Интегрированный урок истории и обществознания по теме "Послевоенное развитие стран Восточной Европы". 11-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (881 кБ)


Данная презентация посвящена теме: Послевоенное развитие стран Восточной Европы. Эта тема рассматривалась в 11 классе на интегрированном уроке истории и обществознания. Тип урока: комбинированный, так как в ходе учебного процесса не только изучается новый материал, но и углубляется и расширяется такое понятие как тип экономической системы, изученное ранее на уроках обществознания. На уроке применяется системно-деятельностный подход, реализуется метод развития критического мышления, используется приём “постановка проблемного вопроса”.

Работа проходит индивидуально, в группах по два человека (сидящие за одной партой).

План.

  1. Коммунисты приходят к власти.
  2. Советская экономическая модель.
  3. Кризисные явления в восточноевропейских странах.

Цели урока:

  • изучение основных тенденций развития стран Восточной Европы в послевоенный период, углубление знаний о плановой экономике, изучение таких событий как: Берлинский кризис, события в Венгрии в 1956 году, “Пражская весна”, “Югославская модель социализма”, кризисные явления в Польше;
  • воспитание экономической, правовой и нравственной культуры, формирование активной гражданской позиции, воспитание ответственности, патриотизма;
  • развитие навыков работы с историческими источниками, совершенствование навыка отбора нужной информации, её анализа, развитие коммуникативных навыков, развитие навыка применения полученных знаний, навыков целеполагания и критического осмысливания исторического материала.

Исходя из этих целей, были отобраны методы и приемы учебного процесса. Метод развития критического мышления: постановка проблемного вопроса на этапе “вызова”, поиск решения и ответ на поставленный проблемный вопрос на этапе “рефлексии”.

Слайд 1-2. Организационный этап. Озвучивание темы и плана. Активируя учащихся, учитель спрашивает: “На предыдущих занятиях мы говорили о развитии европейских стран, таких как, Великобритания, США, Франция. Однако европейскими являются и страны: Польша, Румыния, Венгрия. Почему же мы не говорили о них?”

Возможные ответы учащихся: “Они развивались по-другому”, “Там было как в СССР” и т.д. Резюмируя ответы учащихся, учитель озвучивает тему и рассказывает о послевоенном развитии стран Восточной Европы.

Начиная со слайда №3, идет этап изучения и “добывания” нового знания. Задача учителя организовать деятельность учащихся. Первый пункт плана учащиеся раскрывают, работая с учебником (УМК смотреть на первом слайде или на первой странице статьи).

Приложение №1 (текст №1). Выписывают в тетрадь причины усиления влияния левых партий и прихода к власти коммунистических партий.

Слайд №5 постановка проблемного вопроса: “Как вы думаете, установление коммунистических режимов в странах Восточной Европы сыграло положительную или отрицательную роль в их развитии?” Как правило, учащиеся не могут дать полного и четкого ответа на этот вопрос, у учащихся возникает внутренняя убежденность в необходимости получения дополнительной информации для ответа на этот вопрос.

Учитель: “Чтобы найти ответ на этот вопрос, изучим текст учебника, привлечем дополнительный источник для анализа и сопоставления исторических фактов”.

Слайд  №6-7. Работа с текстом из учебника О.В.Волобуева. Учащиеся выписывают положительные и отрицательные последствия установления просоветских режимов в странах Восточной Европы. Приложение №1 (текст №2).

Слайд №8-9. Работа с дополнительным источником. Загладин Н. Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10—11 классов. Учащиеся выписывают последствия установления коммунистических режимов. Приложение №2.

Учитель: “Мы выяснили, что коммунистический режим принес странам Восточной Европы и положительное, и отрицательное. Одним из негативных явлений стал низкий уровень жизни населения восточноевропейских государств. Это было следствием реализованной на практике советской экономической модели (слайд №10). Вспомним, что мы знаем об этой экономической модели?”

Примерные ответы учащихся: “Был дефицит”, “всё производилось по указаниям партии” и другие варианты.

Слайд  №11 содержит схему административно-командной экономики. Учащимся предлагается прокомментировать данную схему и ответить на вопрос: “Как изменится эта схема в условиях рыночной экономики?”

Учитель: “Выясним, насколько неэффективно работала такая экономическая модель?” Работа с источником. Феофанов Л.К. Факторы неэффективности советской экономики. Приложение №3. Организуется работа учащихся в парах с целью поиска в тексте недостатков экономической модели административно-командного типа. Недостатки записываются в тетрадь. Записи сверяются.

Главные недостатки:

  • экономические показатели не отражают истинного положения вещей (отсюда, дефицит товаров);
  • не учитываются реальные потребности и возможности производства;
  • индивид практически не участвует в решении главных экономических вопросов;
  • отсутствие стимулов и недостаточная мотивация работников;
  • отсутствует способность к развитию.

Слайд №12-15. Учитель делает вывод, что недостатки экономической советской модели действительно могли послужить причиной кризисов в восточноевропейских странах. Но и другие причины также могли вызвать эти негативные явления в жизни восточноевропейского общества. Учитель формулирует учебную задачу: рассмотреть конкретные события в Югославии, Германии, Польше, Венгрии, Чехословакии с целью выявления причин кризисных явлений. То есть, учащиеся, работая с текстом учебника (любого, поскольку эти события во всех учебниках описаны в рамках этой темы в 11 классе), находят:

1. Подтверждение тезиса об экономических причинах.

2. Другие причины.

Учащиеся должны найти такие причины, как контроль со стороны коммунистов во всех сферах жизни общества, репрессии и подавление инакомыслия, отсутствие гарантий прав и свобод человека и гражданина, необходимость следовать курсу Советского Союза, отсутствие самостоятельности у правительств восточноевропейских стран. То есть необходимо подвести учащихся к выводу о том, что кризисные явления стали реакцией жителей стран Восточной Европы на идеологическое, политическое и экономическое насилие со стороны СССР. Главная цель – сбросить коммунистический хомут, обрести свободу – залог развития.

Если есть время, учитель может задать вопрос: “Почему же в самом СССР не было таких кризисов? Или были?” Учитель заранее “перебрасывает мост” между данным занятием и тем, что только состоится в рамках изучения курса по отечественной истории 20 века.

Слайд №16 содержит эпилог данного занятия. Им является высказывание 3. Млынаржа, члена ЦК КПЧ: ““...Жить в страхе, действуя по указке, а не так, как в глубине души считаешь правильным, достойным, тяжкое бремя и для отдельного человека, и для социальной группы, и для всего народа. Поэтому избавление от такого страха приветствуется как воскрешение”.

На заключительном этапе учитель совместно с учащимися анализирует результаты занятия с его целями, делаются выводы. Учитель выставляет оценки и задает домашнее задание. В данном учебнике - параграф 15.

Спасибо за внимание. Урок окончен.

Продолжительность каждого этапа урока устанавливает сам учитель, исходя из конкретных условий проведения данного занятия. На практике достаточно одного урока (45 минут), этап изучения нового материала занимает 30-35 минут.