Закон и Я

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: профилактика совершения правонарушений воспитанниками, формирование правовых знаний с целью благополучной социализации воспитанников.

Задачи:

  • развивать правовую культуру воспитанников;
  • выработка активной жизненной позиции.
  • вырабатывать у детей ценностные ориентации в общественных отношениях, формирование правосознания;
  • способствовать усвоению моральных норм и ценностей;
  • способствовать профилактике и коррекции нарушений социально-личностного развития.

Оборудование и материалы: проектор, карточки, словари.

Словарь: кодекс, наказание, административное правонарушение, уголовное правонарушение.

Ход занятия

Добрый день, дети! Добрый день, гости!

Я рада вас видеть на нашем занятии! Таких внимательных, серьезных, законопослушных граждан нашей страны. А кого называют законопослушным гражданином?

И сегодня мы поговорим на тему “В стране законов”

Релаксация

Воспитатель: а в этой стране живут люди добрые, не способные делать плохие поступки среди людей. А какие мы добрые сейчас мы и узнаем. Встали все в полукруг каждый из вас сейчас должен бросить мяч другому, при этом сказать что-то хорошее о нем.

- Ребята, молодцы. Но в жизни можно встретить и другую категорию людей, которые живут, нарушая законы, делая другу другу плохо, даже нарушая законы.

Сегодня мы поговорим о нарушениях административных, которые очень часто наблюдаются среди окружающих, и уголовных - опасных правонарушениях.

Зачитывает ребенок. (Слайд № 1-5)

- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, все можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось.

В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя.

Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Вывод.

- Почему жители были счастливы и довольны?

Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

- Давным – давно, когда еще не было законов, народ, используя житейской опыт и предостерегая людей от проступков, за которые нужно будет отвечать, слагал пословицы и поговорки. Многие из них актуальны и в наше время.

“Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом” - как вы понимаете эту пословицу?

Дополните знакомые вам пословицы:

  • “Украсть-в беду ... (попасть).
  • “Не воровством добывают деньги, а ... (ремеслом)

Как вы понимаете смысл этих народных изречений? Обсуждение.

(Слайд № 6) (читают дети)

Дав порядок нам Закон,
Ограничил нам свободу.
И суров – собою он,
Говорит, как жить народу

Помните, в любой жизненной ситуации вы должны вести себя достойно, справедливо и уважать закон.

Именно, знания законов помогут вам поступить так, чтобы не пришлось сожалеть ни вам самим, ни другим окружающим вас людям. А чтобы назвать, где в наше время прописаны законы, вам необходимо разгадать анаграммы:

МИНДИСИТРАЫТВНЙА КСОДЕК

ЙУОГОВНЛЫ КОКЕСД

КИНОСТЯИТЦУ

Основной закон нашего государства - Конституция РФ. (Слайд №7 Конституция)

В Конституции РФ определены права и обязанности человека и гражданина.

Давайте назовем наши права: (слайд №8. Дети зачитывают)

Права:

  • Жить и воспитываться в семье
  • Получить паспорт гражданина РФ
  • Работать в свободное от учебы время
  • Право на охрану здоровья.

Зачитаем наши обязанности: (слайд №9 Дети зачитывают)

Обязанности.

  • Слушаться родителей и лиц, их заменяющих
  • Получить основное общее образование (9классов)
  • Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
  • Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ребята, большую часть дня вы находитесь в колледже, а после занятий возвращаетесь домой. У вас свободное время, рядом нет воспитателя ,учителя, которые контролируют ваше поведение и как показывают факты, большинство правонарушений дети совершают в свободное от школы время.

Мы с вами рассмотрим два вида правонарушений: это административные и уголовные правонарушения, которые записаны в кодексах.

А что такое Кодекс? (работа со словарем)

(слайд №10) Административные правонарушения: за такие правонарушения предусмотрены наказания: предупреждение, штраф, изъятие документов, изъятие предметов преступления, назначают исправительные работы до 2-х месяцев, арест на 15 суток (по решению суда). Такие правонарушения как-проезд без билета, мелкое хулиганство; употребление спиртных напитков и курение в общественных местах .

Уголовный кодекс предусматривает ответственность за различные правонарушения с 14 лет: за Убийство; умышленное причинение тяжкого, среднего вреда здоровью; похищение человека; изнасилование; кража; разбой; вымогательство; умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества; неправомерное завладение транспортного средства; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; хищение либо вымогательство; приведение в негодность транспортных средств;

(Слайд №11). Уголовные правонарушения: за такие правонарушения предусмотрены наказания: арест, ограничение свободы, лишение свободы на неопределенный срок, пожизненное лишение свободы.

На доске развешаны карочки-14лет, 16лет, 18лет.

Детям раздаются вопросы:

  1. До какого возраста подросток считается несовершеннолетним? (18)
  2. С какого возраста наступает административная ответственность? (16)
  3. С какого возраста может наступать уголовная ответственность? (14)
  4. С какого возраста несовершеннолетнему можно устроиться на работу? (14)
  5. До какого возраста запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним? (18)

Читают вопрос и подходят к той карточке, которую считают правильным ответом. Обсуждение.

- Рассмотрим несколько ситуаций и определим какие были совершены правонарушения и применены наказания.

- А что такое наказание? ( работа со словарем)

Дети зачитывают ситуации:

1. Девятиклассники Саша, Витя, Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. В аллее, около Дома Культуры ребята остановились покурить.

2. Семиклассники Саша, Женя, Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровиться.

3. В класс вбегает ученик:

- Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

4. К “сообщившему о теракте” подходит ученик и бьет его учебником по голове, “сообщивший” падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

5. На перемене.

- Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

- Не дам, он новый, только вчера купили.

- Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

6. В классе идет спор двух учащихся:

- ...Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне только стоит им пожаловаться – и тебе не жить.

Воспитатель: “Часто можем видеть следы пребывания наших детей-разрисованные стены, сломанные двери, исписанные столы. А знают ли дети, что их действия попадают под статью?”

Театрализованная сценка: вбегают дети. Девочка в эмоциях кричит:

“Помогите, помогите!!! За мной гонятся!”

За ней вбегает мальчик, и кричит : “Все равно догоню.....!” Роняет девочку на пол. Вырывает сумочку и убегает”

Ребята, как бы вы поступили, если вы были бы рядом? Что бы вы предприняли? (рассказы детей)

Какое правонарушение произошло в данном случае?

Воспитатель: “Ребята, просмотрим видеофрагменты и проанализируем данные правонарушения”

Какой вид ответственности несет гражданин России за данное нарушение?

Воспитанники зачитывают:

(Слайд № 12-16)

- Подросток появился на улице в нетрезвом виде?

- Избил одноклассника (уголовная ответственность)

- Переходил дорогу в неположенном месте.

- Нецензурно выражался в общественном месте

- Совершил кражу мобильного телефона.

Привести примеры из реальной жизни. С какими правонарушениями дети встречались, были свидетелями.

Воспитатель:

- Ребята, а почему подростки совершают правонарушения?

(плохая компания, зависть, спор, желание выделиться среди других, показать свое “геройство” перед девочкой, нехватка денег, давление сильных и т.д.)

Подведение итогов.

Мы рассмотрели несколько наиболее часто встречающихся ситуаций. Чтобы вы не делали, вы всегда должны помнить, что живете на свете не одни. И должны вести себя так, чтобы окружающим было легко и приятно с вами общаться.

Хотите, чтобы вас считали самостоятельными и ответственными людьми? Докажите это. А как это можно доказать?

Выполняя свои обязанности (слайд №17) (читают дети)

  1. Не нарушать закон
  2. Уважать права и свободу других лиц.
  3. Сохранять природу и окружающую среду
  4. Защищать Отечество.

(Слайд № 18)

Закончить занятие я хочу словами “Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему” (Вольтер).

Молодцы! Мне очень приятно, что вы понимаете всю меру ответственности за совершение противоправных действий.

Воспитатель:

- Ребята, что нового вы для себя узнали на нашем занятии?

- Так давайте будем законопослушными гражданами нашей великой страны.

Спасибо за работу.