Интеграция урочной и внеурочной деятельности в преподавании английского языка (из опыта работы)

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Английский язык, в частности, и любой иностранный язык, в целом, относится к группе учебных предметов, имеющих огромный воспитательный и образовательный потенциал. Данный факт открывает широкие возможности интеграции урочной и внеурочной деятельности в рамках преподавания настоящей учебной дисциплины.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности метафорически представляется мне в виде разноцветных бусинок, собранных в яркое ожерелье. Причем важны и цвет, и порядок расположения, логика чередования отдельных бусинок. Кроме того, раз это ожерелье, важны нити, на которых эти бусинки будут собираться учителем в некое целое.

Внеурочная деятельность – естественное продолжение работы на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебно-воспитательного процесса.

Я бы сказала так: урок, внеклассная работа, домашнее задание – звенья одной цепи.

Целями внеклассной работы являются углубление и расширение знаний учащихся, полученных на уроках, повышение интереса к предмету, мотивация к самостоятельному изучению отдельных вопросов предмета. А мы ведь помним, что “деятельности без мотива не бывает” (А.Н. Леонтьев).

Эффективность интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся доказывается на практике.

Так, в ходе освоения темы “Праздники Великобритании” была осуществлена интеграция урочной и внеурочной форм деятельности. При этом урочная деятельность была ориентирована на достижение предметных результатов. В итоге учащиеся освоили определенный объем лексическо-грамматического материала, научились его применять в практической деятельности, совершенствовали свои коммуникативные навыки в пределах темы. Наиболее увлекательной частью стало изучение материала страноведческого характера, касающегося традиций, которые принято соблюдать во время празднования национальных праздников. При этом объем материала и определенные рамки, которые накладывает урочная форма деятельности, не позволили выйти за пределы теоретического освоения страноведческого материала.

Учащиеся были настолько заинтересованы данной тематикой, что в результате у нас родилось целое внеклассное мероприятие – праздник, посвященный Рождеству. Ребята были вовлечены в процесс подготовки к мероприятию: готовили плакаты, открытки, песню, сценку, костюмы. Уже на начальном этапе удалось создать чувство причастности и личной ответственности за происходящее. В качестве предметной составляющей мероприятия был привлечен тот теоретический материал, который ранее был изучен в ходе урочной деятельности. Т.е. в рамках внеклассного мероприятия учащимся удалось в активной форме реализовать полученные знания, что им наглядно демонстрирует полезность и возможность практического применения приобретенных знаний и, как следствие, повышает их мотивацию к дальнейшему обучению.

Из практики работы можно назвать постановки небольших пьес, инсценировки сказок, исполнение песен и стихотворений на английском языке, праздник прощания с английским алфавитом в начальной школе, “Пером водим – переводим” и другие.

В Гимназии первый год веду занятия внеурочной деятельности в 4-х классах по теме “Занимательный английский”.

Мне бы хотелось отметить исследовательский характер внеурочных занятий. Конечно, речь идет не о каких-то глобальных исследованиях, это всего лишь первые, но очень важные шаги в науку.

Исследовательская работа на внеурочных занятиях как логическое продолжение урочной деятельности представляет собой, в основном, умение анализировать и узнавать языковые единицы в различных контекстах и умения делать правильный вывод относительно их использования в тех или иных лексико-грамматических формах.

Если на уроке зачастую не удается избежать скучной записи правила по образованию и употреблению того или иного грамматического явления и заучивания его наизусть, то внеурочная деятельность располагает к применению эвристического метода. Этот метод является одним из самых важных элементов языкового обучения. Первая причина – психологическая. Хорошо известно, что лучше всего запоминается материал, который ребенок сам добыл путем логических рассуждений и самостоятельных выводов. Вторая причина – лингвистическая. Учащиеся самостоятельно разрабатывают правило и делают выводы, а учитель направляет их логические умозаключения.

Внеурочная деятельность помогает расширить урочную по таким темам как “Семья и друзья”, “Рабочий день”, “Вкусные угощения” и имеет такой выход как проектная работа по теме “Моё семейное дерево”, “Дом моей мечты”, урок-ролевая игра “На приеме у врача”, а также участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах по английскому языку.

Каждый учитель стремится сделать свои уроки творческими и занимательными, чтобы желание и интерес школьников не угасли в последующие годы. А там, где есть интерес, там и успех.

Таким образом, внеурочная деятельность должна быть естественным продолжением системы уроков, которым свойственна атмосфера сотрудничества и сотворчества учителя и учащихся.

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
(Н.Заболоцкий)