Постулаты Н.Бора (слайд 1)
Ключевые слова: атомная физика, атом, Резерфорд, Томсон, эксперимент, модель атома, противоречия, Н.Бор, постулаты, стационарные орбиты, излучение, спектры.
Цель урока: (слайд 2)
- Расширить знания учащихся по вопросу строения атома.
- Изучить фундаментальный эксперимент английского физика Эрнеста Резерфорда, проведённый им для выяснения строения атома;
- Ознакомиться с планетарной моделью атома по Э.Резерфорду и доказать ядерную модель атома на основе опытов Резерфорда;
- Раскрыть недостатки/затруднения данной модели и пути их разрешения/преодоления.
Задачи:
Обучающие:
- Синтез со знаниями, полученными ранее на уроках физики и химии, необходимыми для формирования целостного представления об атоме.
- Способствовать формированию представлений о фундаментальности экспериментов на основе их значимости в изучении природы;
- Использовать качественные представления о вариантах взаимодействия заряженных частиц для обучения решению задач на качественном и количественном уровне.
Развивающие:
- Способствовать развитию знаний об атоме.
- Пробудить у учащихся интерес к научно-популярной литературе, к изучению предпосылок открытия конкретных явлений.
- Формировать у учащихся научное мировоззрение на примере истории развития взглядов на строение атома.
- Продолжать формировать умение самостоятельно работать с различными источниками информации, обобщать материал.
- Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.
- Развивать познавательные способности учащихся, формировать у них как конкретно-образное (анализ опытного факта, выделять основные признаки, умения соотносить и сопоставлять), так и абстрактное (предсказание новых фактов) мышление.
- Развитие речи (обогащение словарного запаса, коммуникативных свойств, усложнение смысловой функции речи).
Воспитательные:
- Развитие навыков коллективной работы;
- Развитие навыков культуры общения; воспитание основ нравственного самосознания; толерантного отношения друг к другу;
- Умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту.
Показать значение:
- опытных фактов для доказательства научных гипотез.
- причинно-следственных связей в познаваемости явлений.
- моделирования вещества в познаваемости явлений окружающего мира.
- раскрыть взаимосвязь строения вещества и внешних его свойств как пример проявления одного из признаков метода диалектического познания явлений.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- Строение и состав атома вещества.
- Суть эксперимента Э.Резерфорда и теории строения атома по Резерфорду, достоинства и затруднения теории.
- Пути преодоления затруднений теории строения атома по Резерфорду, постулаты Н. Бора
Учащиеся должны уметь:
- Объяснять и анализировать результаты экспериментов Э.Резерфорда.
- Объяснять различия атомов исходя из их внутреннего строения.
- Определять состав атома, используя ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Формы организации работы учащихся:
индивидуальная, фронтальная, групповая,Формы организации работы учителя:
- проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации
- постановка цели занятия перед учащимися;
- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Методы обучения:
эвристический метод, исследовательский, объяснительно-репродуктивный, побуждающийФормы обучения:
эвристическая беседа, наглядные, практические (упражнения); фронтальная работа, самостоятельная работа, индивидуальные задания.Девиз урока: “Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия”. Р.Фейман.
Оборудование урока:
- Таблица “Схем опыта Резерфорда”.
- Таблица результатов урока.
- Персональный компьютер, презентация, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска).
- Указка.
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Изложение нового материала.
- Отработка изученного материала.
- Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проблема строения атома остается актуальной и для современной науки. Элементарные частицы, ядро атома, атом, молекула – все это объекты микромира, не наблюдаемого нами. В нем действуют иные законы, чем в макромире, объекты которого мы можем наблюдать или непосредственно, или с помощью приборов.
2. Актуализация знаний: (слайд 3)
Вопросы к учащимся:
- Что вам известно о строении вещества?
- Как мы узнаем о строении вещества?
- Каково строение атома?
- Как можно узнать о строении атома?
- Что такое электрон?
- Имеет ли ядро атома внутреннюю структуру?
- Входят ли электроны в состав ядра?
3. Изложение нового материала.
Учитель физики. Сегодня на уроке мы должны доказать сложное внутреннее строение одной очень маленькой частички - атома. Слово “атом” придумал очень давно, более 2500 лет назад, древнегреческий философ Демокрит. С греческого слово “атом” переводится как “неделимый”. Так ли это? (слайд 4)
В истории развития физики одна из самых интересных и увлекательных страниц – это история открытия сложного строения атома. В конце XIX- начале XX в. идеи о строении атома витали в воздухе, различные догадки ученых создавали духовную атмосферу, в которой, в конце концов, и рождалось открытие, ведь в то время ничего о внутреннем строении атома не было известно.
Историческая справка – взгляды на строение атома
Сообщение ученика 1: Приложение 1
Сообщение ученика 2: (слайд 5) Приложение 2
Сообщение ученика 3: (слайд 6, 7) Приложение 3
Учитель физики: Приложение 4
Модель Томсона нуждалась в экспериментальной проверке. (слайд 8, 9, 10)
Этой задачей занялся Эрнест Резерфорд (1871-1937 гг.) (слайд 11, 12, 13)
– английский ученый, известный своими исследованиями строения атома и радиоактивности, один из создателей атомной и ядерной физики. Резерфорд был членом Лондонского королевского общества – академии наук Англии, почетным членом более 30 академий и научных обществ разных стран мира, в том числе Академии наук СССР. В 1908 году он стал лауреатом Нобелевской премии за исследования радиоактивности. В 1931 г. Э. Резерфорд за свои научные заслуги стал пэром Англии, получив титул лорда Нельсона
В лаборатории Резерфорда были проведены следующие эксперименты
(слайд 12).
Ответ учащихся; Опыт Резерфорда – описание эксперимента (анализ слайда 14)
Результаты опыта (слайд 15, 16, 17) Приложение 6
Вопрос учащимся: Как можно объяснить результаты опытов? (слайд18 - 20)
Ответ учащихся Приложение 7
Учитель физики: По соотношению между общим числом частиц и числом отклонившихся на определенные углы частиц рассчитывается размер ядра и заряд ядра. Оказалось, что радиус ядра имеет порядок 10- 12 см (10- 14 м). Заряд же ядра положителен и определяется формулой q = Z*e, где Z - порядковый номер элемента в периодической системе, а е - модуль заряда электрона. Однако, ядерная модель атома оказалась в противоречии с классической физикой.
Представление обучающимся интересной исторической справки: “О результатах своих исследований Резерфорд сообщил в феврале 1911 г. Через три месяца его доклад был опубликован, и мир узнал о новой, планетарной модели атома. Осенью того же года состоялся первый Сольвеевский конгресс в Брюсселе, на который приехали выдающиеся физики Европы: М. Планк, А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, Х.А. Лоренц, В. Нернст и др. Среди приглашённых участников был и Э. Резерфорд. С волнением он ожидал оценки своей работы. И что же он услышал? Ничего. О предложенной им модели атома не было сказано ни слова. Вообще-то председательствующий на конгрессе Лоренц говорил о достоинствах атомной модели, только не резерфордовской, а той, “которая была предложена сэром Дж. Дж. Томсоном”. Таким образом, научный мир не принял всерьёз модель атома Резерфорда”.
“Я был поражен простотой аппаратуры, которую вы используете, и блестящими результатами, которые вы получили. Мне представляется гением тот, кто может работать со столь примитивным оборудованием и собирать богатую жатву, далеко превосходящую то, что бывало добыто с помощью самых тонких и сложных приборов.” Хантаро Нагаока. Из письма Резерфорду в 1911 г.
Для выяснения причин такого отношения учёного мира к результатам экспериментальной деятельности Резерфорда обучающимся предлагается самим разобраться в данном вопросе и возникших противоречий.
Вопрос учащимся: Каков характер противоречий данной модели атома с классическими представлениями? (слайд 21)
Ответ учащихся: Приложение 8
- Противоречие 1.
- Противоречие 2.
- Противоречие 3.
Таким образом, факт длительного существования атомов несовместим с планетарной моделью атома Резерфорда, если ее рассматривать с позиции классической электродинамики.
Постулаты Н.Бора. (слайд 22)
В конце 19 века большие успехи были достигнуты в изучении линейчатых спектров вообще и линейчатого спектра водорода в особенности. Внимательный анализ спектра водорода позволил в 1885 г учителю физики одной из швейцарских школ И. Бальмеру установить, что частоты линий в видимой части спектра водорода могут быть вычислены по формуле, которая получила позднее название формулы Бальмера. Ядерная модель Резерфорда не могла объяснить этих спектральных закономерностей.
В 1913 году датский физик Нильс Бор предпринял попытку создания качественно новой модели атома, (но это тема следующего урока).
Указанную выше проблему разрешил датский физик Нильс Бор. В 1913 г. он пришел к выводу, что всем трем научным фактам:
- устойчивость резерфордовской модели атома,
- квантовый характер излучения и поглощения света
- линейчатость спектров излучения света атомами
- можно дать единое объяснение, если признать, что движение частицы в атоме обладает определенными особенностями. Эти особенности нашли отражение в постулатах Бора.
Вопрос учащимся: Как вы думаете - каким образом Нильс Бор помог Резерфорду в отстаивании правоты планетарной модели строения атома? (слайд 23)
Учащиеся предлагают варианты формулировок постулатов Бора (слайд 24 - 30)
Учитель физики. Модель атома водорода и водородоподобных атомов по Н. Бору
Водородоподобные – положительно заряженное ядро (протон) + 1 электрон, движущийся по круговой орбите - однократно ионизированный атом гелия He+ или двукратно ионизированный атом лития Li++
Для невозбужденного атома радиус орбиты . При возбуждении атома электрон перескакивает на одну из более удаленных от ядра орбит. Радиус возможной орбиты определяется ; (слайд 31)
Каждой орбите соответствует определенная энергия электрона
; (слайд 26, 27)
Знак “-” указывает на связанность электрона с ядром атома, притяжение электрона к ядру.
Е1 = - 13,55 эВ - 13,6 эВ
Чтобы оторвать электрон от ядра атома водорода надо сообщить ему энергию 13,6 эВ
Энергетический спектр (слайд 27)
Учитель физики. Недостатки - трудности теории Н. Бора
Смогла построить только модель атома Н (водорода), а для атомов других химических элементов – не удалось.
Противоречива, т.к. с одной стороны отвергаются законы классической физики (движение электрона по круговой орбите без излучения), а с другой – использование этих законов – уравнение движения. Движение электрона по орбитам в атоме не имеет ничего общего с движением планет Солнечной системы.
Объяснила линейчатые спектры только водородоподобных атомов.
Объяснила поведение атома в магнитном поле
По современным представлениям стационарные орбиты не представляют действительного движения в атоме. В мире микрочастиц нельзя говорить о траектории их движения.
Все вопросы нашли свое решение в КВАНТОВОЙ МЕХАНИКЕ (слайд 33, 34)
1922 г. - Нильсу Бору присуждена Нобелевская премия
4. Отработка изученного материала.
А пока давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке. (слайд 35)
Вопросы учащимся:
1. В чём заключается сущность модели Томсона?
2. В чём заключалась идея опыта Резерфорда?
3. Объясните по схеме опыт Резерфорда по рассеиванию альфа-частиц.
4. Объясните причину рассеивания альфа-частиц атомами вещества.
5. В чём сущность планетарной модели атома?
6. В чем противоречивость модели атома Резерфорда?
Учащимся предлагается выполнить мини-тест или тест и заполнить карточки с моделями атомов по изученному материалу. (слайд 36) Приложение 10 Оценка за выполнение теста и заполнение карточки выставляется самими учащимися при взаимопроверке попарно
Выводы. Выставление оценок.
Домашнее задание: параграф 74, 75, стр. 288 - Задания ЕГЭ (слайд 37) Приложение 11
Продукт урока:
Таблицы:
- Целостная картина развития представления о модели атома. Приложение 12
- Модель атома по Резерфорду, ее трудности и постулаты Н. Бора. Приложение 13
- Блок-схема “Модель атома”. Приложение 14