Урок русского языка по теме "Вопросительные и относительные местоимения". 6-й класс. Технологическая карта с анализом урока по ФГОС

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Цели урока:

  • Деятельностные: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
  • Содержательные: сформировать представление о вопросительных и относительных местоимениях, отработать умение их различать.
Средства ИКТ и материалы ПК, интерактивная доска, элементы презентации со схемами и таблицами по теме; карточки-подсказки учителю.
Список дополнительной литературы Тесты по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.Т. Баранова и др. “Русский язык. 6 класс” / Е.М. Сергеева. — 5-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательство “Экзамен”, 2011. — 141 с.

Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Книга 4. — М.: РОСТ, Скрин, 1998. — 128 с.

Ссылки на интернет-ресурсы https://urok.1sept.ru/articles/648280/

http://moi-uni.ru/mod/resource/view.php?id=28501

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/02/05/prezentatsiya-k-uroku-na-temu-voprositelnye-mestoimeniya-6 https://rus.1sept.ru/view_article.php?id=200901606

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/razryadyi-mestoimeniy-v-russkom-yazyike.html

Педагогические методы и приемы Притча, “Я беру тебя с собой”, конструктор “События”, письмо по кругу, ТРИЗ-загадки.
Дополнительная информация 1. На следующем уроке при проверке домашнего задания № 4 вводится понятие местоименных (вопросительных и относительных) наречий для ознакомления и последующей актуализации знаний в 7 классе, а также для более системного усвоения материала по теме; озвучивается также альтернативная точка зрения лингвистов на данную классификацию.

2. Длительность урока в МОУ СОШ № 1 г.о. Звенигород — 40 минут.

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (5 мин)
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы учебной деятельности 1. Чтение притчи Я.Корчака о местоимении, вопросы к учащимся;

2. Проверка домашнего задания (упр. 449);

3. Демонстрация темы урока, вопрос о предполагаемой цели урока (слайд 3 — число, классная работа, тема урока);

Презентация.

4. Загадки и занимательные вопросы из разных областей знаний, итоговый вопрос: в каких по цели высказывания предложениях употребляются вопросительные местоимения?

(3 отметки в журнал)

1. Отвечают на вопросы к притче:

- О каких особенностях местоимений в образной форме поведал польский учитель?

- К какому разряду местоимений вы бы отнесли местоимение кто из этого текста? (слайд 1 со списком разрядов)

Презентация

- Попробуйте определить, какие слова из использованных в тексте, кроме “малышки Кто”, относятся к местоимениям (слайд 2 с текстом притчи)

- Какие разряды местоимений мы уже изучили? Приведите примеры (личные, возвратное)

2. Проверяют домашнее задание;

3. Записывают число, тему урока, определяют цель урока;

4. Отгадывают загадки, отвечают на вопросы, делают вывод об употреблении вопросительных местоимений.

П5, П6, П 14, К13, Р1, Л9, Л11
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (10 мин)
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности 1. Обобщение теоретического материала: Слова, на которые отвечают существительные (кто? что?), прилагательные (какой? чей? каков? который?) и числительные (сколько?) являются вопросительными местоимениями (потому что ИМЕНА!)

2. Слайд 4 с таблицами склонения чей? сколько?

3. Подача теоретического материла об относительных местоимениях;

4. Прием “Я беру тебя с собой”.

(4 отметки в журнал)

1. Читают вслух теорию о вопросительных местоимениях, стр. 72; перечисляют вопросительные местоимения; анализируют, какие части речи они заменяют;

2. Склоняют местоимения кто? что? какой? который?, упр. 452 (устно), упр. 451 (письменно) с взаимной проверкой в парах, образец — устный ответ одного из учащихся.

3. Выделяют главное в теоретическом материале об относительных местоимениях, делают выводы об отличительных чертах (функция в предложении); заполняют “Конструктор “События” в форме таблицы “Если ..., то ...”;

4. Угадывают загаданные учителем признаки в игре “Я беру тебя с собой” (личные мест. 3 л, мест-прил, возвр. мест.)

П1, П2, П7, П8, П9, П10, К9, Р2, Р9, Л9
3. Этап закрепления и включения изученного в систему знаний (10 мин)
Цель этапа: закрепление и применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса 1. Упр. 453, помочь в определении синтаксической роли местоимений;

2. Упр. 454;

3. Прием “Письмо по кругу”, учитель зачитывает вслух результаты;

4. Упр. 456, объяснение грамматических норм употребления вопросительных и относительных местоимений и связанных с ними слов.

(6-8 отметок в журнал)

1. Упр. 453 с дополнительным заданием определить синтаксическую роль местоимений, делают выводы о том, какая она может быть, исходя из правила и упражнения;

2. Упр. 454;

3. Учащиеся делятся на несколько групп, каждый ученик в группе записывает на листочек вопрос с вопросительным местоимением, группы обмениваются листочками и записывают ответы на вопросы другой группы в виде предложений с относительными местоимениями (например: Что ты читаешь? Я читаю книгу, которую ты мне подарил)

4. Упр. 456.

П3, П4, П11, П 18, П 19, К2, К 8, К10, Р1, Р3, Р6, Л 7, Л11
4. Этап рефлексии учебной деятельности (5 мин)
Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности 1. Подведение итогов урока;

2. Выставление и комментирование оценок;

3. Вопросы учащимся для рефлексии;

4. Трехуровневое домашнее задание:

I уровень (обязательный) — задания 1, 2;

II уровень (развитие речи, более глубокая рефлексия, исследование) — задание 3, 4 (на выбор);

III уровень (творческий) — задание 5.

(5-10 отметок в журнал)

1. Отвечают на вопросы для рефлексии:

- Какие вопросительные и относительные местоимения ты запомнил?

- Чем они отличаются?

- Какое слово в предложении Кто знает, в какое море впадает река Волга? является относительным местоимением?

- Каким членом предложения является местоимение что в предложении Что из коллекции понравилось вам больше всего?

- Укажите начальную форму местоимения чьими?

- Какие задания мне особенно понравились на уроке?

При выполнении каких заданий я испытывал затруднения?

2. Записывают домашнее задание.

П3, П7, П10, К5, P3, P4, P5, Л7

Приложение 1. Притча Януша Корчака

Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое маленькое словцо: КТО?

Постучали в дверь, ты спрашиваешь: “Кто?” А не будь этой малышки Кто, ты должен был бы спросить: “Это Казик стучит? или Менька? или тетя? или гончар? или продавец посуды? или кум Петр? или нищий?” А тот все отвечал бы: “Нет, нет, нет”. И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы, все только спрашивал бы. А так: “Кто там?” — и в этом коротеньком “кто” сидят имена всех на свете людей. “Кто” — это местоимение.

Приложение 2. Загадки и занимательные вопросы из разных областей знаний

  1. Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень? (часы)
  2. Что возвратить нельзя? (время)
  3. С каким “божьим” цветком часто сравнивают старичков? (“божий одуванчик”)
  4. Что бывает и виноградным, и томатным, и желудочным? (сок)
  5. В каком орехе есть молоко? (кокос)
  6. Чем является Кама по отношению к Волге? (приток)
  7. “Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда, и была, как Буратино, я когда-то молода”. Чья это песня? (черепахи)
  8. Кого писатель Н.Носов услал на Луну? (Незнайку) молодому капитану из романов Жюля Верна? (пятнадцать)

Приложение 3. Домашнее задание (слайд 5)

Параграф 79, определение вопросительного и относительного местоимения, стр. 72, 74

Упр. 455 с дополнительным заданием составить вопросы с вопросительными местоимениями к каждому предложению.

Упр. 457 (устно)

Почему кто, какой, чей, сколько — это местоимения, а где, куда, почему, как — это наречия?

Сочинить загадки с вопросительными местоимениями.


Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Параметры анализа Урок: содержание и выводы
Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1 ФИО учителя Фещенко Надежда Евгеньевна
2 Дата посещения урока 25.03.2016 г.
3 Предмет русский язык
4 Класс 6 “е”
5 Учащихся по списку 26
6 Учащихся по факту 23
7 Цель посещения урока Соответствие ФГОС
8 Своевременность явки учителя на урок Вовремя
9 Готовность учителя к началу урока Готов
10 Готовность учащихся к началу урока. Организация класса. Готовы
11 Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика. ПК, интерактивная доска, элементы презентации со схемами и таблицами по теме, карточки-подсказки учителю
12 Санитарное состояние класса

Температурный режим Проветривание Освещение

Соответствуют нормам
13 Наличие технологической карты урока. В наличии
14 Соответствие темы урока кадендарно-тематическому планированию Соответствует
Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные)
1 Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.  
2 Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач. Тип урока: урок общеметодологической направленности

Структура урока:

Мотивация к учебной деятельности;

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

Закрепление с проговариванием во внешней речи;

Включение изученного в систему знаний;

Рефлексия учебной деятельности.

Урок является продолжением уроков раздела “Местоимение”. Цели и задачи соответствуют теме урока.

Результативность урока: Учащиеся владеют терминами и умеют формулировать имеющиеся знания своими словами, способны действовать по заданному алгоритму и производить коррекцию своих действий.

3 Тип урока. Урок применения предметных умений. Результативность урока: Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса.  
4 Тип урока. Урок обобщения и систематизации. Результативность урока: Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.  
5 Тип урока. Контрольный урок. Результативность урока: Результаты контрольной или самостоятельной работы.  
6 Тип урока. Коррекционный урок. Результативность урока: Самостоятельное нахождение и исправление ошибок.  
7 Организация проверки домашнего задания: – полнота и глубина проверки; – методика повторения, дифференциация заданий; – охват учащихся проверкой, занятость класса; – объективность оценки, аргументация отметки. Проверка домашнего задания охватывает не весь класс, домашнее задание не было дифференцировано.
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
1 Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. Присутствует в полном объёме
2 Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся. Объем воспроизводящей деятельности – 25 минут,

объем творческой деятельности – 15 минут.

3 Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска Подача знаний в готовом виде сочетается с самостоятельным поиском знаний.
4 Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа. Учитель оценивает знания учащихся на каждом этапе урока, анализ оценки не производится. Самооценка и взаимооценка отсутствуют.
5 Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся Задания требуют от обучающихся как воспроизведения по памяти, так и осмысления материала.
6 Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся. Используются приемы: притча, “Я беру тебя с собой”, конструктор “События”, письмо по кругу, ТРИЗ-загадки.
7 Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе. Присутствует
8 Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся Представлен
9 Выполнение санитарных норм: - Предупреждение утомления и переутомления. - Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика). - Своевременное и качественное проведение физминуток. - Соблюдение правильной рабочей позы. В целом соблюдались, не проводилась физминутка.
10 Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. Присутствует
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1 Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся) Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов Наблюдается сочетание фронтального, индивидуального, группового методов обучения, самостоятельный поиск знаний, элементы проблемного обучения.
2 Групповые формы деятельности учащихся Присутствуют
3 Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности Присутствует
4 Использование установок в форме убеждения, внушения Присутствует
5 Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых Присутствует
6 Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и

самостоятельность мышления учащихся

Присутствует
7 Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы Присутствует
8 Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы) Присутствует связь с биологией, географией и литературой в загадках и занимательных вопросах.
9 Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д Присутствует
10 Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения Присутствует
11 Включение в содержание урока упражнений творческого характера Присутствует
12 Деятельность обучающихся: Познавательная Коммуникативная Регулятивная Присутствует всех трех видов
13 Планирование задания на дом: – объем, характер материала, его посильность; – наличие и характер инструктажа; – дифференцированность задания. - своевременность окончания урока. Домашнее задание посильно, дифференцировано, инструктаж проведен. Урок окончен вовремя.
Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
1 Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. Присутствует
2 Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность Присутствует
3 Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными) Темп и ритм хорошие, но недостаточные для выполнения всех запланированных заданий
4 Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда Присутствует
5 Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения Присутствует
6 Соблюдение единого орфографического режима Присутствует
7 Обеспечение активного учения каждого школьника Присутствует
8 Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися. Тактичный, уравновешенный стиль поведения, доброжелательная атмосфера на уроке.
9 Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины Присутствует
10 Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства Присутствует
11 Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий,

технических средств)

Присутствует
12 Результаты урока: – ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;– подведение итога урока; – выполнение намеченного плана урока; – достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока; – качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных). Урок построен в соответствии с КТП, с учетом развития УУД и достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Урок соответствует представленной технологической карте, намеченные деятельностные и содержательные цели урока достигнуты. Ориентир на формирование адекватной самооценки учащихся присутствует.
Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ Самоанализ урока и его результативности проводится.
Раздел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ: Результаты урока позволяют сделать вывод, что учитель в должной мере владеет технологиями, формами и методами проведения урока по ФГОС. Рекомендации:
  • Стараться дифференцировать домашние задания на каждом уроке.
  • При проверке домашнего задания охватывать весь класс.
  • При выставлении оценок комментировать, анализировать каждую оценку.
  • Более активно использовать самооценивание и взаимооценивание учащихся.
  • Включать физкультминутку в урок.
  • Стараться приводить урок в полное соответствие с запланированными видами деятельности, отраженными в технологической карте урока.
  Подпись посетившего урок:

Подпись учителя: