Проект по фольклору «В гостях у русской народной сказки» в ДОУ № 19 «Василек» в группе компенсирующей направленности

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Помочь ребенку адаптироваться в социальной действительности посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Развивать детскую фантазию, воображение, память, все виды детского творчества (художественно-речевого, музыкально–игрового, танцевального, сценического).
  • Раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка, дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
  • Воспитывать гуманные чувства, человеческие взаимоотношения.
  • Приобщать детей к театральной культуре.

Этапы:

1 этап. Знакомство.

1). Первое знакомство со сказкой – это чтение вслух художественного произведения воспитателем в группе.

2). Беседа о прочитанном произведении. Выделение главных героев произведения. Разговор о характере главных героев произведения. Выявление отношения детей к главным героям.

2). Второе прочтение сказки (вариант театральной постановки) - читает педагог по театрализованной деятельности. Дети слушают сказку в музыкальном зале, расписанную по ролям.

3). Разговор о героях театральной постановки. Выявление черт характера персонажей.

4). Рисование портретов главных персонажей будущего спектакля. Самые удачные находки мы реализуем при постановке спектаклей.

2 этап. Выразительный.

1). Предложить детям показать понравившийся образ при помощи движений, мимики, жестов, голоса, пластики.

2). Выбор музыки, которая должна стать лейтмотивом образа. Дети, совместно с музыкальным руководителем выбирают музыку (из предложенных вариантов), которая должна дополнять образ героя, помогать в раскрытии характера персонажа.

3). Рисование “Нарисуй иллюстрацию к произведению”. В процессе работы над рисунком дети продумывают место, время, позу или движение персонажей, т.е. изображают моменты будущего спектакля.

4). Разучивание роли. Актеры на роль выбираются по желанию детей и с одобрения режиссера (педагога по театральной деятельности). Роль проучивается с ребенком в небольшом помещении (репетиционном классе) в тесном контакте с режиссером спектакля, где ребенок мог бы хорошо видеть мимику педагога, не отвлекаться, мог бы улавливать тембровую окраску его голоса.

3 этап. Переход в большой зал - выученная роль окрашивается движениями.

1). Этюдный этап – для того, чтобы выученная роль превратилась в законченный сценический образ, ее необходимо дополнить движениями. В процессе выполнения этюдов ребенок осваивает движения, которые должен выполнять персонаж.

2). Трактовка образа. В процессе исполнения роли ребенок не просто выполняет заученные движения и повторяет заученный текст, он передает свое отношение к персонажу, трактует образ. К этому процессу надо относиться продуманно и осторожно. Педагог должен четко понимать, что он хочет донести и чего он требует от исполнителей. Важно не подавить творческую инициативу ребенка, ненавязчиво поправляя, если в этом возникает необходимость, подвести его к задуманной трактовке образа.

4 этап. Взаимодействие актеров.

1). Коммуникативные игры, которые развивают умение слышать друг друга, взаимодействовать с партнерами, менять свое поведение соответственно друг другу.

2). Построение мизансцен. В процессе исполнения роли персонажи должны двигаться по сцене, не выходя из роли, участвовать в коллективных сценах, проявлять свое отношение к персонажам спектакля.

3). Параллельно с разучиванием ролей идет разучивание музыкальных и танцевальных номеров. Песни-соло и хоровые номера спектакля разучиваются на музыкальных занятиях и в индивидуальном порядке. Танцы готовит хореограф на занятиях танцевального кружка.

5 этап. Репетиции спектакля целиком.

1). Выбор костюмов для персонажей.

- беседа о костюмах той эпохи, во времена которой происходит действие спектакля

- беседа о народном костюме

- рассматривание костюмов

- рисование костюмов к спектаклю

- изготовление элементов костюмов к спектаклю

2). Выбор атрибутов к спектаклю

- цикл бесед о домашнем убранстве и утвари времен и народов

- изготовление атрибутов и декораций к спектаклю

3). Соединение песен, танцев и монологов в единый спектакль.

На генеральных репетициях определяется темпоритм спектакля.

6 этап. Премьера спектакля

1). Изготовление пригласительных билетов к спектаклю.

2). Изготовление афиш к спектаклю.

7 этап – Повторное исполнение спектакля.

Планирование детской деятельности в процессе подготовки спектакля

Виды детской деятельности задачи содержание формы педагоги
I месяц
Театрализованная деятельность Знакомство с сюжетом сказки.

Знакомство со сценарием спектакля.

Знакомство с героями сказки и их характеристиками.

Чтение сказки (первоисточник).

Знакомство со сценарием спектакля.

Совместная образовательная деятельность со всей группой детей Педагог дополнительного образования по театральной деятельности,

воспитатель

Социализация Учить различать внешние выражения эмоций: мимику, жесты, интонацию голоса при различных эмоциональных состояниях. Дидактические игры,

развивающие игры,

театрализованные игры

Совместная образовательная деятельность со всей группой детей Педагог дополнительного образования по театральной деятельности,

воспитатель

Коммуникация Учить обсуждать нравственные стороны поступков людей, давать аргументированные оценки. Беседы, коллективный разговор Совместная образовательная деятельность со всей группой детей Воспитатель
Музыкальная деятельность Эмоционально обогащать представления детей о героях сказки через музыкальный образ. Слушание и отбор музыки совместно с детьми Совместная образовательная деятельность со всей группой детей педагог дополнительного образования по театральной деятельности,

музыкальный руководитель

Хореография Учить детей самостоятельно подбирать движения, способы действия для передачи образа.

Упражнять в умении передавать различные чувства.

Этюды для передачи музыкально-образных характеристик героев.

Этюд для передачи различных чувств.

Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппами детей Педагог дополнительного образования по театральной деятельности,

хореограф

Художественное творчество Побуждать детей отражать мир эмоций в рисунках, передавать эмоции и соответствующие действия людей, стимулировать и поддерживать самостоятельное стремление создать выразительный образ. Рисование главных и второстепенных героев будущего спектакля. Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппами детей педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности
II месяц
Театрализованная деятельность Учить текст, работать над артикуляцией и дикцией в соответствии с событиями и переживаниями героев, менять интонацию, выражение лица. Показать на своем примере различные образы, разыгрывание детьми отдельных диалогов, сцен.

Этюды на выражение различных эмоций и чувств.

Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппой детей, индивидуальная работа Педагог дополнительного образования по театральной деятельности,

воспитатель,

логопед

Социализация Учить передавать и соответствующие действия людей и животных с учетом взятой на себя роли. Импровизационное разыгрывание отдельных диалогов, иллюстрирующих черты характеров героев.

Этюды на выражение чувств.

Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппой детей, индивидуальная работа Педагог дополнительного образования по театральной деятельности,

воспитатель,

логопед

Коммуникация Упражнять детей в правильном звукопроизношении в процессе подготовки спектакля Артикуляционная гимнастика, специальные упражнения, речевые игры, проговаривание чистоговорок, скороговорок. Совместная образовательная деятельность с подгруппой детей, индивидуальная работа Воспитатель,

логопед.

Музыкальная деятельность Учить детей петь, чисто интонируя, выразительно, в соответствии с характером песен и спецификой образа. Разучивание песен. Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппой детей, индивидуальная работа музыкальный руководитель
Хореография Учить выражать свои чувства в танцах, вызванные музыкой, используя основные, образные и имитационные движения. Разучивание танцев различных персонажей. Группами,

индивидуально

Хореограф
Художественное творчество учить самостоятельно определять сюжет на основе впечатлений литературного текста, передавая посредством рисунка свое отношение к персонажам произведения. Рисование иллюстраций к пьесе. Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппами детей педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности
III месяц
Театрализованная деятельность Закрепить знания текста.

Развивать творческое содружество в детском коллективе.

Работа над целостной постановкой спектакля. Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппами детей Педагог дополнительного образования по театральной деятельности,

воспитатель,

музыкальный руководитель,

хореограф,

логопед

Социализация Упражнять детей в самостоятельном подборе движений для передачи игрового образа (мимика, жесты). Этюды на выражение игрового образа

Работа над целостной постановкой спектакля.

Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппой детей, индивидуальная работа Педагог дополнительного образования по театральной деятельности,

воспитатель

Коммуникация Развивать речевой слух, речевое дыхание, упражнять в четком, правильном произношении звуков.

Вырабатывать умение пользоваться различными темпами речи

Речевые игры Совместная образовательная деятельность с подгруппой детей, индивидуальная работа Воспитатель,

логопед.

Музыкальная деятельность Развивать активное, эмоциональное сопереживание музыкальным образам в исполнительской деятельности.

Работать над выразительностью исполнения песен.

Продолжать учить песни.

Включать их в контекст спектакля.

Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппой детей, индивидуальная работа Педагог дополнительного образования по театральной деятельности,

музыкальный руководитель

Хореография Развивать самостоятельность, инициативу и творческую линию в танцевальной деятельности.

Учить композиционным построениям.

Вплетение танцев в спектакль Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппой детей, индивидуальная работа Педагог дополнительного образования по театральной деятельности,

Хореограф

Художественное творчество Учить выявлять связи цвета, нарядности и конструкции предметов. Изготовление элементов костюмов к спектаклю, декораций и реквизита Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппой детей, индивидуальная работа педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности
IV месяц  
Театрализованная деятельность Развивать игровое поведение, эстетические чувства, способность творчески относится к делу. Постановка спектакля для зрителей.

Вторая и последующие постановки.

Показ спектакля труппой актеров Педагог дополнительного образования по театральной деятельности,

воспитатель,

музыкальный руководитель,

хореограф,

логопед

Социализация Учить исполнять роль до конца, используя все средства выразительности, воспитывать привычку в культуре поведения и общения. Исполнение роли в спектакле. Показ спектакля труппой актеров Педагог дополнительного образования по театральной деятельности,

воспитатель.

Коммуникация Учить при помощи силы голоса, темпа речи, дикции и невербальных средств общения усиливать драматизм спектакля. Исполнение роли в спектакле. Показ спектакля труппой актеров Педагог дополнительного образования по театральной деятельности,

воспитатель.

Музыкальная деятельность Развивать певческие умения, стимулировать самостоятельную деятельность в пении. Исполнение песен в спектакле. Показ спектакля труппой актеров Музыкальный руководитель
Хореография Стимулировать самостоятельную деятельность в хореографии. Исполнение танцев в спектакле. Показ спектакля труппой актеров Хореограф
Художественное творчество Дать представление о декоративно-оформительском искусстве на примере изготовления афиш к спектаклю Изготовление афиш к спектаклю Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппами детей Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности

Сценарий спектакля к проекту “В гостях у русской народной сказки”

Дети (4-7 лет)

Актовый зал украшен в русском народном стиле. Декорации: русская печь, яблоня, ели, домик, стол, самовар, самотканные дорожки.

Дети встают парами вместе с родителями и педагогами.

Выход: звучит фонограмма русской народной песни в современной обработке: “Белый лебедь летал, лебедушку выкликал”. Участники проходят по залу и встают в хоровод. Затем змейкой проходят на свои места.

Ведущий: Здравствуйте, друзья! Приглашаю вас отправиться в необычное путешествие вместе с героями русских народных сказок. Посмотрите на эту волшебную книгу. Она прекрасна! В ней густые леса, высокие горы, молочные реки, кисельные берега. Герои сказок, живущие в этой книге, вышли погулять. Слышите, звуки приближаются. Представление начинается.

На опушке леса домик, заборчик, скамейка.

Ведущий: На лесной поляне у леса на опушке жили-были дед и баба. Долго жили, не тужили, и вот, просит однажды дед бабку.

Дед: Ты в хозяйстве все умеешь. Испекла бы мне, старая, колобок.

Баба: Ладно, испеку! Только ты по сусекам поскреби, по амбару помети, да муки мне набери! (под музыку, “ Девочки фабричные”, собирают муку и баба месит тесто, имитируют).

Ведущий: Испекла баба вкусный, румяный колобок, положила на окошко, чтобы он остыл. (фонограмма “Девочки фабричные” минусовка). Надоело колобку лежать, скучно одному стало, и пошел он погулять, стал друзей себе искать.

Катится и песенку поет: (музыкальный руководитель на баяне, поем песню).

Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел.

Выходит Баба Яга, печальная. Грустит.

Фонограмма из кинофильма “Там, на неведомых дорожках”, песня Бабы Яги.

На встречу катится колобок: музыкальный руководитель на баяне. Песенка Колобка.

Колобок: Здравствуй, бабусенька! Здравствуй Ягусенька! Что ты приуныла? О чем загрустила?

Баба Яга: Ой милок, беда у меня, беда. Ступа у меня старая, совсем прохудилась. Не могу собрать гостей на свои именины. Хотела козу свою попросить:

Коза-хлопота,
День-деньской занята:
Ей травы нащипать,
Ей на речку бежать,
Ей козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.

Колобок: Хорошо Бабусенька! Я быстро, быстро побегу, и тебе я помогу! Катится колобок и песенку поет: (музыкальный руководитель на баяне)

Выход: Царевна-лягушка. (музыка из русской народной сказки “Царевна-лягушка”)

Вадим стреляет из лука, попадает стрела в болото к Царевне-лягушке. Они встречаются и танцуют.

Танец: мюзикл по сказке “Царевна-лягушка” - Ария лягушки.

Катится колобок (музыкальный руководитель на баяне) и видит Царевну-лягушку.

Царевна-лягушка: Здравствуй колобок, что привело тебя в мою сказку?

Колобок: У Бабы Яги именины, хотела она гостей позвать, а ступа у нее прохудилась. Вот я и согласился ей помочь! Катился, катился да и заблудился в твоем болоте.

Царевна-лягушка: Я тебе помогу, но сначала отгадай три загадки.

Колобок: Ребята, а вы мне поможете отгадать загадки?

Все дружно: да, поможем.

Царевна-лягушка:

Уплетая калачи, ехал парень на печи,
Прокатился по деревне, и женился на царевне. (Емеля)

Он от бабушки ушел и от дедушки ушел,
Песни пел под синим небом, для лисы он стал, обедом. (Колобок)

Стрелу на болоте, поймала и ждет,
Когда же Иван, за нею придет. (Царевна-лягушка)

Все дружно отгадали загадки.

Царевна-лягушка: молодцы, справились с заданием. Вот тебе колобок волшебная стрела, куда она тебя поведет, туда и путь держи.

Колобок: спасибо! Приходи к Бабе Яге на именины.

Царевна-лягушка: обязательно приду!

Колобок: катится и песенку поет! (музыкальный руководитель на баяне)

Выход: Красно-девица.

Музыка из сказки “Финист - ясный сокол” песня девицы.

Красна-девица: расчесывает волосы, потешка.

Расти коса до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят, все волосоньки в ряд.
Расти коса, не путайся, маму дочка слушайся.

К девице подходит Илья-Муромец во время песни.

Красна-девица и Илья-Муромец танцуют вместе.

Ансамбль “Дружина” - Богатырская наша сила

К ним подкатывается колобок. (музыкальный руководитель на баяне)

Красна-девица: Что привело тебя к нам в сказку?

Колобок: У Бабы Яги именины, хотела она гостей позвать, а ступа у нее прохудилась. Вот я и согласился ей помочь! Катился, катился услышал песню чудную и решил посмотреть, кто поет да танцует. Приходите люди добрые к Бабе Яге на именины!

Красна-девица и Илья-Муромец: спасибо колобок, обязательно будем!

Колобок: катится и песенку поет: (музыкальный руководитель на баяне)

Выход: Василиса.

Оркестр народных инструментов-Красный сарафан (минусовка)

К ней подкатывается колобок. (музыкальный руководитель на баяне)

Василиса: Здравствуй колобок, что привело тебя в мою сказку?

Колобок: У Бабы Яги именины, хотела она гостей позвать, а ступа у нее прохудилась. Вот я и согласился ей помочь! Покачусь дальше, мне же Емелю еще искать, а я так устал, целый день по лесам да по болотам брожу, гостей созываю!

Василиса: Я тебе помогу. Есть у меня яблонька волшебная, на ней чудо-яблочки растут. Одно из них нам путь и укажет. Надо только немного подождать, чтобы они созрели.

Ведущая: запечалился колобок, а Василиса его и спрашивает.

Василиса: Что колобок, закручинился?

Колобок: Некогда мне ждать, Баба Яга волноваться будет.

Василиса: День и ночь, сутки прочь. Ложись колобок спать. Утро вечера мудренее! (усыпляют колобка)

Русская народная колыбельная “Баю-баюшки-баю”

Колобок засыпает.

Василиса: ударила в ладоши и говорит: ребятушки собирайтесь, на помощь колобку снаряжайтесь! Давайте все вместе солнышко позовем, чтобы наши яблочки созрели.

Зовут солнышко.

Солнышко, солнышко приходи в наш дом.
Солнышко, солнышко, мы тебя зовем. Ля-ля-ля-ля.
Взяли ленты в руки, хоровод и поем. (музыкальный руководитель на баяне)
Солнышко, солнышко пригревай сильнее.
Чтобы наши яблочки, выросли скорее.
Припев: ясные, ясные, ясные денечки.
Так и хочется плясать и играть в садочке. Ля-ля-ля-ля ( все садятся на места)
А вот и яблочки созрели, (подходит, срывает яблоко, подносит колобку на тарелочке).

Ведущий: от яркого солнышка проснулся колобок.

Василиса: подает колобку яблоко на тарелочке и говорит: Катись, катись яблочко, по серебряному блюдечку, покажи ты мне на блюдечке, где Емеля живет!

Колобок: спасибо Василисушка! Ждем тебя на именины! Катится и песенку поет: (музыкальный руководитель на баяне)

Выход: Емеля. (песня Емели, исполнение Павел Белов).

Сидит на стуле, имитирует как будто спит.

Колобок: видит, спит он на печи! Емеля, Емеля приходи на именины к Бабе Яге!

Емеля: неохота. (спит дальше)

Колобок: Емеля, Баба Яга расстроится.

Емеля: ну и пусть, я лучше спать буду.

Колобок: запечалился. Что же мне делать?

Ведущий: Ребята, а давайте поможем Колобку!

Будим Емелю: игра на ложках (музыкальный руководитель на баяне “Барыня”).

Разбудили Емелю.

Емеля: встаю, встаю, собираюсь.

Колобок: Емеля может у тебя есть волшебные слова, которые помогут мне очутиться в следующей сказке?

Емеля: так и быть, помогу тебе! По щучьему велению, по моему хотению. Окажись колобок в следующей сказке!

Колобок: катится и песенку поет. (музыкальный руководитель на баяне)

Колобок очутился в чаще дремучей где жил Кощей бессмертный и его правая рука Леший! (закатывается за елку)

Выход: Кощея и Лешего.

Песня, про кощея из кинофильма “Там, на неведомых дорожках”

Выкатывается колобок, (музыкальный руководитель на баяне).

Кощей: Здравствуй колобок, что привело тебя в мою сказку?

Колобок: У Бабы Яги именины, хотела она гостей позвать, а ступа у нее прохудилась. Вот я и согласился ей помочь! Приходите к Бабе Яге на именины.

Кощей: придем обязательно. Спасибо!

Колобок: катится и песенку поет: (музыкальный руководитель на баяне).

Ведущий: катился, катился, да и прикатился в деревню. А в той деревне курочка Ряба живет, золотые яйца несет.

Выход: Курочка-Ряба.

Русская народная “Курочка ряба”

Подкатывается колобок. (музыкальный руководитель на баяне)

Курочка Ряба: Здравствуй колобок, что привело тебя в мою сказку?

Колобок: У Бабы Яги именины, хотела она гостей позвать, а ступа у нее прохудилась. Вот я и согласился ей помочь! Приходите к Бабе Яге на именины.

Курочка Ряба: хорошо, придем.

Ведущий: всех друзей Бабы Яги собрал колобок! Взялись все они за руки, и отправились на именины. А Баба Яга волнуется, гостей ожидает. Печь затопила, пирогов напекла.

Под музыку Колобок ведет всех друзей на именины к Бабе Яге.

Песня забавы из мультфильма “Летучий корабль” Маленький домик, русская печка….

Баба Яга:

Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, не стесняйтесь, по скамьям располагайтесь.
Я хозяйка в дому, развлеку вас как смогу!
Сколько много гостей, во светелке моей.
Очень рада я вам, моим милым гостям!

Ведущий:

Веселил нас сколько раз, хороводный перепляс.
Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

“Каравай” - хороводная, (музыкальный руководитель на баяне). После слов: “кого хочешь, выбирай”, танец Бабы Яги с Кощеем. Дарим подарок.

Кощей: а у нас для тебя Яга, подарок есть, (подает сундук волшебный).

Баба Яга: Кощей, ведь это обычный сундук!!

Кощей: наш сундук чистое волшебство. В нем песни да пляски, да разные сказки.

Баба Яга: спасибо за подарок.

Ведущий: и пошел пир на весь мир!

Общий танец.

Русская народна – плясовая.

Ведущий: Ох, и здорово, мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать!

Баба Яга:

Ну что вы, гости дорогие, так торопитесь.
Ведь ни красна изба углами, а красна пирогами.
Видите, самовар уже пыхтит, мне на ушко говорит.
Пора к столу приглашать, гостей, чаем угощать!

Сюрпризный момент: гостей угощают пирожками, участники открытого мероприятия уходят на чаепитие с пирогами в группу.

Соавторство

Педагоги группы для детей со сложным дефектом:

  • Буланова Олеся Викторовна
  • Зуева Елена Викторовна
  • Музыкальный руководитель:
  • Гостева Зинаида Ивановна