Тип урока | урок объяснения нового материала |
Форма урока | урок-практикум |
Вид урока | комбинированный |
Используемые | ИКТ, технология сотрудничества, развивающего |
технологии | обучения |
Метапредмет | содержание |
Метатема | содержание – форма |
Формы работы, | коммуникативный метод, словесный метод |
приемы, методы | (объяснение, беседа), наглядный метод, практический |
Группы УУД | личностная, коммуникативная, познавательная, регулятивная |
Организация пространства | групповая, фронтальная |
Цель учащихся: | знать правила постановки знаков препинания в БСП |
Задачи: | - образовательные: познакомиться с условиями постановки знаков препинания в БСП |
- воспитательные: воспитывать интерес к значению слова, мудрым высказываниям | |
- развивающие : формировать логику развития мысли , пробуждать интерес к процессу мышления. | |
Цель учителя: | расширить знания о пунктуации в БСП, воспитывать любовь к родному слову |
Задачи: | - образовательные: систематизировать знания о пунктуации в БСП |
- воспитательные: вызвать интерес к художественному слову, воспитывать коммуникативные способности | |
- развивающие: развивать умения детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции, развивать познавательные возможности. |
Ход урока
Индукция
I. Организационный момент.
На интерактивной доске – видео с музыкой.
Учитель: Какие чувства вы испытали, глядя на экран? Что и почему вам понравилось?
Поразмышляем о содержании и форме.
- Что такое содержание? (единство всех элементов целого, выражаемого в форме, суть изложения)
- А форма? (способ существования содержания, внешний вид, образец)
Форма не существует без содержания. Что важнее?
В жизни часто форма не соответствует содержанию (ядовитый красивый мухомор. Маленькая пчела, приносящая большую пользу). В погоне за формой порой забываем о внутреннем мире. Не случайно об этом часто размышляли мудрецы.
Я приглашаю всех любознательных отправиться в храм мудрости, чтобы прикоснуться к тайне процесса познания.
II. Постановка проблемы.
Запишем тему урока и эпиграф:
“Созерцаешь малое – видишь вечное”.
Цель урока – познакомиться с условиями постановки знаков препинания в БСП.
Давайте поговорим о смысле этого афоризма.
III. Создание творческого продукта
Погружение в слово.
Постижение смысла высказывания невозможно без погружения в слово. Как вы понимаете значение слова “созерцать”?
А теперь давайте посмотрим, как толкует значение слова словари Ожегова, Даля. В чем разница? Каким смыслом наполнено слово у Даля? Какие слова помогают понять?
- Чье объяснение больше подходит к нашему афоризму?
- Кто подразумевается под словом малое, если он живой, но смертен? (человек)
- А что у человека вечно, бессмертно? (Душа)
Таким образом, становится понятен афоризм.
Мудрец, созерцая малое, призывал человека заглянуть в... (себя).
Внутреннее содержание человека очень важно.
Это предложение имеет как содержание, так и форму.
Какую синтаксическую конструкцию представляет данное высказывание? (БСП)
- Вызвать к доске ученика для построения схемы предложения. Что такое БСП? Какие знаки можно поставить в БСП?
От чего зависит выбор знака? (от смысловых отношений)
IV. Групповая работа.
Исследование.
Сейчас в течение 5 мин каждая группа должна , поработав с учебником, заполнить таблицу на доске и у себя в тетради, когда ставятся знаки
- I группа - когда ставится тире в БСП
- II группа - двоеточие
- III группа - запятая, точка с запятой
У вас на партах лежат инструкции, которые помогут выполнить задание. (Приложение к уроку)
Результатом вашего исследования будет вывод:
- Какой союз можно вставить между частями БСП
- Какие смысловые отношения между ними
(ответы учащихся у доски)
Заранее на доске начерчена таблица.
Знаки препинания в БСП
Точка; точка с запятой | Двоеточие | Тире |
Применим знания на практике. Обратимся к предложениям на экране.
Вывод: Знаки препинания в БСП ставятся в зависимости от смысла отношений. Чтобы правильно выбрать знак, нужно произвести синонимичную замену союзной конструкцией. (ССП или СПП)
Итак, мы сегодня убедились, что форма должна соответствовать содержанию не только в синтаксических конструкциях нашего языка, но и в человеке. Закончить урок хочется мудрым четверостишием Н. Заболоцкого:
- Что есть красота?
- И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
V. Рефлексия.
- Над каким из заданий вам было интереснее всего работать?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
VI. Домашняя работа.