Цель: Помочь ребенку адаптироваться в социальной действительности посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- Развивать детскую фантазию, воображение, память, все виды детского творчества (художественно-речевого, музыкально–игрового, танцевального, сценического).
- Раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка, дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
- Воспитывать гуманные чувства, человеческие взаимоотношения.
- Приобщать детей к театральной культуре.
Этапы:
1 этап. Знакомство.
1). Первое знакомство со сказкой – это чтение вслух художественного произведения воспитателем в группе.
2). Беседа о прочитанном произведении. Выделение главных героев произведения. Разговор о характере главных героев произведения. Выявление отношения детей к главным героям.
2). Второе прочтение сказки (вариант театральной постановки) - читает педагог по театрализованной деятельности. Дети слушают сказку в музыкальном зале, расписанную по ролям.
3). Разговор о героях театральной постановки. Выявление черт характера персонажей.
4). Рисование портретов главных персонажей будущего спектакля. Самые удачные находки мы реализуем при постановке спектаклей.
2 этап. Выразительный.
1). Предложить детям показать понравившийся образ при помощи движений, мимики, жестов, голоса, пластики.
2). Выбор музыки, которая должна стать лейтмотивом образа. Дети, совместно с музыкальным руководителем выбирают музыку (из предложенных вариантов), которая должна дополнять образ героя, помогать в раскрытии характера персонажа.
3). Рисование “Нарисуй иллюстрацию к произведению”. В процессе работы над рисунком дети продумывают место, время, позу или движение персонажей, т.е. изображают моменты будущего спектакля.
4). Разучивание роли. Актеры на роль выбираются по желанию детей и с одобрения режиссера (педагога по театральной деятельности). Роль проучивается с ребенком в небольшом помещении (репетиционном классе) в тесном контакте с режиссером спектакля, где ребенок мог бы хорошо видеть мимику педагога, не отвлекаться, мог бы улавливать тембровую окраску его голоса.
3 этап. Переход в большой зал - выученная роль окрашивается движениями.
1). Этюдный этап – для того, чтобы выученная роль превратилась в законченный сценический образ, ее необходимо дополнить движениями. В процессе выполнения этюдов ребенок осваивает движения, которые должен выполнять персонаж.
2). Трактовка образа. В процессе исполнения роли ребенок не просто выполняет заученные движения и повторяет заученный текст, он передает свое отношение к персонажу, трактует образ. К этому процессу надо относиться продуманно и осторожно. Педагог должен четко понимать, что он хочет донести и чего он требует от исполнителей. Важно не подавить творческую инициативу ребенка, ненавязчиво поправляя, если в этом возникает необходимость, подвести его к задуманной трактовке образа.
4 этап. Взаимодействие актеров.
1). Коммуникативные игры, которые развивают умение слышать друг друга, взаимодействовать с партнерами, менять свое поведение соответственно друг другу.
2). Построение мизансцен. В процессе исполнения роли персонажи должны двигаться по сцене, не выходя из роли, участвовать в коллективных сценах, проявлять свое отношение к персонажам спектакля.
3). Параллельно с разучиванием ролей идет разучивание музыкальных и танцевальных номеров. Песни-соло и хоровые номера спектакля разучиваются на музыкальных занятиях и в индивидуальном порядке. Танцы готовит хореограф на занятиях танцевального кружка.
5 этап. Репетиции спектакля целиком.
1). Выбор костюмов для персонажей.
- беседа о костюмах той эпохи, во времена которой происходит действие спектакля
- беседа о народном костюме
- рассматривание костюмов
- рисование костюмов к спектаклю
- изготовление элементов костюмов к спектаклю
2). Выбор атрибутов к спектаклю
- цикл бесед о домашнем убранстве и утвари времен и народов
- изготовление атрибутов и декораций к спектаклю
3). Соединение песен, танцев и монологов в единый спектакль.
На генеральных репетициях определяется темпоритм спектакля.
6 этап. Премьера спектакля
1). Изготовление пригласительных билетов к спектаклю.
2). Изготовление афиш к спектаклю.
7 этап – Повторное исполнение спектакля.
Планирование детской деятельности в процессе подготовки спектакля
Виды детской деятельности | задачи | содержание | формы | педагоги |
I месяц | ||||
Театрализованная деятельность | Знакомство с сюжетом сказки. Знакомство со сценарием спектакля. Знакомство с героями сказки и их характеристиками. |
Чтение сказки (первоисточник). Знакомство со сценарием спектакля. |
Совместная образовательная деятельность со всей группой детей | Педагог дополнительного образования по
театральной деятельности, воспитатель |
Социализация | Учить различать внешние выражения эмоций: мимику, жесты, интонацию голоса при различных эмоциональных состояниях. | Дидактические игры, развивающие игры, театрализованные игры |
Совместная образовательная деятельность со всей группой детей | Педагог дополнительного образования по
театральной деятельности, воспитатель |
Коммуникация | Учить обсуждать нравственные стороны поступков людей, давать аргументированные оценки. | Беседы, коллективный разговор | Совместная образовательная деятельность со всей группой детей | Воспитатель |
Музыкальная деятельность | Эмоционально обогащать представления детей о героях сказки через музыкальный образ. | Слушание и отбор музыки совместно с детьми | Совместная образовательная деятельность со всей группой детей | педагог дополнительного образования по
театральной деятельности, музыкальный руководитель |
Хореография | Учить детей самостоятельно подбирать
движения, способы действия для передачи образа. Упражнять в умении передавать различные чувства. |
Этюды для передачи музыкально-образных
характеристик героев. Этюд для передачи различных чувств. |
Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппами детей | Педагог дополнительного образования по
театральной деятельности, хореограф |
Художественное творчество | Побуждать детей отражать мир эмоций в рисунках, передавать эмоции и соответствующие действия людей, стимулировать и поддерживать самостоятельное стремление создать выразительный образ. | Рисование главных и второстепенных героев будущего спектакля. | Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппами детей | педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности |
II месяц | ||||
Театрализованная деятельность | Учить текст, работать над артикуляцией и дикцией в соответствии с событиями и переживаниями героев, менять интонацию, выражение лица. | Показать на своем примере различные
образы, разыгрывание детьми отдельных диалогов,
сцен. Этюды на выражение различных эмоций и чувств. |
Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппой детей, индивидуальная работа | Педагог дополнительного образования по
театральной деятельности, воспитатель, логопед |
Социализация | Учить передавать и соответствующие действия людей и животных с учетом взятой на себя роли. | Импровизационное разыгрывание
отдельных диалогов, иллюстрирующих черты
характеров героев. Этюды на выражение чувств. |
Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппой детей, индивидуальная работа | Педагог дополнительного образования по
театральной деятельности, воспитатель, логопед |
Коммуникация | Упражнять детей в правильном звукопроизношении в процессе подготовки спектакля | Артикуляционная гимнастика, специальные упражнения, речевые игры, проговаривание чистоговорок, скороговорок. | Совместная образовательная деятельность с подгруппой детей, индивидуальная работа | Воспитатель, логопед. |
Музыкальная деятельность | Учить детей петь, чисто интонируя, выразительно, в соответствии с характером песен и спецификой образа. | Разучивание песен. | Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппой детей, индивидуальная работа | музыкальный руководитель |
Хореография | Учить выражать свои чувства в танцах, вызванные музыкой, используя основные, образные и имитационные движения. | Разучивание танцев различных персонажей. | Группами, индивидуально |
Хореограф |
Художественное творчество | учить самостоятельно определять сюжет на основе впечатлений литературного текста, передавая посредством рисунка свое отношение к персонажам произведения. | Рисование иллюстраций к пьесе. | Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппами детей | педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности |
III месяц | ||||
Театрализованная деятельность | Закрепить знания текста. Развивать творческое содружество в детском коллективе. |
Работа над целостной постановкой спектакля. | Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппами детей | Педагог дополнительного образования по
театральной деятельности, воспитатель, музыкальный руководитель, хореограф, логопед |
Социализация | Упражнять детей в самостоятельном подборе движений для передачи игрового образа (мимика, жесты). | Этюды на выражение игрового образа Работа над целостной постановкой спектакля. |
Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппой детей, индивидуальная работа | Педагог дополнительного образования по
театральной деятельности, воспитатель |
Коммуникация | Развивать речевой слух, речевое
дыхание, упражнять в четком, правильном
произношении звуков. Вырабатывать умение пользоваться различными темпами речи |
Речевые игры | Совместная образовательная деятельность с подгруппой детей, индивидуальная работа | Воспитатель, логопед. |
Музыкальная деятельность | Развивать активное, эмоциональное
сопереживание музыкальным образам в
исполнительской деятельности. Работать над выразительностью исполнения песен. |
Продолжать учить песни. Включать их в контекст спектакля. |
Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппой детей, индивидуальная работа | Педагог дополнительного образования по
театральной деятельности, музыкальный руководитель |
Хореография | Развивать самостоятельность,
инициативу и творческую линию в танцевальной
деятельности. Учить композиционным построениям. |
Вплетение танцев в спектакль | Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппой детей, индивидуальная работа | Педагог дополнительного образования по
театральной деятельности, Хореограф |
Художественное творчество | Учить выявлять связи цвета, нарядности и конструкции предметов. | Изготовление элементов костюмов к спектаклю, декораций и реквизита | Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппой детей, индивидуальная работа | педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности |
IV месяц | ||||
Театрализованная деятельность | Развивать игровое поведение, эстетические чувства, способность творчески относится к делу. | Постановка спектакля для зрителей. Вторая и последующие постановки. |
Показ спектакля труппой актеров | Педагог дополнительного образования по
театральной деятельности, воспитатель, музыкальный руководитель, хореограф, логопед |
Социализация | Учить исполнять роль до конца, используя все средства выразительности, воспитывать привычку в культуре поведения и общения. | Исполнение роли в спектакле. | Показ спектакля труппой актеров | Педагог дополнительного образования по
театральной деятельности, воспитатель. |
Коммуникация | Учить при помощи силы голоса, темпа речи, дикции и невербальных средств общения усиливать драматизм спектакля. | Исполнение роли в спектакле. | Показ спектакля труппой актеров | Педагог дополнительного образования по
театральной деятельности, воспитатель. |
Музыкальная деятельность | Развивать певческие умения, стимулировать самостоятельную деятельность в пении. | Исполнение песен в спектакле. | Показ спектакля труппой актеров | Музыкальный руководитель |
Хореография | Стимулировать самостоятельную деятельность в хореографии. | Исполнение танцев в спектакле. | Показ спектакля труппой актеров | Хореограф |
Художественное творчество | Дать представление о декоративно-оформительском искусстве на примере изготовления афиш к спектаклю | Изготовление афиш к спектаклю | Совместная образовательная деятельность со всей группой детей, работа с подгруппами детей | Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности |
Сценарий спектакля к проекту “В гостях у русской народной сказки”
Дети (4-7 лет)
Актовый зал украшен в русском народном стиле. Декорации: русская печь, яблоня, ели, домик, стол, самовар, самотканные дорожки.
Дети встают парами вместе с родителями и педагогами.
Выход: звучит фонограмма русской народной песни в современной обработке: “Белый лебедь летал, лебедушку выкликал”. Участники проходят по залу и встают в хоровод. Затем змейкой проходят на свои места.
Ведущий: Здравствуйте, друзья! Приглашаю вас отправиться в необычное путешествие вместе с героями русских народных сказок. Посмотрите на эту волшебную книгу. Она прекрасна! В ней густые леса, высокие горы, молочные реки, кисельные берега. Герои сказок, живущие в этой книге, вышли погулять. Слышите, звуки приближаются. Представление начинается.
На опушке леса домик, заборчик, скамейка.
Ведущий: На лесной поляне у леса на опушке жили-были дед и баба. Долго жили, не тужили, и вот, просит однажды дед бабку.
Дед: Ты в хозяйстве все умеешь. Испекла бы мне, старая, колобок.
Баба: Ладно, испеку! Только ты по сусекам поскреби, по амбару помети, да муки мне набери! (под музыку, “ Девочки фабричные”, собирают муку и баба месит тесто, имитируют).
Ведущий: Испекла баба вкусный, румяный колобок, положила на окошко, чтобы он остыл. (фонограмма “Девочки фабричные” минусовка). Надоело колобку лежать, скучно одному стало, и пошел он погулять, стал друзей себе искать.
Катится и песенку поет: (музыкальный руководитель на баяне, поем песню).
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел.
Выходит Баба Яга, печальная. Грустит.
Фонограмма из кинофильма “Там, на неведомых дорожках”, песня Бабы Яги.
На встречу катится колобок: музыкальный руководитель на баяне. Песенка Колобка.
Колобок: Здравствуй, бабусенька! Здравствуй Ягусенька! Что ты приуныла? О чем загрустила?
Баба Яга: Ой милок, беда у меня, беда. Ступа у меня старая, совсем прохудилась. Не могу собрать гостей на свои именины. Хотела козу свою попросить:
Коза-хлопота,
День-деньской занята:
Ей травы нащипать,
Ей на речку бежать,
Ей козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
Колобок: Хорошо Бабусенька! Я быстро, быстро побегу, и тебе я помогу! Катится колобок и песенку поет: (музыкальный руководитель на баяне)
Выход: Царевна-лягушка. (музыка из русской народной сказки “Царевна-лягушка”)
Вадим стреляет из лука, попадает стрела в болото к Царевне-лягушке. Они встречаются и танцуют.
Танец: мюзикл по сказке “Царевна-лягушка” - Ария лягушки.
Катится колобок (музыкальный руководитель на баяне) и видит Царевну-лягушку.
Царевна-лягушка: Здравствуй колобок, что привело тебя в мою сказку?
Колобок: У Бабы Яги именины, хотела она гостей позвать, а ступа у нее прохудилась. Вот я и согласился ей помочь! Катился, катился да и заблудился в твоем болоте.
Царевна-лягушка: Я тебе помогу, но сначала отгадай три загадки.
Колобок: Ребята, а вы мне поможете отгадать загадки?
Все дружно: да, поможем.
Царевна-лягушка:
Уплетая калачи, ехал парень на печи,
Прокатился по деревне, и женился на царевне. (Емеля)Он от бабушки ушел и от дедушки ушел,
Песни пел под синим небом, для лисы он стал, обедом. (Колобок)Стрелу на болоте, поймала и ждет,
Когда же Иван, за нею придет. (Царевна-лягушка)
Все дружно отгадали загадки.
Царевна-лягушка: молодцы, справились с заданием. Вот тебе колобок волшебная стрела, куда она тебя поведет, туда и путь держи.
Колобок: спасибо! Приходи к Бабе Яге на именины.
Царевна-лягушка: обязательно приду!
Колобок: катится и песенку поет! (музыкальный руководитель на баяне)
Выход: Красно-девица.
Музыка из сказки “Финист - ясный сокол” песня девицы.
Красна-девица: расчесывает волосы, потешка.
Расти коса до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят, все волосоньки в ряд.
Расти коса, не путайся, маму дочка слушайся.
К девице подходит Илья-Муромец во время песни.
Красна-девица и Илья-Муромец танцуют вместе.
Ансамбль “Дружина” - Богатырская наша сила
К ним подкатывается колобок. (музыкальный руководитель на баяне)
Красна-девица: Что привело тебя к нам в сказку?
Колобок: У Бабы Яги именины, хотела она гостей позвать, а ступа у нее прохудилась. Вот я и согласился ей помочь! Катился, катился услышал песню чудную и решил посмотреть, кто поет да танцует. Приходите люди добрые к Бабе Яге на именины!
Красна-девица и Илья-Муромец: спасибо колобок, обязательно будем!
Колобок: катится и песенку поет: (музыкальный руководитель на баяне)
Выход: Василиса.
Оркестр народных инструментов-Красный сарафан (минусовка)
К ней подкатывается колобок. (музыкальный руководитель на баяне)
Василиса: Здравствуй колобок, что привело тебя в мою сказку?
Колобок: У Бабы Яги именины, хотела она гостей позвать, а ступа у нее прохудилась. Вот я и согласился ей помочь! Покачусь дальше, мне же Емелю еще искать, а я так устал, целый день по лесам да по болотам брожу, гостей созываю!
Василиса: Я тебе помогу. Есть у меня яблонька волшебная, на ней чудо-яблочки растут. Одно из них нам путь и укажет. Надо только немного подождать, чтобы они созрели.
Ведущая: запечалился колобок, а Василиса его и спрашивает.
Василиса: Что колобок, закручинился?
Колобок: Некогда мне ждать, Баба Яга волноваться будет.
Василиса: День и ночь, сутки прочь. Ложись колобок спать. Утро вечера мудренее! (усыпляют колобка)
Русская народная колыбельная “Баю-баюшки-баю”
Колобок засыпает.
Василиса: ударила в ладоши и говорит: ребятушки собирайтесь, на помощь колобку снаряжайтесь! Давайте все вместе солнышко позовем, чтобы наши яблочки созрели.
Зовут солнышко.
Солнышко, солнышко приходи в наш дом.
Солнышко, солнышко, мы тебя зовем. Ля-ля-ля-ля.
Взяли ленты в руки, хоровод и поем. (музыкальный руководитель на баяне)
Солнышко, солнышко пригревай сильнее.
Чтобы наши яблочки, выросли скорее.
Припев: ясные, ясные, ясные денечки.
Так и хочется плясать и играть в садочке. Ля-ля-ля-ля ( все садятся на места)
А вот и яблочки созрели, (подходит, срывает яблоко, подносит колобку на тарелочке).
Ведущий: от яркого солнышка проснулся колобок.
Василиса: подает колобку яблоко на тарелочке и говорит: Катись, катись яблочко, по серебряному блюдечку, покажи ты мне на блюдечке, где Емеля живет!
Колобок: спасибо Василисушка! Ждем тебя на именины! Катится и песенку поет: (музыкальный руководитель на баяне)
Выход: Емеля. (песня Емели, исполнение Павел Белов).
Сидит на стуле, имитирует как будто спит.
Колобок: видит, спит он на печи! Емеля, Емеля приходи на именины к Бабе Яге!
Емеля: неохота. (спит дальше)
Колобок: Емеля, Баба Яга расстроится.
Емеля: ну и пусть, я лучше спать буду.
Колобок: запечалился. Что же мне делать?
Ведущий: Ребята, а давайте поможем Колобку!
Будим Емелю: игра на ложках (музыкальный руководитель на баяне “Барыня”).
Разбудили Емелю.
Емеля: встаю, встаю, собираюсь.
Колобок: Емеля может у тебя есть волшебные слова, которые помогут мне очутиться в следующей сказке?
Емеля: так и быть, помогу тебе! По щучьему велению, по моему хотению. Окажись колобок в следующей сказке!
Колобок: катится и песенку поет. (музыкальный руководитель на баяне)
Колобок очутился в чаще дремучей где жил Кощей бессмертный и его правая рука Леший! (закатывается за елку)
Выход: Кощея и Лешего.
Песня, про кощея из кинофильма “Там, на неведомых дорожках”
Выкатывается колобок, (музыкальный руководитель на баяне).
Кощей: Здравствуй колобок, что привело тебя в мою сказку?
Колобок: У Бабы Яги именины, хотела она гостей позвать, а ступа у нее прохудилась. Вот я и согласился ей помочь! Приходите к Бабе Яге на именины.
Кощей: придем обязательно. Спасибо!
Колобок: катится и песенку поет: (музыкальный руководитель на баяне).
Ведущий: катился, катился, да и прикатился в деревню. А в той деревне курочка Ряба живет, золотые яйца несет.
Выход: Курочка-Ряба.
Русская народная “Курочка ряба”
Подкатывается колобок. (музыкальный руководитель на баяне)
Курочка Ряба: Здравствуй колобок, что привело тебя в мою сказку?
Колобок: У Бабы Яги именины, хотела она гостей позвать, а ступа у нее прохудилась. Вот я и согласился ей помочь! Приходите к Бабе Яге на именины.
Курочка Ряба: хорошо, придем.
Ведущий: всех друзей Бабы Яги собрал колобок! Взялись все они за руки, и отправились на именины. А Баба Яга волнуется, гостей ожидает. Печь затопила, пирогов напекла.
Под музыку Колобок ведет всех друзей на именины к Бабе Яге.
Песня забавы из мультфильма “Летучий корабль” Маленький домик, русская печка….
Баба Яга:
Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, не стесняйтесь, по скамьям располагайтесь.
Я хозяйка в дому, развлеку вас как смогу!
Сколько много гостей, во светелке моей.
Очень рада я вам, моим милым гостям!
Ведущий:
Веселил нас сколько раз, хороводный перепляс.
Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!
“Каравай” - хороводная, (музыкальный руководитель на баяне). После слов: “кого хочешь, выбирай”, танец Бабы Яги с Кощеем. Дарим подарок.
Кощей: а у нас для тебя Яга, подарок есть, (подает сундук волшебный).
Баба Яга: Кощей, ведь это обычный сундук!!
Кощей: наш сундук чистое волшебство. В нем песни да пляски, да разные сказки.
Баба Яга: спасибо за подарок.
Ведущий: и пошел пир на весь мир!
Общий танец.
Русская народна – плясовая.
Ведущий: Ох, и здорово, мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать!
Баба Яга:
Ну что вы, гости дорогие, так торопитесь.
Ведь ни красна изба углами, а красна пирогами.
Видите, самовар уже пыхтит, мне на ушко говорит.
Пора к столу приглашать, гостей, чаем угощать!
Сюрпризный момент: гостей угощают пирожками, участники открытого мероприятия уходят на чаепитие с пирогами в группу.
Соавторство
Педагоги группы для детей со сложным дефектом:
- Буланова Олеся Викторовна
- Зуева Елена Викторовна
- Музыкальный руководитель:
- Гостева Зинаида Ивановна