Цель:
- формировать представление детей о лекарственных растениях и их свойствах,
- расширить и конкретизировать экологические представления по теме,
- воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям.
Планируемые результаты
Предметные
Знания:
- знать лекарственные растения и их свойства,
- понимать значение лекарственных растений в жизни людей и необходимость бережного к ним отношения,
- применять полученные знания на практике.
Метапредметные
Познавательные УУД:
- использовать учебник и другие источники информации;
- описывать лекарственные растения и их свойства;
- приводить примеры использования лекарственных растений в жизни;
- оценивать информацию и проверять её достоверность.
РегулятивныеУУД:
- понимать суть проблемы, принимать и сохранять учебную задачу;
- осваивать способ решения проблем;
- оценивать результат деятельности;
КоммуникативныеУУД:
- отвечать на вопросы учителя;
- осуществлять совместную работу;
- допускать возможность существования различных точек зрения.
Личностные:
- осознание ответственности человека за общее благополучие,самостоятельность и ответственность за свои поступки.
Ход занятия
1. Мотивационно-ориентировочный этап.
- Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?
(Растения кормят человека, одевают, из них делают мебель, строительные материалы,получают топливо, лечат человека, украшают нашу жизнь и т.д.)
- Разгадайте кроссворд и по ключевому слову догадайтесь, о чём мы будем говорить на занятии? <рисунок1>
1)
Стоят в поле сестрички
Жёлтый глазок, белые реснички.
(ромашки)
2)
Что скажите за растенье
Все считают сорняком?
У кого цветки-колючки
Прицепляются шипом?
Кто в природе повсеместно
Сам себя распространяет
И нередко, при болезнях,
Многим людям помогает?
От детишек до старух
Как зовут его? ….. (Лопух)
3)
Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!
А найдёшь возле хаты
Называется - ..... (мята)
4)
Вдоль дорожек он растёт
Только вовсе не цветёт
Кровь остановить им можно
Что за травка?..... (подорожник)
5)
Обжигает, как огонь !
Ты смотри, её не тронь!
Розрослась под старой сливой
Очень жгучая - ..... (крапива)
6)
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик
Бывший - ....... (одуванчик)
7)
Запасают меня люди
Как лекарство при простуде
Не страшны и грипп, ангина
Если рядом я -....... (малина)
- О чём пойдёт речь на нашем занятии?
- Что называют аптекой?
Свободные высказывания детей.
- Давайте прочитаем в толковом словаре значение слова аптека.
Толковый словарь.
Аптека - учреждение, занимающееся продажей готовых лекарственных препаратов и других медицинских товаров, а также изготовлением лекарств по рецептам врача.
- Сегодня на занятии мы поговорим о “зелёной аптеке”.
- Что называют зелёной аптекой”?
Дети высказывают предположения.
Лечение целебными травами издавно привлекало внимание людей.Фитотерапия зародилась в глубокой древности. Травы — настоящая кладовая здоровья, в них спрятаны вещества, которые помогают больному организму справиться с недугом. На Руси лечили травами ведуны, знахари, травники.
- Как можно объяснить значение слова травник?
- Но зачем в наше время компьютерной техники и фантастических достижений медицины говорить о лекарственных травах? Есть таблетки, микстуры и различные быстродействующие вещества. Они помогают бороться с болезнью с одной стороны, а с другой - оказывают побочные действия.
- Мы поговорим подробно о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности.
- Какие лекарственные растения нашей местности вы знаете?
2. Практический этап. Работа в группах.
Дети распознают лекарственные растения в гербарии, раскладывают этикетки, находят дополнительную информацию на карточках, готовят краткие сообщения.
Карточка 1
Подорожник растёт там, где ходят люди.Подорожник незаменим в походе.Настой листьев применяют как отхаркивающее средство при бронхите, пневмонии, коклюше, астме. Отваром полощут полость рта при восполении дёсен, зубной боли. Посмотрите себе под ноги, вдоль тропинки - и вы обязательно найдёте листья подорожника.
Карточка 2
Крапива как лекарственное растение известна давно.Одна крапива заменяет семерых врачей-так гласит народная пословица. Её используют как кровоостанавливающее средство, настой из цветков применяют при заболеваниях кожи, употребляют как ранозаживляющее средство, настой из листьевиспользуют для полоскания горла при ангинах. Свойство крапивы “кусаться”издавна используют в медицине как отвлекающее средствопри ревматизме и ломоте суставов. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны.
После кулинарной обработки годятся для щей и салатов.
Карточка 3
Землянику собирают не только для варенья.С глубокой древности землянику используют в лечебных целях. В её ягодах содержится большое количество витаминов. Плоды земляники возбуждают аппетит, регулируют пищеварение. Высушенные листья земляники заваривают как обычный чай.
Карточка 4
Тысячелистник обыкновенный-очень интересное растение. Его используют как кровоостанавливающеесредство. Отвар применяют для полоскания полости рта.
Карточка 5
Малину любят не только насекомые, звери и птицы, малину заваривают в чай при простуде, варят из неё варенье.
Карточка 6
На одном и том же стебельке одни цветки тёмно-розовые, другие - васильково-синие. Это медуница. Она получила своё название так потому, что в её цветках содержится много нектара. Это - один из самых ранних медоносов. Медуница - красивый цветок, который охотно срывают все, кто оказывается в лесу.
Жаль только,что вместо скромненького букетика у них в руках оказывается целая охапка.
Карточка 7
Ландыш – лекарственное растение, используемое как в народной, так и в традиционной медицине. В качестве средства, укрепляющего и нормализующего сердечно-сосудистую систему, применяют настойку из цветков, листьев и стеблей. Вещества ландыша используют при неврозах сердца, кардиосклерозе, пороках сердца и сердечной недостаточности. Их нередко употребляют в сочетании с валерианой и боярышником и другими лекарственными растениями.
Работа с выставкой книг, посвящённых лекарственным растениям.
- Узнать о других лекарственных растениях можно из различных книг. Книги научат правильно собирать и хранить лекарственные растения. (Дети рассматривают книги, читают названия, отрывки и т. д.)
Демонстрация презентации (7 слайдов) сопровождается выступлением детей.
Игра “Одуванчик”
1. Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчик на полянке растёт. (дети встают)
2. Ветер налетел, стал дуть на одуванчик. (раскачивают поднятыми руками)
3. Ветер подул ещё сильнее. (дети разбегаются на носочках)
4. Вдруг полетели белые парашютики (дети приседают)
5. Там, где упали парашютики, снова вырастают одуванчики. (дети встают)
3. Постановка проблемного вопроса.
- “Зелёная аптека” может закрыться?
Подумаем над причинами этой тревоги и поразмышляем над способами помощи “зелёной аптеке”.
- Как мы можем помочь растениям весной?
- Какой кодекс законов поведения в природе надо выполнять, чтобы “зелёная аптека” действовала?
- Выберите с этой целью запрещающие знаки и обоснуйте их необходимость.<рисунок 2>
- Какие проблемы должны решать взрослые, чтобы “зелёная аптека” не закрылась?
-Но есть, к сожалению, и другие причины, не исключающие возможности её закрытия.Поразмышляем над ними. (Вырубка леса, использование удобрений и ядохимикатов, загрязнение воздуха,почвы в процессе хозяйственной деятельности человека). Лекарственные растения не только гибнут, но и впитывают в себя вредные растворимые в воде и в воздухе вещества и становятся настоящим ядом.
Чтобы “зелёная аптека” не закрылась, всем - и взрослым и детям-надо быть разумными и дальновидными.
4. Рефлексивно-оценочный этап.
Самостоятельная работа. Соедините рисунок лекарственного растения с названием.
5. Итог занятия.
- Что узнали нового и чему научились на занятии
Выводы:
- Из лекарственных растений делают лекарства.
- Лекарственные растения эффективны при лечении многих заболеваний.
- Многие лекарственные растения нуждаются в охране, поэтому их нельзя рвать без надобности.
Закончить занятие хочется словами
Люди,оглянитесь-ка вокруг,
Как природа истинно прекрасна.
Как нужна забота ваших рук,
Чтобы красота её не гасла.