Урок окружающего мира "Наше государство"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока: формировать понятия государство, государственные символы, государственные границы, армия, президент; продолжить формировать умение работать с текстом; воспитывать патриотические чувства, уважение к государственным символам.

Оборудование: политическая карта России, картинки с изображением государственных флагов и гербов России и других государств, запись гимна России.

Ход урока

1. Организационный момент. Общая подготовка и эмоциональная настройка к уроку.

Повторение ранее полученных знаний и актуализация нового знания.

- На предыдущем уроке мы с вами говорили о Родине и выяснили, что россияне называют Родиной Россию – страну, в которой они живут.

- Наш сегодняшний урок будет посвящен нашему государству – России, или как её ещё называют – Российской Федерации. Слово “федерация” означает, что государство объединяет много республик, краёв и областей.

2. Введение нового знания.

- Мы с вами говорили, что на российской земле есть горы, леса, степи, моря, реки и озёра. Наша земля богата разнообразными полезными ископаемыми. Нам есть чем гордиться, ведь Россия – государство с самой большой территорией. (Учитель показывает на карте территорию государства). Её просторы располагаются от северных морей и до высоких гор на юге, от соседних государств – Украины и Белоруссии на западе и до Тихого океана на востоке. Сравните территорию России и, например, США и Китая (показываю детям территории государств на карте). Кто попробует показать нам эти государства на политическом глобусе?

- От соседних государств Россия отделена границами: морскими (по морям) и сухопутными (по суше). Границы государства охраняет армия.

- У всех государств мира есть свои символы.

- Что такое “символ”, как вы понимаете это слово? (символ - это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл).

- Символами государства являются флаг, герб и гимн.

- На современном гербе России изображен двуглавый орёл (Учитель помещает изображение герба России на доске).

- Что вы знаете об орле? Подберите слова, наиболее характеризующие эту птицу (гордый, свободный,...)

- На груди орла помещен герб Москвы, о котором мы поговорим на следующем уроке. Это значит, что Москва – столица могучего Российского государства.

- Сам герб изображен в виде щита. Что такое “щит”? (вооружение древнего воина)

- А для чего он был нужен воину?

- Где вы видели герб России? (в паспорте стоит гербовая печать, свидетельствующая о том, что человек является россиянином; на документах) – Учитель показывает детям паспорт, документ (приказ) школы с гербовой печатью.

- Итак, мы с вами познакомились с гербом нашего государства. А теперь познакомимся с флагом. Флаг, как и герб – отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность. Флаг России трехцветный (Учитель помещает на доску изображение флага России, других государств).

- Как вы думаете, что символизируют эти полосы?

- Сверим наши предположения по учебнику, откройте страницу 81. Раскрасим флаг в тетради цветными карандашами.

- Посмотрите на флаги других государств: Америка, Китай, Япония.

- Как вы думаете, что изображено на флаге Японии? (Солнце: японцы считают, что день начинается с них, т.к. Солнце встает на востоке).

- Где вы встречали флаг нашего государства? В каких случаях поднимают флаг? (когда спортсмены побеждают на соревнованиях, флаги развешивают по городу в государственные праздники)

- Чтобы попасть из одного государства в другое, необходимо пересечь государственные границы. Это можно сделать на разных видах транспорта. Вот, например, водные просторы бороздят корабли, как же узнать, какому государству принадлежат суда? (вешают флаг). Люди осваивают космос, американцы первые побывали на Луне и тоже оставили там символ своего государства – флаг.

Физкультминутка.

Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращения корпусом вправо и влево)
Мы работаем руками,
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех?
Чтобы ноги не болели,
Раз – присели, два – присели,
Три, четыре, пять и шесть,
Семь и восемь, девять, десять.
Рядом с партою идем,
И садимся мы потом.

- Нам осталось познакомиться с 3-м символом государства – гимном.

- Что такое “гимн”? (торжественная песня, славящая кого-либо или что-либо).

А в каких случаях его исполняют? Проверим себя по учебнику на стр. 81

- Во время публичного исполнения гимна присутствующие встают и кладут руку на сердце (мужчины снимают головные уборы). Правила поведения требуют уважать гимн любого государства, слушать его внимательно, прекратив разговоры.

- Сейчас мы с вами послушаем гимн нашего государства. Его слова написаны у вас в учебнике. Попробуйте про себя пропеть наш гимн (Слушаем гимн стоя).

- В тексте гимна о России говорится: “священная, любимая, родная...” - какие из этих слов выражают нашу любовь к Родине?

- Какие слова гимна выражают чувство гордости за нашу Родину?

- Какие поэтические слова гимна подчёркивают величие нашей Родины?

- Молодцы, очень хорошо работаете!

- Мы с вами уже знаем, что являемся членами общества, что общество ребенка начинается с семьи, в которой у каждого есть свои обязанности. Мы с вами россияне – граждане России и у нас с вами тоже есть обязанности по отношению к государству. Как вы думаете, какие это обязанности?

- Проверим себя по учебнику стр.82.

- Итак, мы узнали, что Конституция – главный закон государства, в котором прописаны права и обязанности его граждан.

- А какие права и обязанности имеете вы в данный момент? (право на получение образования, право на отдых, на жилище, на безопасность)

- Вспомните, что охраняет границы государства? (армия)

- А как вы думаете, за порядком в самом государстве кто следит? (полилиция).

- Наше государство как большая семья, которая объединяет людей разных национальностей. И как у всякой семьи, у нее есть традиции: народы России вместе празднуют государственные праздники.

- Какие государственные праздники вы знаете? Сверим наши знания по учебнику на стр.82.

3. Первичное закрепление и контроль.

- А теперь возьмите в руки карандаши и самостоятельно попробуйте выполнить задание №4 в учебнике: подпишите название праздников.

- Проверяем.

-А теперь посмотрите на стр.80 в учебнике. Там тоже изображен герб России. Сравните его с тем, что помещен у меня на доске. Чем отличаются? Как же так получилось, что гербы разные? (Герб, нарисованный в учебнике – старый. Пришел он к нам из Византии во времена Ивана 3. В то время Византийская империя была поделена на две части, поэтому орёл и смотрит в противоположные стороны.)

- А что за памятник мы видим на правой иллюстрации? (памятник Тысячелетию России) А в каком городе он стоит, как вы думаете? (В Великом Новгороде, т.к. этот город был первым центром русского государства. Установили его в 1862 году).

4. Итог урока.

- О чём шла речь на уроке?

- Какие символы государства вы узнали?

- Что защищает границы государства?

- Где записаны обязанности граждан?

- Приведите примеры государственных праздников.

5. Информация о домашнем задании.

- Дома вы закрепите знания по данной теме, изучив текст в учебнике на стр. 80–82 и выполнив №3 на стр.82.Спасибо вам за работу! Вы – молодцы!