Цели:
- ознакомление учащихся с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе;
- развитие умения находить и анализировать познавательный объект, наблюдать, сравнивать, делать выводы, работать с информацией; работать над лексическим значением слова, распознавать в тексте художественные средства выразительности речи;
- формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, интереса к познанию русского языка;
- воспитание чувства сотрудничества и сплочённости, культуры общения и поведения.
Оборудование: учебник “Русский язык”, 4 класс, ч.2 (автор А.В.Полякова), толковый словарь Ожегова, словарь синонимов Александровой, карточки для работы на доске, карточки с окончаниями, карточки для работы в парах, картинки, компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
I. Организация класса. Эмоциональный настрой.
- Сегодня у нас на уроке гости. Давайте их поприветствуем.
- Каким вы хотите видеть урок? Подберите эпитеты к существительному “урок”. (Интересным, увлекательным, живым, ярким, познавательным, весёлым, содержательным...).
- От кого и от чего это зависит? (От учеников, учителя, совместной работы, взаимопонимания).
- Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке.
II. Актуализация опорных знаний.
- Какой частью речи выражены подобранные вами слова? (Именем прилагательным).
- Что знаете об имени прилагательном? (Это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?; изменяется по числам, родам, падежам).
1. Работа с карточками на доске.
- Я предлагаю вам поработать с карточками на доске.
лес длинная дерево белоствольная хвоя смешанный иголка хвойное лист неодинаковая краски лиственное берёза резной
- Прочитайте слова.
- Какое задание можно выполнить? (Поставить ударение в словах, разделить на слоги, назвать орфограммы, разобрать по составу, определить части речи, составить предложения, составить словосочетания, ...).
- Составьте словосочетания, используя существительные и прилагательные из предложенных столбиков.
(Ученики передвигают карточки).
лес смешанный дерево хвойное, лиственное хвоя неодинаковая иголка длинная лист резной краски ? берёза белоствольная
- Что хотите сказать? (Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже, для существительного краски нет прилагательного.) Почему? (...)
- Подберите подходящее по смыслу прилагательное для слова краски. (Акварельные, медовые, разноцветные, ...) (Подставляю слово яркие к слову краски.)
- С какими прилагательными будем сегодня работать? (С прилагательными множественного числа).
2. Работа по учебнику в парах.
- Какие умения вам необходимы для открытия новых знаний?
(Уметь наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы).
- Работа с текстом в учебнике поможет вам определить тему урока.
- Откройте учебник на стр.47 и найдите упр.85. Прочитайте текст и обсудите в парах, связаны ли получившиеся словосочетания с текстом? Обоснуйте свой ответ.
- Что заметили? (В тексте прилагательные даны во множественном числе и косвенных падежах, а мы составили словосочетания, используя слова в начальной форме).
3. Вывод.
- Какой вывод можете сделать? (Имена прилагательные во множественном числе склоняются).
- Назовите тему урока.
(Склонение имён прилагательных во множественном числе).
- Назовите цель урока.
(Научиться склонять имена прилагательные во множественном числе).
- Запишите в тетрадях число, классная работа.
III. Открытие новых знаний.
1. Склонение словосочетаний на доске и в тетрадях.
- Словосочетания резной лист и длинная иголка поставьте во множественное число, просклоняйте и выделите окончание, ?ударение в прилагательных. (Ученики цепочкой выходят к доске и склоняют словосочетания, остальные в тетрадях.)
И.п. какие? резные листья длинные иголки Р.п. каких? резных листьев длинных иголок Д.п. каким? резным листьям длинным иголкам В.п. какие? резные листья длинные иголки Т.п. какими? резными листьями длинными иголками П.п. о каких? о резных листьях о длинных иголках
- Сравните ударные и безударные окончания прилагательных. Что заметили? (Ударные и безударные окончания одинаковые).
- Сравните окончания по падежам.
- Что заметили?
- в И.п. и В.п. окончание – ые,
- в Р.п и П.п. – ых,
- в Т.п. – ыми,
- в Д.п. – ым.
(на доске появляются карточки с окончаниями).
- Определите род у прилагательных. (Нельзя).
2. Вывод.
- Какой вывод можете сделать? (Прилагательные множественного числа по родам не изменяются).
- Что узнали о прилагательных множественного числа с твердой основой?
(Имена прилагательные множественного числа склоняются или изменяются по падежам, по родам не изменяются, в И.п. и В.п. окончание – ые, в Р.п и П.п. – ых, в Т.п. – ыми, в Д.п. – ым).
Физминутка.
IV. Закрепление.
1. Работа над отрывком стихотворения С.А.Есенина “С добрым утром”.
Улыбнулись сонн... берёзки,
Растрепали шёлков... косы.
Шелестят зелён... серёжки,
И горят серебрян... росы.
(У учеников на столе карточки с текстом).
- Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина на карточке. (Один ученик читает вслух).
(Появляется текст на слайде).
- Какое задание можно выполнить? (Вставить пропущенные буквы).
2. Самостоятельная работа.
- Спишите текст, вставьте пропущенные буквы в словах, выделите окончания у прилагательных.
3. Проверка.
(Ученики поочерёдно называют слово и вставленные буквы. Проверка по слайду).
- Почему вы написали окончание – ые во всех словах? (Прилагательные стоят в И.п. и В.п.) (доказывают).
4. Работа в парах.
- Какие средства выразительности речи встретились в тексте? (Эпитеты, олицетворение, метафора).
- Что такое эпитеты? (Образное определение, дающее дополнительную характеристику предметам и явлениям).
- В каких словосочетаниях есть эпитеты? (Сонные берёзки, шёлковые косы, серебряные росы).
- Что такое олицетворение? (Перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые).
- В каких словосочетаниях есть олицетворение? (Улыбнулись берёзки, растрепали косы).
- Что такое метафора? (Скрытое сравнение).
- Приведите пример из текста. (Горят росы).
- Для чего нам нужны в речи разные средства? (Для выразительности, точности, лучшего понимания, разнообразия слов и т.д.)
- Как понимаете словосочетание растрепали косы?
- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. (Стр. 870, ученик зачитывает).
- Подберите синонимы к слову растрепать.
- Обратимся к словарю синонимов под редакцией Александровой (Стр. 379, ученик зачитывает: разлохматить, взлохматить, взъерошить, раскосматить, встрепать, всклокочить).
- Чем интересно слово косы? (Имеет разное лексическое значение.)
- Назовите лексическое значение. (Причёска, сельскохозяйственное орудие труда, песчаная коса; узкая полоса, отходящая от берега.) (Учитель вывешивает картинки на доску).
- Как называются слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное лексическое значение? (Омонимы).
- Придумайте словосочетания, в которых коса имеет разное лексическое значение. (Девичья коса, острая коса, песчаная коса).
V. Рефлексия.
- Ребята, вспомните тему нашего урока. (Склонение прилагательных во множественном числе).
Слайд
- Продолжите предложение.
На уроке я узнал...
Своей работой на уроке я остался ..., потому что...
...(Продолжить фразу, используя имена прилагательные во множественном числе).
На уроке мы были... (Внимательными, старательными, активными, самостоятельными, доброжелательными, организованными, терпеливыми, ...).
- Ребята, как вы думаете, мы всё сегодня узнали про склонение прилагательных во множественном числе? (Нет).
- На следующих уроках нам предстоит поработать ещё над этой темой.
VI. Д.з.
- Прочитать задание к упр. 86 и 88, выбрать одно для выполнения дома.
- Кто выбрал упр.86 и почему, объясните.
- Кто выбрал упр.88 и почему, объясните.