Авторское педагогическое пособие «Мягкая книга-трансформер «Ферма»

Разделы: Работа с дошкольниками


Работа учителя-логопеда требует ежедневного разнообразия игр и приемов в работе.

Предлагаем Вам идею, как сделать занятие с ребенком увлекательным, и при этом решить множество задач по развитию речи.

Мягкая книга-трансформер “Ферма” в нашем варианте изготовлена на заказ, но уверена, что многие т смогут создать такие мягкие книги самостоятельно, приложив свои умения и фантазию.

Данную книгу можно использовать, как в раннем, так и в старшем дошкольном возрасте, в зависимости от целей поставленных логопедом.

Мы предложим Вам варианты игр и пути решения некоторых логопедических задач. (слайд 2) Презентация.

В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, прежде всего используем материал для сенсомоторного развития.

Данная книга изготовлена из ярких по цветовой гамме материалов, что непременно увлекает ребенка. Пособие оснащено бубенчиками, бусинами, пуговицами, элементами на липучках, кнопками, ракушками, вязанными деталями и нашитыми деревянными фигурками. (слайд 3)

Некоторые фигурки объемные и внутри имеют пищалки. Фактура материалов крайне разнообразна (дерево, пластмасса, сетка, вельвет, липучка, ворс, атласные ленты, хлопок, фетр). Все это позволяет обогащать тактильный опыт ребенка, а также развивать тонкие функциональные возможности кистей и пальцев рук. (слайд 4)

В работе с маленькими детьми данную книгу целесообразно использовать для формирования и/или обогащения словарного запаса.

Ребенка можно познакомить с членами семьи (бабушка, дедушка, мама, папа, сын и дочь), познакомить с семьями домашних животных и птиц (собака, коза, кошка, овца, свинья, кролик, лошадь, утка, индюк, гусь, курица, петух), а также с овощами и фруктами. (капуста, морковь, яблоко, груша). (слайд 5)

Используя красочные фигурки животных и птиц, отрабатываем с ребенком звукоподражания.

(Например: Как лает собачка? – Гав-гав;

Давай постучим в домик - тук-тук;

Как у коровки звенит колокольчик? - дин-дон и т.д.

В более старшем возрасте учим употреблять глаголы (овца - блеет, корова - мычит, петух - кукарекает, гусь - гогочет). (слайд 6)

Яркое оформление пособия позволяет закрепить знания об основных и дополнительных цветах, а также постепенно учить ребенка согласовывать прилагательные с существительными (красная крыша, зеленая капуста, желтый цветок). (слайд 7)

В более старшем возрасте, учим детей согласовывать числительные с существительными, а также образовывать множественное число существительных в родительном падеже .
(одно яблоко, два яблока, много яблок; одна овца, две лошади, одна свинья и четыре поросенка.) (слайд 8)

Как мы упоминали ранее фигурки животных и птиц представлены семьями, что позволит познакомить, а в ходе работы закрепить названия детенышей и их родителей. (корова-бык-теленок, курица-петух-цыпленок и т.д.) (слайд 9)

В работе с детьми старшего возраста обогащаем словарь: профессиями в деревне (птичница, доярка, лесник и т.д.), названиями помещений, где проживают животные и птицы (курятник, коровник, свинарник, конура (будка), птичий двор, скотный двор), а также формируем обобщающие понятия (овощи, фрукты, семья, домашние птицы, домашние животные), расширяем глагольный словарь (копает, выдергивает, пасется, ныряет). В вводим в обиход слова: урожай, грядка, плод, корнеплод, жердочка, гнездо, наседка, корыто, дымоход, мельница, лейка, подсолнух, пруд, озеро, копыто, грива, и т.д.) (слайд 10)

Зачастую, используя в логопедической работе банальные разрезанные картинки животных, детям бывает трудно усвоить притяжательные прилагательные, но в игре, где они могут сами поучаствовать это происходит быстро и увлекательно. (Разные животные будут прятаться от нас в загоне. Мы должны будем догадаться: Чей хвост (голова) видны? лошадиная голова, петушиный хвост...) (слайд 11)

Работа над закреплением антонимов, тоже имеет место быть (дом большой - конура маленькая, бабушка старая - мама молодая, лошадь высокая - овца низкая).

С детьми старшего возраста стоит отработать сложносоставные прилагательные – бык с большими рогами – большерогий бык, гусь с длинной шеей - длинношеий гусь и т.д.) (слайд 12)

Книга также позволяет закрепить простые и сложные предлоги.

(Петух сидит на заборе, утенок за кустиком, он выглядывает из-за кустика ...) (слайд 13)

Книга также позволяет закрепить простые и сложные предлоги.

(Петух сидит на заборе, утенок за кустиком, он выглядывает из-за кустика ...)

Со старшими детьми конструирует распространенные предложения.

(Девочка поливает морковку из лейки.) (слайд 14)

В дальнейшем обучаем детей конструировать рассказы:

- Рассказы - описания животных и птиц.

Рассказ “Семья”

- Рассказ “Урожай”

- Рассказ “На пруду” и т.д.

Приложив немного усилий и подобрав подходящие тексты для пересказа, а также используя наглядный и тактильный материал пособия как опору, мы учить детей грамотно, последовательно репродуцировать текст.

Например:

Утка Кряка.

Это утка Кряка. Клюв у неё жёлтый, лопаткой. Лапки тоже жёлтые, с перепоночками. Глазки у неё как бусинки. У утки трое утят. Утята жёлтенькие и пушистые, как комочки. Утка и утята плавают в пруду. Пруд глубокий, большой и чистый. (слайд 15)

Мы показали Вам лишь небольшую толику тех возможностей данного пособия, которые можно использовать при развитии и коррекции речи.

На нашей практике мы убедились, что мягкая книга-трансформер не только интересный и увлекательный объект для детей, но и практичный, новый и доступный материал для учителей-логопедов, педагогов и родителей, который позволяет мотивировать детей разного возраста к познанию! (слайд 16)