Цели и задачи:
- Познакомить с признаками однокоренных слов; учить выделять общую часть родственных слов.
- Развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные.
Оборудование: учебник, таблица “Признаки однокоренных слов”, картинки с изображением деревьев, разноуровневые карточки для самостоятельной работы, интерактивная доска.
Ход урока
Сообщение темы и целей урока
На доске записаны слова (работа проводится на интерактивной доске):
гора горный
гористая
горе
хорошо хороший
прекрасный
хорошенький
- Найдите лишнее слово
- Давайте сравним слова в первом столбике. (Здесь лишним будет слово горе, т.к. оно не связано с горами. Значение у этого слова другое, отличное от остальных. А общая часть (корень) одинаковая у всех слов.)
- Рассмотрим слова, записанные во втором столбике. (Значение у всех слов одинаковое, а общая часть в одном из слов отличается от остальных. Следовательно слово прекрасный будет лишним.)
Тема нашего урока: “Родственные (однокоренные) слова”
Чистописание
- Работая над словами в столбиках, мы услышали слово “корень”. Давайте это слово запишем в чистописании.
- А теперь научимся его выделять в словах.
- Спишите слова в столбиках.
- Что вы можете сказать о словах второго столбика? (Во втором столбике есть словарные слова.)
- Выделите корень. Общую часть выделяем по буквам, ставим точку за последней одинаковой буквой и ведём дугу, похожую на шляпку гриба, влево.
Работа над новой темой
1. Работа по учебнику с.43
- Прочитайте вопрос Почемучки.
- Мы с вами самостоятельно добыли эти знания и ответили на этот вопрос.
- Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова под рисунками.
- Почему эти слова называют родственными? (Имеют общую часть и общее значение.)
2. Сведения о языке с.43
- Прочитайте правило.
- Какие слова называются родственными?
- Как называется общая часть?
- Какие слова называются однокоренными?
- Посмотрите на таблицу на доске.
Однокоренные (родственные) слова 1. Общая часть.
2. Общее значение.
- Что же такое однокоренные слова?
3. Выполнение упражнения №291
- Прочитайте слова. Найдите для каждой пары слов общую часть.
Две пары можно разобрать коллективно у доски, остальные выполнить самостоятельно по вариантам. По одному человеку от каждого варианта работают с обратной стороны доски. Проверяем: каждый ученик читает свою пару, доказывая, что это однокоренные слова.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем.
Крылья сложили назад.
Закрепление
На доске иллюстрации деревьев.
- Назовите деревья. (Сосна, ель, кедр.)
- Какие это деревья? (Хвойные.)
- Что вы знаете о них?
- Запишите их названия в столбик. (Параллельно ведётся работа над безударными гласными в корне слова.)
- Как называются шишки этих деревьев? Запишите.
- В получившихся парах слов выделите корень.
(Обратить внимание на то, что корень несёт какой-то смысл. По нему можно догадаться, о чём идёт речь. Сравните: кедр и сочетание оро.)
- Придумайте предложение с одним из этих слов. Запишите.
- Посмотрите на следующую иллюстрацию.
- Что здесь изображено? (Корень дерева.)
- Объясните значение слова корень.
- Прочитайте пословицу на с. 42
- Объясните смысл.
Самостоятельная работа
- У каждого на парте лежит карточка. Переверните её и выполните задание самостоятельно.
Детям представлены карточки трёх цветов, разного уровня сложности.
Выдели корень в словах. Сад – садовый
Лес – лесной
Зима – зимний
Вставь пропущенные буквы и выдели корень.
Помни: корень в однокоренных словах пишется одинаково.Сад – с...довый
Лес – л...сной
З...ма – зимний
Подбери и запиши однокоренные слова, отвечая на вопрос какой.
Выдели корень.Сад - _ _ _ _ _ _ _
Лес - _ _ _ _ _ _
Зима - _ _ _ _ _ _
Проверка проводится коллективно.
Итог урока
- Какие слова называются однокоренными?
- Назовите признаки однокоренных слов.
Отметки за урок
Домашнее задание
- Выполнить упр. № 293, выучить правило.