите предложения: 1. Мне важно правильно писать слова с приставками пре-, при-, потому что........ 2. Чтобы правильно написать слова с приставками пре-, при-, надо........ II. Задание на самооценку. Закончите предложения: Я (очень, не очень) доволен(льна) собой, потому что (смог(ла), не смог(ла)) написать правильно слова самостоятельно. |
Личностные умения: - оценивать результат учебной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить полученный результат с поставленной целью. |