Музыкально-дидактические игры на занятиях сольфеджио

Разделы: Музыка


...без педагогической игры на уроке
невозможно увлечь ученика в мир знаний
и нравственных переживаний, сделать их
активными участниками и творцами урока.
Ш.А. Амонашвили

Сольфеджио – один из основополагающих предметов в программе обучения в Детских музыкальных школах. Современный предмет сольфеджио – это учебная дисциплина, объединяющая различные виды музыкальной деятельности, особенно активизирующая развитие музыкального слуха, музыкальной памяти и мышления в аспекте освоения теоретических основ музыки и оперирования нотными знаками (чтение и письмо).

Систематические занятия сольфеджио воспитывают у учащихся чувство лада, ритма, развивают музыкальный слух, музыкальную память, дают специальные музыкальные знания, умения, навыки без которых невозможно полноценное музыкальное образование. Занятия сольфеджио развивают творческий потенциал учащихся, их логическое мышление, аналитические способности, воспитывают такие качества как дисциплинированность, ответственность, собранность.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные способности и интересы. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы и методы обучения.

Метод дидактической игры на уроках сольфеджио применяется, в основном, для учащихся младшего школьного возраста. Он делает занятия увлекательными и интересными, позволяет поддерживать у детей интерес к учебной деятельности, осуществлять её более успешно. Метод дидактической игры соответствует возрастным особенностям младших школьников и направлен на то, чтобы сухой и достаточно сложный теоретический материал подать детям в доступной, занимательной форме. Игра включает учащихся в активный процесс познания, позволяет моделировать любые изучаемые явления, активизирует эмоции, внимание, память, интеллект. Играя, дети переживают в действии воспринимаемое и изучаемое, познают всё изнутри, постигая суть и терминологию. В игре учащийся перевоплощается, раскрепощается, забывает об “официальности” занятия.

Средством обучения при применении на занятиях метода дидактической игры является музыкально-дидактический материал. Под музыкально-дидактическим материалом понимается музыкально-дидактические игры и пособия. Их цель – развивать музыкальные способности учащихся, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать учащихся к самостоятельным практическим действиям с применением знаний, полученных на уроках сольфеджио. Применение музыкально-дидактических игр и пособий должно быть обусловлено четкой постановкой задачи, решение которой преследует педагог.

Музыкально-дидактические игры и пособия, применяемые на уроках сольфеджио, можно разделить на три основных группы:

  1. Музыкально-дидактические игры на развитие музыкально-слуховых представлений
  2. Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма
  3. Музыкально-дидактические игры на развитие ладового чувства

Хочется отметить, что учащиеся с лёгкостью усваивают представления о тембре и динамике звуков и труднее – о высоте и ритме. Поскольку основные музыкальные способности лежат в основе переживания выразительного содержания именно звуковысотных и ритмических движений, следует использовать в первую очередь музыкально-дидактические игры и пособия, моделирующие звуковысотные и ритмические отношения мелодии. Применение зрительной наглядности, включающей пространственные представления (выше – ниже, длиннее – короче), помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношение звуков по высоте и длительности.

1. Музыкально-дидактические игры на развитие музыкально-слуховых представлений

Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Поскольку в формировании музыкально-слуховых представлений большую роль играют моторика, интеллектуальные, зрительные представления, опора на восприятие мелодии, для развития этой способности используются музыкально-дидактические игры и пособия, моделирующие отношения звуков по высоте, направление движения мелодии и включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. При этом все методы (наглядный, словесный, практический) могут применяться в соответствии друг с другом. Моделирование направления движения мелодии в музыкально-дидактических играх и пособиях осуществляется многими способами: использование “Музыкальной лесенки”, набора равнозвучащих колокольчиков; выкладывание на карточках с нотным станом кружочков, соответствующих высоте звуков мелодии.

“Музыкальная лесенка”

Цель. Различать восприятие и различение последовательностей из трёх, четырёх, пяти и восьми ступеней лада, идущих вверх и вниз:

1) до-ре-ми, ми-ре-до;

2) до-ре-ми-фа, фа-ми-ре-до;

3) до-ре-ми-фа-соль, соль-фа-ми-ре-до;

4) до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до, до-си-ля-соль-фа-ми- ре-до.

Ступени лада поются со словами:

1) “вверх иду”, “вниз иду”;

2) “вверх я иду”, “вниз я иду”;

3) “вот иду я вверх”, “вот иду я вниз”;

4) “вверх по ступенькам поднимись”, “потом обратно вниз спустись”.

Учащиеся должны знать последовательность звуков и петь их.

Дидактический материал. “Лесенка” из картона.

Методика применения. После ознакомления с попевками-песенками, педагог играет их на фортепиано и предлагает детям определить движение мелодии (вверх, вниз или на одном звуке) и количество ступеней в сыгранной мелодии.

Кто-то из учащихся выходит, и показывает всем, как звучала мелодия: соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки. Одновременно все остальные дети демонстрируют это движением руки.

“Куда идёт мелодия”

Цель. Развивать у учащихся умение соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии.

Дидактический материал. Карточки с изображением кружков-ступенек.

Методика применения. После ознакомления с попевками – песенками педагог предлагает узнать, куда идёт мелодия, а затем показать карточку или несколько карточек с соответствующим графическим изображением мелодии.

“Подумай и отгадай”

Цель. Развивать у учащихся способность различать регистры (высокий, средний, низкий).

Дидактический материал. Карточки по числу играющих, на которых изображены: на одной птичка (высокий регистр); на другой – зайчик (средний регистр); на третьей – медведь (низкий регистр).

Методика применения. Педагог исполняет три пьесы, звучащие в разных регистрах (высокий, средний, низкий). После повторного исполнения каждой из пьес, учащиеся определяют регистр, выбирают нужную карточку и показывают её педагогу.

2. Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма

Музыкальный ритм, как известно, рассматривается в контексте соотношения темпо-метрической организации различных длительностей звуков: большей или меньшей растянутости отдельных звуковых звеньев или немых промежутков (пауз) между ними в мелодии. Музыкально-ритмическое чувство проявляется в способности воспроизводить различные сочетания интонационных длительностей в едином темпе. Чувство ритма служит одной из базовых характеристик музыкальности.

“Ритмохлопы”

Цель. Упражнять детей в различении пяти ритмических рисунков.

Дидактический материал. Карточки-картинки.

Методика применения. В центре нарисован кружочек, а в нём ритмический рисунок тех слов, предметов, которые нарисованы вокруг него. Педагог предлагает учащимся прохлопать и проговорить все слова изображённые на рисунках. А после придумать свои слова к этим ритмам. Далее игра усложняется и дети по ритму, прохлопанному педагогом или любым учащимся, узнают уже сами один из пяти предложенных ритмических рисунков.

“Узнай и сложи попевку”

Цель. Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать по изображению ритмического рисунка ту или иную попевку.

Дидактический материал. Прямоугольники различной длинны: длинные прямоугольники – соответствуют долгим звукам, короткие – коротким.

Методика применения. Разучивая вместе с педагогом попевку, учащиеся с помощью пособия выкладывают её ритмический рисунок. Научившись выполнять это задание, учащиеся могут перейти к более сложному – узнать по выложенному педагогом ритмическому рисунку знакомую попевку.

“Музыкальная мозаика”

Цель. Упражнять детей в воспроизведении ритмических рисунков, и определении направления движения заданных мелодий.

Дидактический материал. Из плотного картона вырезается прямоугольник (30x20). На нем рисуется фломастером или маркером пять линеек – нотный стан, слева - скрипичный ключ. По краям карточки делаются небольшие отверстия сверху и снизу параллельно друг другу. Через отверстия протягивается леска, на которую насаживаются по две небольшие пуговицы – чёрная и белая. Пуговицы могут легко передвигаться по леске вверх и вниз. Пуговицы обозначают длительности: белые - более продолжительные по длительности звуки, черные - более короткие.

Педагог или водящий играет на инструменте ритмический рисунок мелодии.

Методика применения. После ознакомления с попевками – песенками педагог предлагает выложить мелодию. Дети, имея перед собой карточки-пособия, изображают мелодию с помощью пуговиц разного цвета

3. Музыкально-дидактические игры на развитие ладового чувства

Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в определенных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии.

“Разноцветные кубики”

Цель. Закреплять умение различать в музыкальных произведениях его части, вступление и заключение; строение песен, количество куплетов.

Дидактический материал. Восемь кубиков (сторона 5см). Четыре стороны кубика окрашены в разные цвета (красный, синий, желтый, зелёный). На две стороны наносятся значки (небольшой прямоугольник и кружок), условно обозначающие музыкальное вступление и заключение.

Методика применения.

1-й этап освоения. Пособие используется для определения частей музыки или количества куплетов в песне. Педагог исполняет пьесу, состоящую из трёх частей, где первая и третья повторяются, а вторая – контрастна по характеру. При повторном исполнении пьесы учащиеся выкладывают кубики так, чтобы у первого и третьего кубика верхние стороны были одинаковые по цвету, у второго другого цвета. Педагог может исполнять песню, тогда каждый куплет обозначается разными цветами, а повторяющийся припев песни обозначается одним цветом кубика.

2-й этап освоения. Учащиеся учатся различать не только части музыки, но и музыкальное вступление, заключение. Сначала они также определяют части, или количество куплетов и припевов, выкладывая их с помощью кубиков, а затем при повторном прослушивании пьесы или песни определяют, есть ли в ней вступление и заключение. Если есть музыкальное вступление, то перед кубиками, обозначающими части, дети кладут кубик, на верхней стороне которого изображен прямоугольник; если есть музыкальное заключение, то последний кладут кубик, на верхней стороне которого изображен кружок.

“Солнышко и тучка”

Цель. Развивать у учащихся представления о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная).

Дидактический материал. Три карточки из картона с изображением: на одной сияющего солнышка; на другой – солнышко, чуть прикрытое тучкой; на третьей – тучка с дождём.

Методика применения. Число участников определяется количеством комплектов пособия.

Учащимся раздают карточки (по одному комплекту) и предлагают послушать музыкальные произведения. Учащиеся поочерёдно определяют характер каждого из них и поднимают нужную карточку.

4. Музыкально-дидактические игры на закрепление пройденного материала

“Сколько нас поёт?”

Цель. Закреплять восприятие, развивать музыкальную память учащихся. Упражнять их в различении сочетания одного, двух, трёх звуков.

Дидактический материал. Карточки по числу играющих, с изображением поющих детей (на первой одна девочка, на второй двое детей, на третьей трое).

Методика применения. В игре участвуют любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Учащиеся определяют количество исполненных на фортепиано педагогом звуков и должны в своём наборе найти карточку, соответствующую данному звучанию.

“Определи инструмент”

Цель. Упражнять детей в различении тембров звучания музыкальных инструментов.

Дидактический материал. Карточки по числу играющих, с изображением музыкальных инструментов.

Методика применения. В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Учащиеся определяют в аудиозаписи музыкальный инструмент и должны в своём наборе найти карточку, соответствующую данному звучанию.

“Динамический поезд”

Цель: Закреплять умение в различении шести динамических оттенков музыки.

Дидактический материал. Плакат.

Методика применения. Учащимся раздаются карточки, и объясняется их назначение.

Педагог исполняет музыкальную пьесу, где динамические оттенки изменяются последовательно. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку.

При повторном исполнении они выкладывают в нужной последовательности динамические оттенки.

Использование на уроках сольфеджио метода дидактической игры обогащает учащихся новыми впечатлениями, развивает у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Являясь средством обучения, музыкально-дидактический материал помогает развить у учащихся навык звуковысотного певческого интонирования; интонационный, звуковысотный, гармонический, ритмический слух; чувство ритма; творческие способности учащихся к импровизации и сочинению музыки.

Список использованной литературы

  1. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения.– Ярославль: Академия развития, 2007.
  2. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Лёхина Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких. - М.: Классика – XXI, 2009
  5. Лёхина Л.Н. Путешествие в страну интервалов. - М.: Классика XXI, 2009.
  6. Михайлова М.А.Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  7. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2010.
  8. Синяева Л.С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. – М.: Классика XXI, 2009.