Урок русского языка "Склонение имен прилагательных во множественном числе". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • ознакомление учащихся с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе;
  • развитие умения находить и анализировать познавательный объект, наблюдать, сравнивать, делать выводы, работать с информацией; работать над лексическим значением слова, распознавать в тексте художественные средства выразительности речи;
  • формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, интереса к познанию русского языка;
  • воспитание чувства сотрудничества и сплочённости, культуры общения и поведения.

Оборудование: учебник “Русский язык”, 4 класс, ч.2 (автор А.В.Полякова), толковый словарь Ожегова, словарь синонимов Александровой, карточки для работы на доске, карточки с окончаниями, карточки для работы в парах, картинки, компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

I. Организация класса. Эмоциональный настрой.

- Сегодня у нас на уроке гости. Давайте их поприветствуем.

- Каким вы хотите видеть урок? Подберите эпитеты к существительному “урок”. (Интересным, увлекательным, живым, ярким, познавательным, весёлым, содержательным...).

- От кого и от чего это зависит? (От учеников, учителя, совместной работы, взаимопонимания).

- Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке.

II. Актуализация опорных знаний.

- Какой частью речи выражены подобранные вами слова? (Именем прилагательным).

- Что знаете об имени прилагательном? (Это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?; изменяется по числам, родам, падежам).

1. Работа с карточками на доске.

- Я предлагаю вам поработать с карточками на доске.

лес длинная
дерево белоствольная
хвоя смешанный
иголка хвойное
лист неодинаковая
краски лиственное
берёза резной

- Прочитайте слова.

- Какое задание можно выполнить? (Поставить ударение в словах, разделить на слоги, назвать орфограммы, разобрать по составу, определить части речи, составить предложения, составить словосочетания, ...).

- Составьте словосочетания, используя существительные и прилагательные из предложенных столбиков.

(Ученики передвигают карточки).

лес смешанный
дерево хвойное, лиственное
хвоя неодинаковая
иголка длинная
лист резной
краски ?
берёза белоствольная

- Что хотите сказать? (Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже, для существительного краски нет прилагательного.) Почему? (...)

- Подберите подходящее по смыслу прилагательное для слова краски. (Акварельные, медовые, разноцветные, ...) (Подставляю слово яркие к слову краски.)

- С какими прилагательными будем сегодня работать? (С прилагательными множественного числа).

2. Работа по учебнику в парах.

- Какие умения вам необходимы для открытия новых знаний?

(Уметь наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы).

- Работа с текстом в учебнике поможет вам определить тему урока.

- Откройте учебник на стр.47 и найдите упр.85. Прочитайте текст и обсудите в парах, связаны ли получившиеся словосочетания с текстом? Обоснуйте свой ответ.

- Что заметили? (В тексте прилагательные даны во множественном числе и косвенных падежах, а мы составили словосочетания, используя слова в начальной форме).

3. Вывод.

- Какой вывод можете сделать? (Имена прилагательные во множественном числе склоняются).

- Назовите тему урока.

(Склонение имён прилагательных во множественном числе).

- Назовите цель урока.

(Научиться склонять имена прилагательные во множественном числе).

- Запишите в тетрадях число, классная работа.

III. Открытие новых знаний.

1. Склонение словосочетаний на доске и в тетрадях.

- Словосочетания резной лист и длинная иголка поставьте во множественное число, просклоняйте и выделите окончание, ?ударение в прилагательных. (Ученики цепочкой выходят к доске и склоняют словосочетания, остальные в тетрадях.)

И.п. какие? резные листья длинные иголки
Р.п. каких? резных листьев длинных иголок
Д.п. каким? резным листьям длинным иголкам
В.п. какие? резные листья длинные иголки
Т.п. какими? резными листьями длинными иголками
П.п. о каких? о резных листьях о длинных иголках

- Сравните ударные и безударные окончания прилагательных. Что заметили? (Ударные и безударные окончания одинаковые).

- Сравните окончания по падежам.

- Что заметили?

  • в И.п. и В.п. окончание – ые,
  • в Р.п и П.п. – ых,
  • в Т.п. – ыми,
  • в Д.п. – ым.

(на доске появляются карточки с окончаниями).

- Определите род у прилагательных. (Нельзя).

2. Вывод.

- Какой вывод можете сделать? (Прилагательные множественного числа по родам не изменяются).

- Что узнали о прилагательных множественного числа с твердой основой?

(Имена прилагательные множественного числа склоняются или изменяются по падежам, по родам не изменяются, в И.п. и В.п. окончание – ые, в Р.п и П.п. – ых, в Т.п. – ыми, в Д.п. – ым).

Физминутка.

IV. Закрепление.

1. Работа над отрывком стихотворения С.А.Есенина “С добрым утром”.

Улыбнулись сонн... берёзки,
Растрепали шёлков... косы.
Шелестят зелён... серёжки,
И горят серебрян... росы.

(У учеников на столе карточки с текстом).

- Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина на карточке. (Один ученик читает вслух).

(Появляется текст на слайде).

- Какое задание можно выполнить? (Вставить пропущенные буквы).

2. Самостоятельная работа.

- Спишите текст, вставьте пропущенные буквы в словах, выделите окончания у прилагательных.

3. Проверка.

(Ученики поочерёдно называют слово и вставленные буквы. Проверка по слайду).

- Почему вы написали окончание – ые во всех словах? (Прилагательные стоят в И.п. и В.п.) (доказывают).

4. Работа в парах.

- Какие средства выразительности речи встретились в тексте? (Эпитеты, олицетворение, метафора).

- Что такое эпитеты? (Образное определение, дающее дополнительную характеристику предметам и явлениям).

- В каких словосочетаниях есть эпитеты? (Сонные берёзки, шёлковые косы, серебряные росы).

- Что такое олицетворение? (Перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые).

- В каких словосочетаниях есть олицетворение? (Улыбнулись берёзки, растрепали косы).

- Что такое метафора? (Скрытое сравнение).

- Приведите пример из текста. (Горят росы).

- Для чего нам нужны в речи разные средства? (Для выразительности, точности, лучшего понимания, разнообразия слов и т.д.)

- Как понимаете словосочетание растрепали косы?

- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. (Стр. 870, ученик зачитывает).

- Подберите синонимы к слову растрепать.

- Обратимся к словарю синонимов под редакцией Александровой (Стр. 379, ученик зачитывает: разлохматить, взлохматить, взъерошить, раскосматить, встрепать, всклокочить).

- Чем интересно слово косы? (Имеет разное лексическое значение.)

- Назовите лексическое значение. (Причёска, сельскохозяйственное орудие труда, песчаная коса; узкая полоса, отходящая от берега.) (Учитель вывешивает картинки на доску).

- Как называются слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное лексическое значение? (Омонимы).

- Придумайте словосочетания, в которых коса имеет разное лексическое значение. (Девичья коса, острая коса, песчаная коса).

V. Рефлексия.

- Ребята, вспомните тему нашего урока. (Склонение прилагательных во множественном числе).

Слайд

- Продолжите предложение.

На уроке я узнал...

Своей работой на уроке я остался ..., потому что...

...(Продолжить фразу, используя имена прилагательные во множественном числе).

На уроке мы были... (Внимательными, старательными, активными, самостоятельными, доброжелательными, организованными, терпеливыми, ...).

- Ребята, как вы думаете, мы всё сегодня узнали про склонение прилагательных во множественном числе? (Нет).

- На следующих уроках нам предстоит поработать ещё над этой темой.

VI.  Д.з.

- Прочитать задание к упр. 86 и 88, выбрать одно для выполнения дома.

- Кто выбрал упр.86 и почему, объясните.

- Кто выбрал упр.88 и почему, объясните.