Цель: приобщение учащихся к национальной культуре России, к искусству народных промыслов как связующему звену прошлого с настоящим, настоящего с будущим.
Задачи:
- обучающие – закрепить знания учащихся в области декоративно – прикладного искусства;
- развивающие – развивать познавательный интерес, память, речь, мышление;
- воспитывающие – воспитывать интерес к народным традициям, любовь и уважение к своей Родине к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству.
- личностные – активизация учебной, познавательной деятельности;
- метапредметные – выполнение творческой работы и заданий в группах;
- предметные – закрепление и применение знаний, полученных на предыдущих уроках
Оборудование: гуашевые краски, кисти (тонкие и средней толщины), баночки с водой, тряпочки, коробочки для росписи.
Зрительный ряд: выставка работ учащихся, образцы узоров, таблица “Народные традиции”.
Музыкальный ряд: запись русских народных наигрышей.
Подготовительная работа:
- На внеурочных занятиях учащиеся знакомятся с направлениями в декоративно – прикладном искусстве: дымковская роспись, гжельская роспись, хохломская роспись.
- Проводится урок внеклассного чтения для ознакомления учащихся с устным народным творчеством.
- Учатся русские народные песни, скороговорки, пословицы, заклички; читаются русские народные сказки.
Ход урока
I. Организационный момент. (Психологический настрой на предстоящую работу)
У.
Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Первым делом гоним лень.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны!
II. Сообщение темы и целей
У. Посмотрите на оформление нашего класса. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
III. Практическое применение ЗУН.
1. Устное народное творчество.
У. В этом году мы знакомимся с традициями нашего народа.
Что входит в понятие “Народные традиции”?
Д. Устное народное творчество.
У. На доске карточки. Вы их открываете - мы узнаём, что называем “Устным народным творчеством”. Приведите примеры.
Д. Скороговорки, загадки, пословицы, потешки, сказки, небылицы, заклички, песни, прибаутки, былины.
У. Что ещё мы относим к “Народным традициям”?
Д. Декоративно-прикладное искусство.
У. С какими направлениями мы работали? Д. Дымка, гжель, хохлома.
2. Рассказы о направлениях декоративно – прикладного искусства.
У. Вот мастера дымковской росписи.
Д.
Точно в дымке всё кругом:
Голубые дали.И село большое это “Дымково” назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки,
Вечера зимой длинны...
И лепили там из глины
Всё игрушки непростые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как берёзки,Кружочки, клеточки, полоски.
Простой казалось бы узор.,
Но отвести не в силах взор.
Дымковскую игрушку знают взрослые и дети не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Её создают народные мастера города Вятки. Яркие , весёлые глиняные игрушки делали в слободе Дымково очень давно. Продавали их на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гулянье – “свистунью”. Каких только глиняных свистулек не лепили мастерицы к этому дню!
Не забыта. Живёт и восхищает людей во всех концах света дымковская игрушка, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа. Глядя на любую игрушку, люди восклицают: “Глазам – радость, душе – отрада!”
У. Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью.
Палитра цветовых красок яркая.
- Какие элементы используются в узорах росписи?
У. Вы, наверное, видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов.
Мастера гжельской росписи поделятся с нами своими секретами.
Д.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там умелые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать и удивить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную белую-белую и слепили из неё посуду разную, какую свет не видывал.
Украсили посуду росписью. Расцвели чудесные цветы, прилетели сказочные птицы. Рисовали различные узоры из сеточек, палочек, точек. Но самым чудесным было то, что узоры и рисунки были выполнены синей краской. Полюбилась людям красивая посуда, и стали называть её “нежно – голубое чудо”. По сей день стоит недалеко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель. Работают там внуки и правнуки знаменитых мастеров. Продолжают традиции: лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
У. При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.
И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым.
Но гжельские игрушки не для игры. Чаще всего их используют как подарки, для украшения жилища.
У. А вот её одни мастера.
Д.
Красно-чёрным по золоту полыхает пожар.
Всё нетленно и молодо, всё в ней – мир поражать.
Руки дивной художницы выводили узор,
На Россию похожая: чернь земли, алость зорь...
На столе моём письменном нескончаемый май,
Полыхает жар – птицею день и ночь хохлома.
О хохломской росписи даже сказку придумали. Говорят, будто давным-давно, поселился в лесу за Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил (сделал), посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. Задела Жар – птица золотым крылом чашу с кашей, потеряла перо, и стал мужичок тем золотым пером посуду расписывать.
В своей росписи мастера отразили красоту родной природы: травушку-муравушку, лазоревые цветочки, багряные и золотые листья, гроздья ягод. Доброй славой пользовались в народе умельцы. Любуясь их работами, говорили так: “Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера”.
У. А каким цветом пользуются мастера в росписи? А откуда взялся золотой цвет?
3. Викторина.
У. Элементы, каких росписей вы видите на доске?
(Учащимся предлагаются образцы знакомых узоров. Дети называют роспись, распределяют узоры).
4. Физминутка (Пальчиковая гимнастика).
5. Творческая работа в группах.
У. Когда у людей было время заниматься творчеством?
Д. Зимними вечерами, когда были выполнены все домашние дела.
У. Мы с вами отправляемся на такие посиделки. Ваша задача - оформить коробочку росписью. Каждая группа забирает образцы росписи, с которой будут работать.
IV. Итог.
У. Подведём итог нашей работе.
- В какой росписи используют красную и чёрную краски?
- Какие игрушки “рождаются” трижды?
- В какой росписи используют только одну краску? Какую?
- Как серые узоры становятся синими?
Мы многое узнали о народных промыслах. На Руси люди любили и любят красоту и всячески показывают её в своём творчестве. Самое главное то, что красота природы, душевная красота людей остаётся с нами в этих изделиях.
V. Cамооценка работы.