Разработка создана в рамках педагогической технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”, базовая модель технологии “Вызов – осмысление – рефлексия”, использованы стратегии: кластер, чтение с пометками, синквейн.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы обучения, используемые на уроке:
1. Словесные.
2. Наглядные.
3. Практические.
4. Индуктивные (для развития умения обобщать, осуществлять умозаключения от частного к общему).
5. Самостоятельной работы.
Приемы обучения:
1. Чтение.
2. Письмо – составление таблицы, кластера, синквейна.
Формы работы на уроке:
1. Индивидуальные.
2. Коллективные.
Триединая дидактическая цель урока:
Образовательная:
1. Формирование представлений об озерах
2. Научить применять теоретические знания к объяснению окружающей действительности
3. Рассказать об использовании озер человеком
Развивающая и воспитательная:
1. Развивать критическое мышление при изучении озер
2. Научить анализу и обобщению
3. Развивать коммуникативные умения и речь, навыки совместной работы в группе
4. Развивать умение учащихся устанавливать причинно-следственные связи между явлениями при изучении озер
5. Обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения
Практическая:
1. Учащиеся должны научиться выбирать карты нужного содержания и устанавливать на основе их анализа и по другим источникам особенности озер
2. Уметь определять тип озерных котловин
3. Уметь показать по карте озера
4. Развивать умение работать с информационным текстом
5. Развивать умение графически оформлять материал в виде кластера, таблицы.
Оборудование:
1. Физическая карта России
2. Физическая карта полушарий
3. Фильм
4. Раздаточный материал
5. Учебник Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова “Начальный курс географии”. 6 класс. 2005 год
6. Иллюстрации, фото
7. Листы для кластера
8. Компьютер
9. Мультимедиа-проектор
10. Текст
11. Схемы и фильм о Байкале
ХОД УРОКА
Первая стадия – “Вызов”
Это стадия позволяет:
- актуализировать и обобщать имеющиеся у ученика знания по данной теме
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Учитель: “Мы продолжаем изучение вод суши. Отгадайте тему сегодняшнего урока- какой следующий вид вод суши мы будем изучать”.
Работа начинается с загадки об озере, представленной на экране.
Загадка об озере.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нем все отражается...
Как это зеркало называется?
Тема урока записывается в тетрадь.
Учитель: “Чтобы лучше перейти к этой теме, давайте вспомним наши впечатления об озере”.
Учитель зачитывает отрывок из книги А.И.Лебедева “Озеро – одно из лучших украшений земли. Сколько оживления оно вносит в угрюмый лесной вид! Я еду лесом, кругом полутьма. Но вот лес как будто редеет. Между могучими стволами сосен замелькали светлые полосы. Тьма пропадает, исчезает лес.
Передо мной гладкая сверкающая на солнце поверхность озера. По берегам тянется лес. Но какая ширь, какая бездна света и голубого неба!.. Стоя на берегу и любуясь открывшимся дивным зрелищем, я едва замечаю далекий противоположный берег. На нем бродят коровы и между ними пастух с собакой. Как хорошо, приятно посидеть на высоком берегу лесного озера, вдыхать свежий, влажный воздух, любоваться зеркальной гладью чистой прозрачной воды. Вот прилетели утки.
Высокая осока и густые заросли камыша с серебристыми колосками дают приют многим пернатым, которые находят здесь обильную пищу и хорошую защиту”.
Прием “Составление кластера”
Кластер (пучок, созвездие, гроздь) – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Суть этого приема в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от нее фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ним связанные. Выделяем центр – это наша тема, от нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.
Кластер учащиеся пишут на отдельных листах, синим фломастером подписывают то, что знают.
Схема составляется на основе ответов учащихся и не содержит исправлений учителя. Чем больше соберется сведений верных, а возможно, и нет, тем богаче будет резервный фонд для изучения нового. Чем больше идей выскажут учащиеся, тем выше будет интерес к изучаемой теме. Не нужно будет убеждать их в том, что эту тему важно обязательно изучить.
Время, отводимое на стадию “Вызов” - 5-7 минут.
Вторая Стадия – “Осмысление”
Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию
- осмыслить ее
- соотнести с уже имеющимися знаниями
Озер на земном шаре огромное количество. На суше много замкнутых углублений, в которые стекают поверхностные и подземные воды. Если в такое углубление поступает больше воды, чем за то же время испаряется, вода накапливается и образуется озеро.
“Чем озеро отличается от реки и моря?”
В отличие от моря озеро не является частью Океана. От реки оно отличается тем, что вода в нем не течет как поток в русле.
Прием “Чтение с пометками”
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Учеников знакомят с рядом маркировочных знаков и предлагают им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. После этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Такая форма превращает урок в увлекательную игру, помогает понять, что можно сказать по данной теме, позволяет систематизировать уже имеющиеся знания.
Таблица представлена на экране
Пометки в тексте должны быть следующие:
“V” - уже знал
“+” - новая информация
“-” - думал иначе
“?” - не понял, есть вопросы
“V” “+” “-” “?”
Ученики читают, текст заполняют таблицу. Идет обсуждение в группах. На работу отводится 5-7 минут. Дальше идет общее обсуждение результатов работы, озвучивание всех граф. Представитель первой группы читает содержание первого столбика таблицы. Представители других групп, которые знают другие факты, им предлагается озвучить свои записи. Те же операции проводятся и по второму столбцу таблицы.
Озера
Озер на земном шаре огромное количество. Только в нашей стране их насчитывают около 3 миллионов.
Если в замкнутое углубление на суше стекают поверхностные и подземные воды, причем вода поступает быстрее, чем испаряется, то она накапливается и образуется озеро.
Озеро – это скопление воды в природном углублении на суше.
Озеро, в отличие от моря, не является частью океана. От реки оно отличается тем, что вода в нем не течет, как поток в русле.
Озера встречаются в горах, долинах, низменностях; величина их различна – от нескольких десятков метров до сотен километров. Глубины озер тоже различны.
Самое большое озеро на Земле – Каспийское. В прошлом оно соединялось с океаном и было морем. За огромные размеры и соленую воду его называют морем. Его длина превышает 1000 километров
Самое глубокое озеро на Земле – Байкал. Его глубина 1620 метров. Оно содержит 1/5 запасов пресной воды Земли.
Углубления, в которых находятся озера, называются озерными котловинами. Причин образования озерных котловин много, и котловины эти очень разнообразны.
Самые большие и самые глубокие озера образовались в результате движения земной коры. При медленном опускании обширных участков земной коры возникла котловина Каспийского моря (остаточное озеро представляет собой остаток моря). Котловина Байкала – следствие образования гигантских трещин и раздвижения участков земной коры. Также образовались многие африканские озера, например Танганьика. В долинах горных рек встречаются запрудные озера. Примером может быть Сарезское озеро на Памире. Грандиозный обвал, вызванный землетрясением, преградил путь реке Мургаб, создав плотину. Есть вулканические озера. Их озерные впадины расположены в кратерах потухших вулканов. Много таких озер на острове Ява, на Курильских островах, на Камчатке. В поймах рек часто встречаются небольшие озера, представляющие собой остатки прежних речных русел. Их называют озерами – старицами. Котловины некоторых озер образовал ледник. Например, Ладожское озеро на северо-западе России. Существуют искусственные озера, созданные руками человека – водохранилища.
Так же как и реки, озера имеют дождевое, снеговое, ледниковое и подземное питание. Озерная вода расходуется на испарение, а также выносится реками. Озера, из которых вытекают реки, называются сточными. Примером сточного озера является Байкал. В него впадает 300 рек и вытекает одна Ангара. Многие озера являются бессточными, из них не вытекают реки. В таких озерах минеральные вещества, приносимые реками, постепенно накапливаются, и вода становится соленой. Вода каждой реки содержит небольшое количество соли. Влившись в бессточное озеро, вода с его поверхности испаряется, а соль остается в озере. Проходят десятки, сотни лет, и соли в воде озера становится все больше и больше. Из сточного озера соли выносят реки.
Одно из самых соленых озер мира находится на Аравийском полуострове. Его называют Мертвым морем. Его соленость 270%. В Мертвом море нельзя утонуть: насыщенная солью вода имеет очень большую плотность и удерживает человека на поверхности. На Прикаспийской низменности около 700 соленых озер. Среди них выделяется озеро Баскунчак.
Озера имеют большое хозяйственное значение. Много воды расходуется для бытовых нужд, орошения полей, много ее потребляют фабрики и заводы. Важное значение крупные озера имеют как пути сообщения. В озерах вылавливают рыбу, со дна некоторых добывают соль, со дна Каспийского моря – нефть.
Учитель показывает на карте озера.
Демонстрация фотографий озер, образование типов озерных котловин и фильма о Байкале с помощью интерактивного пособия, компьютера и мультимедиа-проектора.
Третья стадия – “Рефлексия”
Здесь основным является :
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
1. Возвращение к первоначальным записям на доске (кластеру), внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки. Работа проводится фронтально или по группам с последовательным их выслушиванием.
Внесение изменений и дополнений фиксируется на доске красным мелом, учащиеся пишут на листах красным фломастером.
2. Работа с синквейном.
На экране представлены правила написания синквейна:
В переводе – это стихотворение, состоящее из 5 строк. Этот прием требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал.
Правила написания “синквейна”:
1. Существительное, обозначающее тему.
2. Описание темы двумя прилагательными.
3. Три глагола, называющие самые характерные действия предмета.
4. Фраза, предложение, афоризм, крылатое выражение, показывающие личное отношение ученика к теме.
5. Синоним темы, подчеркивающий ее суть (существительное).
1) озеро
2) красивое, дивное, широкое, лучезарное, глубокое, прозрачное, прекрасное, лазурное, стоячее
3) исследовать, плавать, любоваться, купаться, манит, ловить рыбу, улыбается
4)
- озера - украшение земли
- сердце Сибири-Байкал
- прозрачное переливающееся зеркало
- здесь озера, кругом озера голубой отражают свет, и широким водным просторам ни конца и ни края нет
5) гидросфера, воды суши, водоем, вода
Подведение итогов урока
1. Можем ли мы сказать, что справились с задачами сегодняшнего урока?
2. Изменилось ли ваше представление об озерах в ходе сегодняшнего урока?
3. Были ли все сегодня на уроке активными?
4. Заключительное слово учителя о том, что удалось сделать на уроке, а что нет:
- познакомились с озерами, сточное – бессточное, типы озерных котловин, самое большое, глубокое, соленое, их типами питания, использование.
- познакомились с новыми приемами: кластер, чтение с пометками, синквейн.
- нашли озера на картах
- посмотрели фильм и фотографии
5. Похвалить учащихся, которые активно принимали участие в обсуждении.
Домашнее задание:
1. п.35
2. по выбору:
- написать рассказ на тему “Что было бы на Земле, если бы не стало озер?”
- сообщение о видах озер.
3. уметь показать озера на карте.
4. урок окончен.