Цель урока: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Феодальная раздробленность на Руси".
Задачи урока:
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, добывать новые знания из различных источников, умение делать выводы;
- формирование умения работать в группах;
- развитие чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Форма урока: традиционный, с элементами ролевой игры.
Место урока в системе школьных уроков: Программа стандартная, учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной “История России Ч.I. С древнейших времён до конца XVI века”. Москва, “Центр гуманитарного образования”, 2001 г.
Данный урок является завершающим в теме “Феодальная раздробленность на Руси”, на изучение которой отводится по программе 7 учебных часов. Урок тесно связан с предыдущими, так как работа строится на основе знаний учащихся, полученных прежде. Не менее прослеживается связь данного урока с последующими уроками, так как монголо-татарское иго на Руси еще сохранялось, и об этих событиях речь пойдет на следующих уроках.
Конечный или планируемый результат:
Результатом данного урока является повторение, обобщение, более глубокое усвоение данной темы учащимися, а также вывод, необходимый для изучения следующей темы. Учащиеся должны прийти к выводу о дальнейшем развитии государства, конкретных целях дальнейшей политики и, возможно, предопределить события, о которых речь пойдет позже.
Оборудование.
- Мультимедиапроектор.
- Карточки с заданиями.
- Презентация по теме “Феодальная раздробленность на Руси”.
- Символическая одежда русского и монгольского воина, нарисованная на ватмане.
Содержание урока.
- Оргмомент.
- Мотивация. Сообщение темы и целей урока.
- Основная часть.
- Заключение.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Мотивация. Сообщение темы и целей урок.
Мы с вами закончили изучать период феодальной раздробленности на Руси. Этот период охватывает не одно столетие, он продолжался длительное время - с конца XI века и до XIV века.
Именно на это время выпали серьезные испытания русскому народу. От действий и решений многих людей зависело будущее нашей страны.
3. Основная часть.
“ОБОРОНА РУССКОГО ГОРОДА ОТ КОЧЕНВНИКОВ”
Задача игры - продержаться 30 минут (именно столько времени необходимо для того, чтобы подошли на помощь основные силы русского князя и отбросить кочевников в степь
ИНСТРУКТАЖ
Перед кочевниками три основных препятствия: ров с водой, городская крепостная стена, укрепленный княжеский двор с церковью. Вас ровно столько, сколько необходимо для защиты крепости. Когда ваши потери составят 7 человек, вы будете вынуждены пропустить кочевников через ров и вал. Когда вы потеряете 12 человек – противник взобрался на городские стены и проник в город. Если хотя бы один из вас останется в игре в течении 30 минут, - это означает, что вы продержались до прихода русской дружины, а значит победили. Сегодня в роли кочевников буду я (учитель). Каждый вопрос – поединок с кочевниками. Не ответите первый раз – раненный, но продолжаете сражаться, если не ответите второй раз – покидаете поле боя. Но вы имеете право “залечить раны”, выполняя задание на листочках. Если ученик ответил на вопрос, он получает 1 балл. В конце урока баллы суммируются, и выбирается лучший защитник города от кочевников.
Готовы ли вы стать защитником?
- В декабре 1237 г. монголы вступили в пределы Рязанского княжества. (Да)
- Получив известие о вторжении шведов, Александр проявил себя решительным и смелым военачальником: с одной дружиной и немногочисленными ратниками-новгородцами неожиданно напал на шведский лагерь. (Да)
- Великий князь владимирский Юрий Всеволодович помог Рязани отразить удар монголов. (Нет)
- Невская битва закончилась вничью, стороны заключили перемирие. (Нет)
- После шестидневной осады и жестокого штурма Рязань пала. (Да)
- Монголы подошли к Владимиру 3 февраля 1239 г. (Нет)
- В 1240 г. в устье Невы высадился шведский отряд. (Да)
- В 1243 г. 5 апреля состоялось знаменитое Ледовое побоище. (Нет)
- Вслед за взятием Владимира Батый уходит с северо-востока. (Нет)
- Победа Александра предотвратила попытки шведов закрепиться на берегах Невы и Ладожского озера. (Да)
- В битве у Сити русские были разбиты, великий князь погиб. (Да)
- У города Сити 4 марта 1238 г. произошла “сеча зла”. (Нет)
- “ДА” - 1, 2, 5, 7, 10, 11.
- “Нет” - 3, 4, 6, 8, 9, 12.
(Взаимопроверка)
Критерии оценивания:
- Правильно 6 – “отлично”.
- Правильно 4 – 5 – “хорошо”.
- Правильно 3 – “удовлетворительно”.
Ров с водой.
- Задание № 1. Кто это? Что вы знаете о нем?
- Задание № 2. Назовите событие ( слайд 3)
- Задание № 3. Назовите личность
- Задание № 4. Разгадав криптограмму, вы узнаете слова, сказанные Батыем о русском князе. Определите имя этого князя.
- Задание № 5. Кто сказал эти слова и по какому поводу?
- Задание № 6. Я зачитаю отрывок из народной песни о Щелкане, а вы должны определить его должность. Если у вас будут затруднения, то на экране вы увидите подсказки.
Слайд 7, содержащий подсказки.
“Брал он млад Щелкан
Дани-выходы, царские невыплаты.
С князей по сто рублей,
С бояр по пятидесяти.
У которого денег нет,
У того дитя возьмёт;
У кого дитяти нет,
У того жену возьмёт;
У кого жены нет,
Того самого головой возьмёт”. (Баскак)
Вы увидели из подсказок и из песни – чем же брали дань монголо-татары? (Деньги, люди)
- Задание № 7 Сегодня известен такой факт, что в этом трудном положении римский папа Иннокентий VI в середине XIII века предлагал русским князьям помощь в борьбе с монголо-татарами.
Слайд 8.
Как, по-вашему, поступили русские князья? (Отказались)
А почему они не согласились на помощь папы римского? (В обмен на помощь Русь была бы обращена в католичество)
Конкурс 7 Знаете ли вы их имена
“Знаете ли вы их имена?”
- “Был вторым сыном Джучи и внуком Чингисхана.
После смерти отца в 1227 году он стал главой улуса
Джучи. Участвовал во всех главных военных
походах монголо-татар. В 1236-1243 годах возглавил
поход монголо-татар в Восточную Европу,
сопровождавшийся массовым истреблением
населения и уничтожением городов.
По возвращении в 1243 году из европейского похода осел на Нижней Волге, где возникло государство Золотая Орда и была основана его столица – город Сарай-Бату”. (Батый). - “Легендарный русский богатырь, рязанский боярин.(даты жизни неизвестны).В 1237 году возглавил отряд в 1700 человек противмонголо-татар. В бою он был убит. "Повесть о разорении Рязани Батыем" рассказывает о подвигах..” (Евпатия Коловрата).
- “Известен и как первый русский законодатель. В его княжение был выпущен свод законов, вошедший в историю под названием "РусскаяПравда". Поднялся престиж Русской православной церкви. Его слава приобрела международный размах. Правители европейских государств считали за честь быть его союзниками и родственниками. За свою деятельность прозван Мудрым”. (Ярослав Мудрый).
- “Последовательно проводил в жизнь политику, направленную на укрепление северо-ападных границ Руси и примирения с татарами. Еще будучи князем Новгородским на долгое время отбил у шведов, немцев и литовцев желание завладеть северными русскими землями. Противоположную политику вел по отношению к монголо-татарам. Это была политика мира и сотрудничества, целью которой было предотвращение нового нашествия на Русь. Князь часто ездил в Орду с богатыми дарами. Ему удалось добиться освобождения русских воинов от обязанности воевать на стороне монголо-татар”. (Александр Невский).
Физминутка: Так как мы с вами сегодня много времени уделяем работе с экраном, необходимо провести гимнастику для глаз. (Влево, вправо, вверх, вниз, зажмурили-открыли)
Княжеский двор.
В начале (1) века Русь распалась на самостоятельные княжества. Начался период (2). Данный процесс был необратим. На севере Руси было расположено (3), где была особая форма правления (4). Все важнейшие вопросы решались на (5). Каждое княжество имело свою систему управления.
Наступил грозный (6) век. В (7) году Темучин стал (8). Он начал завоевательные походы в разных направлениях. Первая встреча с русскими состоялась в (9) на реке (10) и закончилась поражением русско-(11) войск .Первым была разрушена (12). В (13) году, монголы установили свое (14).
Крепость западных рубежей Руси испытывали в (15) году (16) рыцари, а в (17) году немецкие рыцари-крестоносцы. Они были разгромлены новгородским (18) под командованием Александра Ярославича, получившего прозвище (19).
2.феодальной раздробленности
3.Новгородское княжество
4.Республика.
5.вече
6.
7.
8.Чингизханом
9.
10 Калка
11.полоцких
12 Рязань
13
14 иго
15 1240
16. шведские
17 1242 18войском
Рефлексия.
Причта:
Перед смертью Чингисхан собрал своих сыновей, раздал всем по стреле и велел их переломить. Легко хрустнули тонкие древки в сильных руках. Тогда предложил хан сломать пучок из нескольких стрел. На это не хватило сил никому.
Какой вывод следует из этой притчи?
- Видите, - сказал мудрый полководец, - если вы всегда будете действовать сообща, никто вас не сломит. Если же разъединитесь, то как и стрелу эту, каждого из вас легко уничтожат поодиночке ваши враги.
Итак, светлейшие князья, совместными усилиями мы наметили дальнейшую политику русских князей, а как это происходило, нам предстоит узнать на следующих уроках.
Монголо-татарское нашествие историки оценивают по-разному. Одни считают, что принесённые монголо-татарами бедствия велики, другие считают, что никакого ига на Руси не было.
А вы как считаете, какое влияние оказали монголо-татары на нашу страну?
Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает выполнить следующее задание
Разделите влияние монголо-татарского нашествия на “+” и “-”.
- Разрушено 49 городов.
- Управление осталось в руках русских князей.
- Русский народ выплачивал дань.
- Русь сохранила православие.
- Окрепли связи Руси с Востоком.
- Огромные потери населения, часть угнаны в Орду.
- Нанесён большой ущерб ремеслу и торговле.
- Часть “выхода” оставалась в руках русских князей.
- Культура Руси пришла в упадок.
- Русь была изолирована от Запада.
- “+” - 2, 4, 5, 8.
- “-” - 1, 3, 6, 7, 9, 10.