Класс: | 7 класс |
Авторы УМК: | А.П.Кузнецов, В.П.Дронов, Л. Е. Савельева. СФЕРЫ |
Тип урока: | Урок открытия нового знания. |
Дидактическая цель урока: | Создать условия для получения новых знаний обучающихся о народах, говорящих на различных языках и принадлежащих к различным религиозным вероисповеданиям. |
Воспитательные задачи: | Формирование личностных УУД: уважительно относиться к истории, культуре, традициям других народов; проявлять толерантное отношение друг к другу. |
Развивающие задачи: | Формирование метапредметных УУД: использовать типовые вопросы и алгоритм действия при составлении рассказов о национальном и религиозном составе населения мира; выбирать необходимую информацию из различных источников географических знаний (учебник и карты атласа); презентовать результаты своей работы. |
Образовательные задачи: | Формирование коммуникативных УУД: воспринимать
текст с учетом поставленной учебной задачи;
составлять устные монологические рассказы. Формирование предметных компетентностей: раскрывать такие понятия, как “народ”, “языковая семья”, “мировая и национальная религия”, объяснять закономерности размещения народов по территории планеты. |
Основные понятия: | Народ, языковая семья, мировая и национальная религия. |
Методы и формы обучения: | Методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, критического мышления, информационных технологий, идеальный опрос. |
Формы: | групповые, индивидуальные, фронтальные. |
Оборудование: | Учебники, атласы (с.18–19), рабочие тетради, м/м проектор, презентация, маршрутные листы. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||||||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | |||||||
Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) | ||||||||||
1. Создать условия
для возникновения у учащихся потребности начать
урок; уточнить тематические рамки. 2. Метод “Идеальный опрос”. Задать учащимся вопросы: “Кто сегодня готов на 5? На 4? На 3?. Спасибо”. |
1. Устанавливают совместно
с учителем тематические рамки (материал,
изученный на предыдущем уроке). 2.Ученики сами оценивают степень своей подготовки к уроку и сообщают об этом учителю, отвечая на вопросы: “Кто сегодня готов на 5? На 4? На 3?”. |
Вспоминают учебный материал, изученный на прошедшем уроке. | Планировать свою
деятельность под руководством учителя.
Самостоятельно оценивать степень своей подготовки к уроку. |
Прислушиваться к мнению одноклассников. | Уметь вести диалог.
Оценивают себя как члена классного коллектива. |
|||||
Актуализация знаний и умений (10 мин.) | ||||||||||
1. Проверить ранее усвоенный материал (стратегия “Вопросительные слова”). Предложить ученикам сформулировать как можно больше вопросов, складывая по смыслу слова из двух колонок. Приложение 1 |
1.Учащиеся по просьбе
учителя записывают в таблицу, состоящую из 2-х
колонок, слова. В левую колонку пишут
вопросительные слова, а в правую – понятия,
связанные с изучаемым разделом. За 5 минут формулируют возможное количество вопросов по смыслу, складывая слова 2-х колонок. Групповая работа с последующим представлением своих результатов. |
Самостоятельно создают алгоритм действий при решении поставленной учителем задачи. | Умение оценивать одноклассников. | Участвуют в групповой работе, прислушиваются к мнению одноклассников, аргументируют свою точку зрения. | Оценивают себя как члена классного коллектива. | |||||
2. Прочтение отрывка из
стихотворения М. Крюкова “Много языков на свете разных...”: Приложение 2. |
2. Внимательно слушают стихотворение М. Крюкова, обсуждают тему, пытаются самостоятельно формулировать задачи урока. | Уметь выделить тему стихотворения и ключевое слово. | Формирование учебных задач под руководством учителя. | Участвуют в коллективном обсуждении темы и задач урока. | Социализация и личностное самоопределение учащихся. | |||||
Изучение нового материала (17 мин.) | ||||||||||
1.Учитель формулирует тему урока и проецирует ее на слайде. | 1. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. | |||||||||
2.Учитель разбивает класс
на 3 группы и выдает маршрутные листы с вопросами
для каждой группы учеников. Ключевые темы:
Народы, Языки, Мировые религии. Ставит перед
ними учебную задачу: используя текст учебника
П. 13 и карты атласа С. 18 – 19, найти ответы на
поставленные вопросы, записать их на листках и
подготовить отчет о проделанной работе в форме
сообщений по заданной теме. На выполнение этой задачи – 8 минут (поиск информации) + по 2 минуты ( на отчеты). Приложение 3. |
2.Ученики работают с маршрутными листами и готовят отчет о проделанной работе. | Учебно-логические:
Умение выделять главные, существенные признаки
явлений и понятий. Определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий и объектов. Высказывать свои суждения, подтверждая их фактами. Учебно-информационные: Поиск и отбор информации в учебниках и тематических картах атласа. Создание объяснительного текста. |
Планировать свою
деятельность под руководством учителя. Работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Участвовать в совместной деятельности. |
Умение выступать перед
аудиторией, придерживаясь определенного стиля
выступления. Умение находить приемлемое решение при наличии различных точек зрения. |
Осознавать себя в роли жителя планеты Земля. | |||||
Первичное закрепление нового материала (5 минут) | ||||||||||
Предлагает выполнить тест (5-6 вопросов) с последующей самопроверкой ответов. | Самостоятельно выполняют тест с последующей самопроверкой результатов. | Сравнивать объекты, факты, понятия по заданным критериям. | Владеть способом
самоконтроля. Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, корректировать свою деятельность. |
Умение работать, не мешая однокласснику. | Умение работать самостоятельно. | |||||
Рефлексия (2 мин.) | ||||||||||
На слайде презентации
написаны теги. Учитель предлагает ученикам их
дополнить. 1) сегодня я узнал... 2) было трудно... 3) я понял, что... 4) я научился... 5) я смог... 6) было интересно узнать, что... 7) меня удивило... |
||||||||||
V. Подведение итогов работы (7 мин.) | ||||||||||
Работа в тетрадях. Запись основных моментов урока (определения по теме урока) | ||||||||||
VI. Домашнее задание (2 мин.) | ||||||||||
П. 13, вопросы устно |
Приложение 1. “Вопросительные слова”
Вопросы Понятия темы Что? Где? Сколько? Почему? Как?
Приложение 2. М.Крюков. Много языков на свете разных...
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Приложение 3. Маршрутные листы
Тема: “Языки” | Тема: “Народы” | Тема: “Религии” |
1. Как вы думаете, что такое “язык”? 2. Языки какой семьи являются самыми распространенными? 3. Что такое “языковая семья”. Расскажите о языковых семьях. 4. Перечислите языки, на которых говорят 2/3 населения мира. 5. Изменяется ли количество языков со временем? Докажите. |
1. Дайте определение понятию “народ”. 2. Назовите главный признак, отличающий один народ от другого. 3. Сколько на Земле языков и народов? 4. Назовите самые многочисленные народы мира. Что о них известно? 5. Назовите самые крупные языковые семьи, проживающие на территории России. |
1. Что называется религиозными
верованиями? 2. В чем значение религии? 3. Какие религии являются мировыми? 4. Определите материки, население которых исповедует преимущественно одну религию. 5. Какие религии распространены только на одном материке? Какие народы их исповедуют? |