Цель: уточнять и расширять словарный запас по теме “Осень”.
Задачи:
- Формировать умения использовать словообразовательный анализ слова в целях обучения строить или узнавать новые слова, используя суффиксальный способ образования нового слова и анализ однокоренных слов.
- Формировать умения определять толкование нового слова через контекст.
- Развивать диалогическую речь, концентрацию и переключение внимания, мыслительную активность, долговременную память.
- Воспитывать положительную мотивацию к овладению речью.
Оборудование: листья рябины, клена, березы; таблички со словами; аудиозапись музыкального произведения Вивальди “Осень”; звукозапись ветра и дождя в листве; ИКТ.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Наденьте наушники. Поздоровайтесь с гостями.
Проверка слухового восприятия.
- Как меня слышишь?
2. Эмоциональный настрой.
– ..., спроси у ..., какое у него настроение?
Учитель говорит слова шепотом: “Я всем желаю хорошего рабочего настроения! Мы – умные! Мы – внимательные! Мы – отлично учимся!
Все у нас получится!”
3. Речевой момент (за экраном)
- Какое время года?
- Назови осенние месяцы.
- Какая бывает осень в сентябре?
- Какая осень в октябре?
- Какая осень в ноябре?
- Какое время года было перед осенью?
- Какое будет после осени?
- Какой будет урок?
- Что будем делать?
4. Фонетическая зарядка. Презентация. СЛАЙД 1
- Какой дежурный звук?
Дежурный звук С
С_________ __
оса___осу___осе___
осень
Наступила осень.
Работа над логическим ударением СЛАЙД 2
- Перед вами стихотворение. Какие главные слова? Выделите их голосом.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
II. Сообщение темы и целей урока
Составьте тему урока. Будем заниматься словарной работой. СЛАЙД 3
Пальчиковая гимнастика
Запись в тетради числа, классной работы и темы урока “Осень”.
III. Работа по теме урока
СЛАЙД 4
1) Работа над словом. Звук ветра
- Что это за звуки?
Вот подул осенний ветер и принес к нам слова.
А) Найди “лишнее” слово. Запомните эти слова.
- осень
- тучи
- солнце
- лыжи
Б) А сейчас я зачитаю вам другие слова.
- птицы
- ветер
- листья
В) А теперь назовите эти слова ласково: СЛАЙД 5
Птицы – птички, ветер – ветерок, листья – листочки.
Как образовались эти слова? При помощи новых частей слова (поясняю суффиксальный способ образования новых слов уменьшительного значения)
Г) Ребята, посмотрите внимательно, с каких деревьев у вас на партах листья и как они правильно называются.
Клён – кленовые,
Рябина – рябиновые,
Берёза – березовые
– Как образовались эти слова? СЛАЙД 6
С помощью части слова -ов
-..., спроси у ....
– С какого дерева у тебя листочки?
- У меня листочки с клена. Кленовые.
- ..., спроси у ... .
- ..., у тебя с какого дерева листья?
- У меня листочки с рябины. Рябиновые.
- Какого цвета листочки (зеленые, желтые, коричневые, красные). Как можно сказать - листья разного цвета. Давайте составим одно слово
Разного цвета-разноцветные. СЛАЙД 7
(запишите в тетрадь)
-..., спроси у ....
– Какого цвета у тебя листочки?
- У меня красные листочки с клена, желтые с березы. Разноцветные.
СЛАЙД 8
Звук ветра. Что происходит? Что мы видим?
Д) Налетел ветер, качает деревья и листья стали сыпаться разноцветным дождем. Листья падают.Это явление называется ЛИСТОПАД. Листья падают. Если взять части слов (лист пад), добавить о, то получится слово листопад СЛАЙД 9
Листья падают - листопад - запишите в тетрадь
Звук ветра
2) Работа над словосочетанием: сущ. + прил., (в парах).
– Вам нравиться составлять словосочетания?
И снова подул наш осенний ветерок и принес вам на парты новое интересное задание. Сейчас мы посмотрим, как вы умеете работать в парах.
На каждой парте лежит табличка со словом. Прочитайте. (таблички) Из конверта возьмите нужную табличку и составьте словосочетание.
Словосочетания запишите в тетрадь. (Дети зачитывают). Приложение.
Скажите, как получилось слово: осенняя - осень, перелетные - летать. (На доске)
Физминутка: СЛАЙД 10
Шлёп-шлёп-шлёп - иду по лужам. Ритмичное
постукивание ладонями по коленям.
Хлюп-хлюп-хлюп – вода в ботинках. Ритмичное
притопывание.
Кап-кап-кап – мне зонтик нужен. Поднять руки
вверх и ритмично встряхивать кистями.
Оп-оп-оп – вода по спинке. Ритмичное
похлопывание ладонями по спине.
Буль-буль-буль – упала шапка. Выполняют
“пружинку”.
Ой-ой-ой – кругом вода. Ритмично кружатся.
Да-да-да – себя так жалко. Качают головой.
Одевайтесь в дождь всегда!
3) Обогащение словаря. СЛАЙД 11
– Хотите узнать новые слова?
На улице холодная, ненастная, дождливая погода. Ребята не могут идти гулять.
Почему? Потому что .... . Какое слово вам незнакомое?
Ненастная. Как вы думаете-это хорошая или плохая погода?
Да, это плохая погода.
Ненастная произошло от слова ненастье. СЛАЙД 12
Звук ветра СЛАЙД 13
Работа над словосочетанием: сущ. + глагол.
Подберите к существительному глагол.
- Осень – наступила.
- Солнце – не греет.
- Небо, тучи – плывут.
- Листья – опадают.
- Животные – готовятся.
- Одежда – надели.
(надели, не греет, плывут, опадают, наступила, готовятся)
Звук ветра
4) Работа над предложением.
- Зачем учимся составлять предложения?
Составьте предложения. (Дети выходят к доске)
(Слова разбежались, работа с табличками).
Работа в тетради. Пальчиковая гимнастика
Запишите то предложение, которое вам понравилось больше всего.
IV. Итог урока (музыка осени-очень тихо)
- Назови слова – упражнение “Найди “лишнее” (осень тучи лыжи солнце).
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Какие новые слова узнали?
- Ненастье – это хорошая или плохая погода?
- У ...какой листочек?
- Какое задание было самое трудное?
- Зачем мы учимся говорить?
Самооценка, оценка учителя.
Домашнее задание: соединить стрелочками названия деревьев и их листочки.
- Вы сегодня были внимательными, активными, хорошо работали, и Осень прислала вам посылку. Как вы думаете, что в ней может быть?
Игра “Угадай”.
Дети отгадывают, что могла бы прислать Осень (фрукты, орехи, овощи, грибы).
СЛАЙД 14