Основы межличностного взаимодействия социально-педагогического и социально-психологического сопровождения молодой семьи в организациях социального обслуживания

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Коррекционная педагогика


“Брак, основанный на взаимной склонности и на рассудке,
есть одно из величайших благ человеческой жизни.”
Тургенев И.С.

Семья представляет собой систему социального функционирования человека, меняется не только под воздействием социально политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей, многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное.

  • семья в значительной мере теряет свою стабильность, о чем свидетельствует увеличивающееся количество разводов;
  • следствием высокой разводимости супружеских пар является рост неполных семей, преимущественно материнских, воспитательный потенциал которых частично ослаблен из-за дефицита взаимодействия ребенка с одним из родителей, чаще всего с отцом;
  • рост внебрачной рождаемости детей несовершеннолетними социально незрелыми матерями;
  • увеличение количества неполных материнских семей вследствие гибели значительного числа молодых мужчин в межнациональных и региональных конфликтах, а также в результате асоциального образа жизни (алкоголизм, наркомания, длительные сроки пребывания в исправительно-трудовых учреждениях и т.п.).

Усиление негативных социальных явлений, указывающих на рост числа проблемных семей, в частности неполных и преимущественно материнских, с дефицитом воспитательных и других социально ориентированных возможностей, создает целый ряд противоречий:

- между потребностью общества в здоровом подрастающем поколении с четко сформированными социальными ценностями и недостаточно эффективной организацией воспитательного процесса в неполной семье; - потребностью родителей и детей из неполной семьи в получении качественной комплексной, в частности — психолого-педагогической и андрагогической помощи и недостаточным предложением вариативных ее форм и способов со стороны территориальных социальных служб; - востребованной в практике социальной работы моделью социальной службы сопровождения неполной семьи.

Таким образом, современные тенденции развития семьи как социального института и первичного фактора формирования личности ребенка, увеличение количества неполных семей, дефицит их воспитательных и других социально-адаптивных возможностей выдвигают на первый план необходимость создания эффективных “механизмов” социальной помощи семье средствами андрагогического и психолого-педагогического просвещения родителей, а также оптимизации организационно-педагогических условий социальной поддержки семьи посредством устранения межведомственной разобщенности и установления социального партнерства всех субъектов, оказывающих социальную помощь родителям и детям семьи.

О том, что семья является первым институтом социализации, что именно здесь происходит постепенное формирование, закрепление социально значимых моделей поведения, которые впоследствии становятся социально значимыми личностными качествами, что именно эмоционально-насыщенное общение в семье для ребенка становится важным условием его нормального психического развития, - написано немало психологической и педагогической литературы. Традиционно семья рассматривается как социальная среда, обеспечивающая полноценное психическое развитие ребенка.

Однако семья может выступать также как фактор, дестабилизирующий, искажающий психофизическое и социальное развитие ребенка. Потому особенно остро встает вопрос о сопровождении семьи социальными службами, об оказании своевременной помощи в опознании возникших проблем и поиску путей их решения. Кроме того, острым является вопрос и о профилактике социального сиротства.

Семья как базовая элементарная единица социума призвана выполнять целый ряд функций, имеющих значение не только для каждого ее члена, но и для общества в целом

  • воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут “реализоваться” в детях.
  • хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
  • эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
  • функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
  • функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
  • сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

Невыполнение (невозможность выполнения) этих функций приводит к семейным нарушениям, а также нарушению психологического здоровья ее членов. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Таким образом, перед специалистами социальных служб возникает проблема выявления истинных причин семейного неблагополучия.

Необходимо обозначить основные принципы диагностической работы с семьей в процессе социально-психологической помощи (особенно длительной).

Первый (основной) - единство диагностики и социально-психологической помощи. Наряду с традиционной задачей психодиагностики - определением актуального состояния развития семьи и ее членов, процесс диагностики следует также использовать для:

  • стимулирования у клиента мотивации самопознания и самосовершенствования;
  • выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для гармонизации отношений в семье и их стабилизации;
  • принятия решения о том, какая поддержка необходима и достаточна для этой семьи;
  • отслеживания изменений, происходящих в отношениях между членами семьи на различных этапах социально-психологического сопровождения.

Второй - отказ от наращивания арсенала психодиагностических методик и сосредоточение основного внимания на разработке и применении программ психологической помощи (индивидуального и семейного консультирования, систем психотренингов, создания новых сфер обращения и т.д.). Только в этих случаях диагностическая работа будет иметь смысл и вести к положительному результату. Любой из применяемых при диагностике приемов должен создавать условия для позитивного развития семьи.

Третий - максимальная приближенность диагностики к естественным жизненным условиям. Это не “кабинетная” диагностика, а диагностика в условиях, максимально приближенных к обыденной жизни семьи. Не случайно исследователи проблем психологического консультирования (М.Битянова, А.Волосников, В. Мухина) привычному термину “диагностика” предпочитают термин “отслеживание”, который подразумевает наблюдение за деятельностью и поведением человека в естественной социальной среде.

Четвертый - направленность диагностической работы прежде всего на выявление имеющихся у семьи и каждого из ее членов ресурсов развития и самопомощи.

Пятый - исследование семьи в ее развитии. Специалисту важно знать историю жизни семьи, семейные мифы, ценности, правила, устойчивые представления и отношения как внутри семьи (между ее членами), так и с внешней средой. Знакомство с историей семьи в нескольких поколениях помогает глубже понять, как в ней принято реагировать на неблагоприятные социально-психологические условия, стрессовые, конфликтные или кризисные ситуации - снижением уровня активности или его повышением, сплочением семьи или разобщением ее членов. Конечно, цели диагностики изменяются в зависимости от области применения.

Выявление проблем семьи позволяет подобрать оптимальные пути, способы, методы и приему их решения. Авторы-составители ни в коей мере не претендуют на исчерпывающий анализ обозначенных проблем и исчерпывающий, всесторонний набор путей и способов их решения. Более того, мы намеренно остановились на рассмотрении более узкого круга функций в деятельности работника социальной службы – социально-психологических и педагогических вопросов. Мы постарались собрать в одном методическом пособии наработки отечественных авторов, которые могут быть использованы специалистами в процессе работы с семьей. Несмотря на разделение данного пособия на главы по категориям семей, нуждающихся в социально-психологической помощи, разделение методов диагностики, а также методов и методик коррекции достаточно условно в силу того, что многие проблемы являются идентичными. Таким образом, в практической деятельности важно четко понимать, что, как сказал классик, “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему” , а значит, необходимо искать именно те пути и способы помощи, которые приведут к максимальному результату.

Молодая семья

1.1. Проблемы молодой семьи

Во все времена семья находилась в центре внимания ученых, социологов и государственных деятелей. Семья, как малая социальная группа, представляет собой целостное образование, один из основных институтов общества.

На сегодняшний день в связи с экономическими, демографическими и социальными изменениями в обществе в отдельную категорию семей выдвигается “молодая семья”, как наиболее динамичная и легко реагирующая на эти изменения часть общества.

В разделе “Общие положения” постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 №5090-1, “Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации” дано следующее определение молодой семьи: “Молодая семья – это семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста”.

Таким образом, законодательно установленными признаками молодой семьи являются:

  • молодые люди состоят в зарегистрированном браке;
  • возраст супругов до 30 лет;
  • продолжительность совместной жизни – до 3 лет (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности совместной жизни).

В процессе жизнедеятельности молодая семья проходит несколько этапов :

  • становления (от момента бракосочетания до рождения первого ребенка, создания устойчивого психологического климата, определения источников дохода для создания своей материальной базы, распределения семейных обязанностей);
  • выживания (высокой степени зависимости от государства в связи с низким уровнем материального обеспеченности, выбора таких способов организации жизни, которые ориентируются на решение не перспективных, а сиюминутных проблем);
  • развития (приобретения определенных качественных характеристик, обеспечивающих более высокий уровень жизни, позволяющих самостоятельно решать свои жизненно важные проблемы, достичь определенной автономности).

Молодая семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, выполняет важнейшие социальные функции, основными из которых являются: генеративная (репродуктивная), психологическая (психотерапевтическая), социально-культурная, экономическая и хозяйственно-бытовая, коммуникативная, гедонистическая.

Генеративная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное социально-экономическое значение для сохранения популяции. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было, по крайней мере, не малочисленнее, чем предыдущее. Наибольший вклад в удовлетворение этой потребности вносят именно молодые семьи. И для них эта функция может быть признана приоритетной.

В основе психологической функции лежат только такие индивидуальные потребности людей, удовлетворение которых невозможно или чрезвычайно затруднено вне семьи. Для молодых семей психологическая функция семьи состоит в превращении влюбленности и взаимного влечения в отношения взаимной привязанности, взаимного эмоционального комфорта. Семья для молодых людей становится пространством реализации их чувств и условием для формирования зрелой взаимной любви, когда супруг или супруга становятся тем единственным человеком, совместная жизнь с которым и составляет глубинный внутренний смысл семьи.

Социально-культурная функция обусловлена тем, что семья, активно влияет на формирование личности ребенка. Она закладывает культурные базовые ценности, регулирующие будущее поведение ребенка в разных сферах деятельности, формирует сценарии всех возможных ролей, которые предстоит ему сыграть.

Экономическая функция – одна из основных функций семьи. Молодая семья решает многообразные проблемы семейного бизнеса, ведения домашнего хозяйства, производства и воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного капитала и пр.

Коммуникативная функция реализуется через общение в семье. В молодой семье общение оказывается гораздо более интенсивным. При этом оно имеет не только количественные, но и качественные особенности: молодые супруги много говорят о чувствах, эмоциях, и значительную роль играет невербальный компонент (интонация, взгляды, прикосновения).

Гедонистическая функция, которую принято также называть функцией здорового секса, связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой так же важно и необходимо, как потребности в еде, жилище и так далее. Эта функция для молодой семьи исключительно значима, ведь даже простое общение доставляет огромное удовольствие, радость узнавания, ощущение себя любимым, физически привлекательным.

Таким образом, молодая семья, со своей стороны, призвана полноценно осуществлять все эти функции, строить свою жизненную карьеру на основе принципов саморазвития и самообеспечения. Но те проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается молодая семья, значительно влияют на становление и развитие каждой из перечисленных функций.

Как отмечает Ю.Е.Алешина, на начальном этапе супружества процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений протекает весьма интенсивно и напряженно. Из всей совокупности факторов, влияющих на качество отношений в молодой семье и ее общественное функционирование, можно выделить следующие:

Условия жизни семейной группы, которые включают в себя социально-экономические, общественно-политические, социально-психологические, социально-культурные и иные факторы, составляющие среду обитания.

  • Социальные требования, предъявляемые обществом к молодой семье.
  • Структура молодой семьи, как совокупность отношений между ее членами.
  • Ролевые ожидания и притязания брачных партнеров.

Образ жизни, который является совокупностью всех видов жизнедеятельности.

Идеология молодой семьи, отражающая совокупность норм и ценностей.

Среди проблем, с которыми сталкивается современная молодая семья, можно выделить несколько :

1. Недостаточный уровень материальной обеспеченности молодой семьи. Молодая семья по определению состоит из молодых людей, которые не заняли еще свое место в мире и, соответственно, еще недостаточно утвердили свой социальный и материальный статусы. Безработица или неполная занятость молодежи составляет серьезное препятствие для начала стабильной семейной жизни. Среднедушевые доходы молодых семей в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране, а 60% молодых семей живут за чертой бедности, среди которых 34% с трудом сводят концы с концами, что делает невозможной выполнение ими в полной мере репродуктивной и других социальных функций.

2. Объективно повышенные финансовые потребности молодой семьи обусловлены необходимостью осуществления процесса семейной жизни: приобретение жилья, организация быта, забота о малолетних детях, дополнительные досуговые затраты. Поэтому молодая семья нередко вынуждена пользоваться помощью старших родственников для своего нормального существования. Многие молодые семьи испытывают трудности с приобретением собственного жилья и, соответственно, с конституированием себя как отдельной семьи. Стандартное городское жилище обеспечивает минимальные удобства лишь одной семье. Поэтому совместное проживание молодой семьи с родителями в малогабаритной квартире приводит к ухудшению бытовых условий, скученности, росту конфликтности, что не способствует прочности семейных отношений.

3. Снижение репродуктивной функции. Молодая семья – это рожающая семья. Известно, что репродуктивно способный промежуток брачной пары, в зависимости от ее физиологических особенностей, может длиться до 20 и более лет с начала брачной жизни. Однако социальные условия и личные соображения супругов вместе с физиологически самым активным репродуктивно способным возрастом вносят существенные коррективы, и большинство детей рождается в тот промежуток времени, в который семья квалифицируется как молодая. Именно на данном этапе супружества чаще решается вопрос о рождении детей и их желаемом количестве. Если же по каким-либо обстоятельствам репродуктивность нарушена, в более старшем возрасте становится значительно труднее обеспечить деторождение. Рождение детей влечет за собой целый ряд социально-психологических, экономических, организационных, жилищных и других проблем: дефицит средств на содержание ребенка, трудности перераспределения обязанностей и социальных ролей, с которыми далеко не всегда могут справиться молодые супруги.

Важное место в структуре трудностей молодой семьи занимают психологические проблемы. Структурируя супружеские проблемы, Ю.Е. Алешина приводит список проблем, являющихся наиболее частыми поводами для обращения к семейному психологу:

  • различного рода конфликты, взаимное недовольство, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей;
  • конфликты, проблемы, недовольство супругов, связанные с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения;
  • сексуальные проблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере, их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения;
  • сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов;
  • проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях;
  • отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения;
  • болезнь (психическая или физическая) одного из супругов, проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи.

Первые годы семейной жизни – сложный адаптационный период для молодых супругов. Перед ними возникают проблемы формирования структуры семьи, распределения функций, выработки общих семейных ценностей и установления семейных границ. Также создает серьезные психологические проблемы и процесс физиологической, сексуальной адаптации молодых партнеров.

Отдельную психологическую проблему представляет собой несовпадение представлений мужа и жены относительно профессиональной карьеры женщины. На сегодняшний день женщина полноправно занимается профессиональной деятельностью и вопрос о том, в какой степени женщина должна посвятить себя семье или же работе, часто является предметом споров между супругами.

Очень важная проблема молодой семьи – несовпадение ценностных иерархий у супругов; противоречия в этой области не всегда обнаруживаются в повседневной жизни, но антагонизм ценностных установок обычно становится очевидным еще в период “проб” и приводит к разрыву отношений. Для молодых супругов более актуальным является умение разрешить конфликты. Каждый день для супругов встают проблемы, требующие немедленного разрешения: куда пойти, как провести свободное время, как и на что потратить деньги, кого позвать в гости и тому подобное. Умение находить компромиссные решения по таким вопросам ведет к сплочению семьи.

Таким образом, проблемы молодых семей многообразны. Основными из них являются материально-бытовые и жилищные проблемы; психологические проблемы; проблема трудоустройства молодых супругов. Для того чтобы молодая семья могла осуществлять все свои функции, необходимо комплексное решение этих проблем, на что и должна быть направлена государственная семейная политика в отношении молодой семьи.

1.2. Диагностика проблем молодой семьи

В данном параграфе остановим внимание на диагностике психологических проблем молодой семьи. Диагностика предусматривает сбор и анализ информации о семье и о её членах.

Выбор конкретных диагностических методик в реальном процессе взаимодействия с клиентами зависит от целого ряда факторов. Сюда можно отнести достаточно формальные, например, доступность методики, возможность материальных затрат на печать бланков и опросных листов, время, которое может потратить клиент и специалист на диагностический этап работы. Кроме того, среди многообразия доступных специалисту методов и методик диагностики проблем семьи необходимо выбрать ту или те, которые необходимым и достаточным образом смогут дать полноценную объективную картину, будут соответствовать предположениям (гипотезе) специалиста. Таким образом, в реальной ситуации взаимодействия с клиентом можно воспользоваться одной или несколькими методиками, а также составить свою “батарею” тестов, включающую только те шкалы, которые позволят получить достоверную информацию.

Целесообразно проводить диагностику:

  • до вступления в брак (представления молодых людей о семье и браке, готовность к семейным отношениям и т.д.);
  • после вступления в брак (мотивы вступления в брак, выбор партнера, психологическая совместимость, особенности распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, особенности общения и взаимоотношений в супружеской паре и.т.д.).

Диагностика молодых людей до вступления в брак позволяет выявить возможные разногласия ещё до вступления в брак и вовремя их скорректировать. К этой группе можно отнести следующие методики :

  • тест на превентивную супружескую совместимость показывает, насколько юноши и девушки в перспективе будут удовлетворены своим браком (А. Добрович);
  • методика “Функционально-ролевая согласованность” (С.В. Ковалевский) помогает определить структуру распределения ролей в семье. Для анализа функционально-ролевой согласованности используются три структуры ролей: нормативная (как должно быть); желаемая (как хотелось бы); квазиреальная (как скорее всего сложится). Рекомендуется также выделить в качестве предмета обсуждения представления клиентов о распределении семейных ролей в нормативном, желаемом и квазиреальном планах;
  • анкета-интервью “Вы вступаете в брак” (В.А. Сысенко) – позволяет выявить мнение вступающих в брак о различных проблемах, с которыми сталкиваются молодожены;
  • тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юнда) – помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции: создание положительного семейного фона, поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспитание детей, интимная жизнь супругов, налаживание здорового семейно-бытового режима и т.д. Кроме этого с помощью данной методики можно наметить перспективы благополучия семейных отношений;
  • методика определения психологической совместимости в браке (Ю.А. Решетняк, Г. С. Васильченко) - модифицированный вариант теста Т.Лири. Несовместимость супругов хотя бы на одном из четырех уровней супружеских отношений - психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом, социокультурном может привести к дисгармонии супружеских отношений;
  • Шкалы любви и симпатии (3.Рубина) – эту методику можно использовать как при индивидуальном, так и при групповом проведении. Ее преимущество – в простой обработке и легкости заполнения. Используя эту методику, психолог может выявить особенности эмоционального отношения респондента к любимому человеку.

Диагностика возникающих психологических проблем после вступления в брак включает в себя собственно диагностику супружеских отношений, а также диагностику детско-родительских отношений. Особенности распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской пары исследуются с помощью таких методик как :

  • Опросник “Общение в семье” (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская) измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения.
  • Проективный тест “Семейнаясоциограмма” (Э. Г. Эйдемиллер) направлен на диагностику характера коммуникаций в семье.
  • Методика “Ролевые ожидания и притязания в браке” (А.Н. Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой.
  • Методика “Распределение ролей в семье” (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) определяет степень реализации мужем и женой той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйки) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнера, психотерапевта.
  • Методика “Типовое семейное состояние” (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное — неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность.

Диагностика психологической совместимости партнеров может включать в себя: определение типа темперамента (Г.Айзенк), личностных факторов (Р.Кеттелл), тест “ММР1” (Дж.МакКинм, С.Хатэуэй), методика рисуночной фрустрации (С. Розецвейг), цветовой тест (М.Люшер) и др.

Социальному работнику необходимо обратить внимание на то, как организован семейный досуг, каковы семейные интересы и ценности. Очень важно понять, как ведет себя молодая семья на социокультурном уровне. Известно, что сходство интересов, потребностей, ценностей и т.д. является одним из факторов супружеской совместимости и стабильности брака. К этому блоку диагностики можно отнести следующие методики:

  • Опросник “Измерение установок в семейной паре” (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, кафедра социальной психологии МГУ) дает возможность выявить взгляды человека по десяти сферам жизни, наиболее значимым в семейном взаимодействии: 1) отношение к людям; 2) альтернатива между чувством долга и удовольствием; 3) отношение к детям; 4) ориентация на преимущественно совместную или преимущественно раздельную деятельность, автономность супругов или зависимость супругов друг от друга; 5) отношение к разводу; 6) отношение к любви романтического типа; 7) оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни; 8) отношение к “запретное секса”; 9) отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи; 10) отношение к деньгам.
  • Опросник “Интересы — досуг” (Т.М.Трапезникова) выявляет соотношение интересов супругов, меру их согласия в формах проведения досуга.

Очень часто в молодой семье интересы, потребности, намерения и желания супругов приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции. В таких случаях, говорят о супружеском конфликте. Молодые супруги не всегда готовы идти на компромиссы, вследствие чего затянувшийся конфликт может привести к разводу. Столкнувшись с этой проблемой, социальный педагог может применить методы диагностирующие супружеские конфликты:

  • Тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Г. П. Бутенко, Т.Л.Романова, факультет психологии МГУ) предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности, а также согласования-рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре. Опросник применяют индивидуально в консультативной практике и в процессе исследования той или иной социальной группы.
  • Методика “Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях” (Ю. Е.Алешина, Л.Я.Гозман) дает возможность охарактеризовать обследуемую семью по ряду параметров: наиболее конфликтные сферы семейных отношений, степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре.
  • Опросник “Конструктивно-деструктивная семья” (КДС) (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис) облегчает диагностику отклонения семьи от конструктивного направления.

Одна из важнейших функций молодой семьи – рождение и воспитание детей. Именно в семье формируется личность ребенка, прививаются общественные нормы и ценности. И от того насколько тесными, доверительными и позитивными будут родительские и детские взаимоотношения зависит будущее психическое развитие ребенка и становление его как личности. Ребенок наиболее остро переживает любой конфликт в семье и задача социального педагога вовремя выявить причину напряженности в семье, сформировать у молодых родителей позитивное и ответственное отношение к ребенку. Методики и следования детско-родительских отношений разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе “родитель-ребенок” глазами родителя, другие - глазами ребенка.

К методикам исследования межличностных отношений в системе “родитель-ребенок” можно отнести следующие:

  • Тест “Родительско-детские отношения” (РАRI) (американские психологи Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптирован Т.Н.Нещерет).
  • Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.
  • Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варга, В.В.Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
  • Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И.Захарова)/

К методикам исследования межличностных отношений в системе “родитель-ребенок” глазами ребенка относятся: графический тест “Рисунок семьи”, который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы; проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений, а также методика А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой “Диагностика эмоциональных отношений в семье”, разработанная для двух возрастных групп: для дошкольников и младших школьников; для подростков.

Для диагностики семейной ситуации развития могут быть использованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, опрос. Много полезной информации специалист получает, применяя биографический метод и проводя анализ документации, касающиеся семьи и ее членов, их прошлого и настоящего, представлений о будущем.

На основании полученного диагностического материала можно составить социальную карту семьи, в которой будут содержаться сведения о ее членах, их возрасте, образовании родителей, их специальностях, месте работы мужа и жены, доходах семьи, сведения о детях (если они есть); состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношения в семье. Установить, к какому фактору группы риска ее можно отнести. В этой карте желательно сделать прогноз экономического развития семьи, предложить вариант помощи (экстренная, стабилизирующая, профилактическая) и аргументировать необходимость реабилитации. Для составления карты семьи можно использовать данные, содержащиеся в социально-педагогическом паспорте.

1.3. Методы и приемы работы с молодой семьей

Молодая семья в современном российском обществе вынуждена приспосабливаться как к внешним условиям (государственная семейная политика), так и к внутренним изменениям, связанным с адаптационным процессом. Причем не все типы семей способны к возрастающей адаптивной способности, в связи с чем, наступает полная или частичная дезорганизация семьи. Государству необходимо защищать молодую семью, так как она является одной из самых незащищенных групп населения и от благополучия этой семьи будет зависеть улучшение демографической ситуации в стране, что является одной из главных задач в современном обществе.

Вся социальная работа по поддержке молодой семьи ведется органами социальной защиты населения. Выделим основные приемы и методы работы с молодой семьёй:

  1. Информационная работа (выявление, сбор и анализ информации о молодых семьях, нуждающихся в поддержке). На этом этапе работы создается и накапливается база данных молодых семей, нуждающихся в социальной поддержке.
  2. Пропаганда услуг оказываемых органами социальной защиты по поддержке молодых семей.
  3. Методическая работа включает в себя изучение информационных материалов, литературы, законодательных актов по проблемам молодой семьи, а также выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с молодой семьёй. Работники органов социальной защиты населения на этом этапе готовят программно-методическое обеспечение для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности.
  4. Социально-психолого-педагогическая работа включающая в себя проведение диагностики проблем молодой семьи, оказание консультативной помощи по семейному взаимодействию, преодолению конфликтных ситуаций (семейное консультирование), а также социально-педагогический и социально-психологический патронаж семьи.

Социально-психолого-педагогическая работа с молодой семьёй проводится поэтапно, её эффективность зависит от степени установления контакта с членами семьи. Выделим основные этапы работы с молодой семьёй:

Установление контакта и доверительных отношений с членами семьи.

На этом этапе социальный работник проводит беседу с членами семьи и ближайшими родственниками с целью выявления и конкретизирования проблем, которые испытывает молодая семья.

Изучение семьи

На втором этапе, если у молодой семьи выявляются психологические проблемы, касающиеся отношений “супруг-супруга”, проводиться полная диагностика супружеских отношений, включающая в себя: изучение микроклимата в семье, взаимоотношение между супругами, психологическую совместимость, совместные интересы и ценности.

Если в молодой семье есть ребенок и на первом этапе выявлены психологические проблемы, касающиеся отношений “родитель-ребенок”, необходимо провести диагностику детско-родительских отношений. Социальный работник должен изучить стили воспитания в молодой семье, эмоциональную окраску отношений в системе “родитель-ребенок”, знание и применение родителями методов и приемов воспитательного воздействия.

Очень часто в молодой семье психологические проблемы тесно связаны с материальными и жилищно-бытовыми проблемами, в этом случае социальный работник должен провести не только психологическую диагностику межличностных отношений, но и оценить социальный статус супругов, а также уровень материального обеспечения и жилищно-бытовых условий. В этом случае можно использовать следующие средства: посещение молодой семьи на дому, составление акта обследования жилищно-бытовых условий, беседу, опрос и т.д.

Обработка результатов социально-психолого-педагогической диагностики.

Сопровождение молодой семьи, с использование семейного консультирования и социального патронажа.

Семейное консультирование,патронаж – это целенаправленное психологическое воздействие на семью и ее членов с целью восстановления, оптимизации ее функционирования и совершенствования отношений между ее членами, создание благоприятных внутрисемейных условий для развития семьи и ее членов. Оно призвано оказать помощь семье в разрешении конфликтов семейных, а также направлено на их профилактику, предупреждение.

Семейное консультирование проводится специалистами на основании знаний закономерностей развития и функционирования семьи как института и “малой группы”, основных проблем молодой семьи, опыта практической работы с людьми.

Основные цели семейного консультирования – это нормализация семейных отношении, чтобы молодая семья могла адекватно реализовать свои функции, а также помощь супругам в обретении способности самостоятельно решать трудные вопросы семейной жизни в дальнейшей активизации их личностных возможностей, формирование потребности в семье и детях. Семейное консультирование направлено на стимулирование социальной активности членов молодой семьи, нравственного и психологического совершенствования их личности. Оно призвано способствовать лучшему развитию личности членов семьи, служит лучшей подготовкой к семейной жизни.

Социальный патронаж молодой семьи – это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможности. Социально-психологический патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи молодым семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние.

Специалисты, осуществляющие психологический патронаж, проводят консультирование; находят вместе с семьёй альтернативные пути выхода из конфликтных ситуации; выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением; помогают снизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений.

Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций. Кроме того, с помощью социального патронажа социальные работники включают в решение проблем семьи.

Действуя в рамках патронажа, социальный работник исполняет самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов молодой семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий. Тем самым социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе.

Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь молодой семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства. Социальный работник при формировании социальной защиты семьи работает с каждой конкретной ситуацией семьи. При этом он оказывает превентивную помощь, направленную на предупреждение прогнозируемой неблагоприятной ситуации, связанной с низкой социальной защитой семьи и оперативную помощь, направленную на разрешение сложившейся неблагоприятной ситуацией, как для ребенка, так и для семьи в целом. В формировании социальной защиты семьи социальный работник использует индивидуальные и групповые формы работы.

Индивидуальные формы работы, такие как консультация, беседа и т.д., социальный работник использует во время патронажа семьи. Социальный работник в работе с семьей использует наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии и т.д. Конечной целью консультационной работы является – актуализировать внутренние ресурсы семьи и социальной защиты, откорректировать отношение семьи к ребенку и наоборот.

Групповые формы работы – лекции, семинары-тренинги и т.д., используются социальным работником во время работы в центре. Групповые методы работы дают возможность родителям семей обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы, получить одобрение и педагогическую поддержку.

Взаимодействие социального работника и семьей по формированию их социальной защиты является успешным, если между ними установлен диалог. Важные требования в связи с этим предъявляются к личностным качествам социального работника (эмпатия, гибкость, общительность, рефлексия, сотрудничество) и профессиональным (направленность на успех родителя семьи, склонность замечать в людях доброе и хорошее).

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология, - М.: “Наука” 1994.

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: Аргус, 1994. – 207с.

3. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике; Раздел 2. Лекция 16., С.307.

4. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. – 1992.- № 7/8 – С. 23-27.

5. Бочарова В.Г. Личность – семья – община становится центром системы социальных служб.// Социальная работа. - 1992. - № 1. С.3-9.

6. Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М.: Наука, 1998 – 123с.

7. Елизаров В.В. Семья в условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. – С.34-35.

8. Жданов В.И. Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. – С.28.

9. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России: уч. Пособие, Тамбов; изд. ТГУ им. Г.Р. Державина. – 1997.

10. Материалы VIII региональной конференции “Вузовская наука” Т2. Общественные науки. Ставрополь. 2004г. с.136 // Бахуташвили Т.В

11. О положении детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад. –2005г. – М., 1998.

12. Основы социальной работы: Учебник // Под ред. В.Н. Курбатова. – М., 1996. – 567 с.

13. Основы социальной работы: Учебник // Под ред. П.Д. Павленок. М.: Юристъ, 1999. – 521 с.

14. Пантелеева Г.С. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие. М.: Филинъ, 2001. – 450 с.

15. Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу. М., 1997. – 225 с.

16. Российская энциклопедия социальной работы. Т.2., Ст. – Семья как объект социальной работы. – М., 1997.

17. Сластёнин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия// Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. / Под ред. Т.Ф. Яркиной и В.Г. Бочаровой. – Т.2. – Москва-Тула. 1993. – С. 265-275.

18. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Жукова. – М., 1997. – 600 с.

19. Социальная работа./Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. Серия “Учебники, учебные пособия”. – Ростов на Дону.:”Феникс”, 1999. – С.426-433.

20. Социальные службы для подростков и молодежи. – Институт молодежи. – М., 1993. – 264 с Социальные службы нового типа: Учебное пособие. Красноярск, 1992. – 50 с

21. Теория и методика социальной работы. (Краткий курс) – М.: издательство “СОЮЗ”, 1994, 192 стр.

22. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1995. – 456 с Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебник. М. ИНФРА-М., 2000. – 379 с.

23. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие, (часть I) – М.: МГСУ, 2000.-240 с.

24. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. – М., 1996.