Вступление
Интегрированные уроки приобретают все большую значимость в учебном процессе. Цель таких уроков в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создать творческую обстановку на уроке. Актуальность интегрированных уроков состоит и в том, что они позволяют обобщить знания самих учителей, которые обычно ограничены рамками своего предмета. Интегрированные уроки вносят разнообразие в учебный процесс, позволяют совместить изучение различных дисциплин, тем самым, снижая нагрузку учащихся, и позволяют им осознать значимость практической деятельности в новой информационной среде.
Важной стороной преобразований в современной школе стало внедрение информационных технологий, Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ, интерактивных досок в учебный процесс общеобразовательных учреждений. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в обучение оказывает значительное влияние не только на организацию учебного процесса, но и на содержание учебного материала.
Информационные технологии в обучении не заменяют педагога, а помогают мотивировать учащихся в процессе обучения. Они значительно увеличивают возможности педагогов по индивидуализации обучения и активизация когнитивной деятельности учеников в обучении в том числе и английскому языку, максимально удовлетворяет индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения. Каждый ученик получает возможность работать в своем ритме, выбирая для себя оптимальные объем и скорость усвоения материала.
Условия жизни в новом быстро изменяющемся мире выдвигают на первый план определенные требования для человека. В современном мире компьютер становится практически предметом первой необходимости. В то же время основной целью обучения иностранному языку является формирование у учащихся способности к межкультурному взаимодействию, то есть свободное вхождение в мировое сообщество и успешное функционирование в нем.
Следовательно, информатика и английский язык тесно связаны между собой не только тем, что все основные программные продукты, используемые на ПК, написаны на английском языке, а все языки программирования высокого уровня используют в качестве служебных слова английские, но и на целевом уровне. И тот, и другой предмет, в конечном итоге, добиваются достижения одной и той же цели: адаптации учеников в современных жизненных условиях. Основная же цель адаптации состоит в том, что детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе, в чем неоценимую помощь им окажет знание английского языка и компьютерных знаний.
Сегодня мы не можем оставаться в стороне от использования информационно-коммуникационных технологий обучения. Пренебречь ИКТ в системе образования, в условиях информатизации, означает остановиться в развитии учителю. Учитель обязан обучать и воспитывать учащихся, применяя на практике самые современные и эффективные формы и методы работы с детьми.
В числе актуальных направлений использования информационных и телекоммуникационных технологий Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. рассматривает развитие культуры, средств массовой информации, а также медиаобразования и дистанционного образования. В связи с этим современная школа, опираясь на задачи по формированию медиа и информационной культуры обучающихся, поступательно вводит систему медиа и дистанционного образования. Характерно, что новый Закон “Об образовании в Российской Федерации” уделяет особое внимание внедрению информационно-телекоммуникационных сетей, мультимедийных электронных, информационных и материальных ресурсов, необходимых для организации образовательной деятельности. При этом новое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов включает требования, обеспечивающие в образовательных организациях возможность создания и обработки аудиовизуальных медиатекстов в ходе аудиторной и самостоятельной учебной деятельности, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Одним из эффективных направлений в организации дистанционного образования и медиаобразования является продуктивное применение облачных технологий и вычислений. Медиаобразование связано с изучением закономерностей массовых коммуникаций, принципов конструирования аудиовизуального экранного пространства, обучением созданию аудиовизуальных медиатекстов, в том числе на материале медиа, что позволяет эффективно применять в реализации данного направления облачные сервисы для формирования совершенно нового уровня этико- экологического ноосферного медиа восприятия. Применение облачных сервисов является неотъемлемой составляющей современного дистанционного образования и способствует динамичному переходу к инновациям по внедрению виртуальных дистанционных образовательных технологий, веб 2.0 и веб 3.0 как новых форм сетевых образовательных сред. Современное образование, в том числе дистанционное и медиаобразование — это мобильное образование. Педагоги, учащиеся, родители должны иметь постоянный доступ к образовательным ресурсам и сервисам: в учебном заведении, дома, в дороге. Основой этого могут стать “облачные” технологии.
Выбранная тема занятия соответствует материалу учебника по английскому языку, по которому занимаются кадеты (учебник “Английский в фокусе” для 6 класса, автор Ваулина Ю.Е.).
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний.
Оборудование: ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку (Приложение 1), цветные листочки-стикеры.
Цели урока:
- обучающие (ориентированные на достижение предметных результатов обучения):
- закрепить образование и использование во всех видах речевой деятельности форм прошедшего времени (Past Simple);
- совершенствовать умение составлять связное повествование о событиях в прошлом, давать и запрашивать информацию биографического характера;
- развивать языковую, информационную и социокультурную компетенции с применением кадетского компонента;
- закрепить умение оформлять и визуализировать информацию с помощью онлайн сервисов, мультимедийных технологий и видеоредакторов, использовать возможности Документов Google для организации сетевого взаимодействия
- развивающие (ориентированные на достижение метапредметных результатов обучения):
- развивать умения во всех видах речевой деятельности при планировании вербального и невербального поведения;
- развивать умения самонаблюдения, самоконтроля и самооценки;
- развивать креативного мышления, умения отбора, анализа и синтеза информации;
- развивать исследовательские навыки: поиск, фиксация и обобщение информации;
- совершенствовать навыки работы с персональным компьютером.
- воспитательные (ориентированные на достижение личностных результатов обучения):
- воспитывать интерес к истории родной страны, чувства патриотизма; развивать национальное самосознание;
- формировать нормы нравственного поведения через освоение норм речевого этикета;
- воспитывать чувства ответственности за совместную работу.
Перед началом занятия учащимся предлагается выбрать листок-стикер одного их 4-х цветов. В результате рассадки кадет на свои привычные места формируются 4 группы согласно выбранным цветам. При этом учащиеся, которые не сидят рядом, оказываются в одной группе. Цвет стикера означает не только принадлежность к определенной группе, но и тему проекта, способы, виды представляемой работы. Учащиеся в своей малой группе распределяют роли: кто и за какой вид деятельности будет отвечать:
- 1-й отвечает за поиск текстовой информации
- 2-й отвечает за поиск визуальной информации
- 3-й оформляет проектную работу в определенном виде
- Группа 1. Буклет Microsoft Office Publisher
- Группа 2. Презентация Microsoft Office PowerPoint
- Группа 3. Prezi.com
Веб-сервис, с помощью которого можно создать интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой. - Группа 4. Видеоролик с помощью программы для видеомонтажа Vegas Pro13
Учащиеся не имеют возможности контактировать между собой физически, а могут только общаться в онлайн - режиме. Моделируется процесс сетевого взаимодействия учащихся. Для этого используются онлайн технологии - облачные сервисы GOOGLE. Перед началом занятия создаются ссылки по группам на Документы Google, с помощью которых учащиеся из группы начинают наполнять структурированной информацией облачный документ (Возможности облачных документов: совместная онлайн-работа в реальном времени с возможностью общения с соавторами в чате. Просмотр истории изменений документов и возврат к любой версии. Возможность получения справки в сетевом “Справочном центре” Документов Google.)
Учащийся, отвечающий за оформление работы в тоже время начинает оформлять проектную работу, ссылаясь и беря информацию из наполняющегося документа Google. Также, этот сервис помогает учащимся обсуждать некоторые вопросы в малой группе - в чате.
Плюсы работы выполняемой в Prezi.com — онлайн презентация, это то, что все участники группы могут видеть результат работы, обсуждать ее структуру и оформление в чате сервиса Документов Google.
Ход занятия (два урока)
1. Организационный момент. Приветствие.
- Good morning cadets!
- How are you today?
- Are you ready to work hard?
2. Объявление темы урока. Постановка целей.
- Look at these pictures (Презентация. Слайд 1).
- Do you know the names of these people? Who are they?
Sample answer:
a writer - Kuprin, admirals – Krusenstern and Nakhimov, an artist – Vereshchagin, etc.
- Do they have anything in common?
Sample answer:
They all were cadets and they served for the glory of our Fatherland. They became very famous due to their work and service.
- So, the theme of our lesson today is"Great Russian cadets. The service for the glory of our Fatherland "
Today we are going to make projects about these great Russian people, great cadets.
The projects will be made in groups. The IT teacher will tell you about the process of your work today.
3. Учитель информатики проводит беседу.
- Знаете ли вы ребята об облачных технологиях и для чего они применяются? (предполагаемые ответы учащихся: для хранения данных в сети Интернет)
- Облачные технологии применяются так же для совместной групповой работы над одним документом. Мы с вами сегодня будем составлять и наполнять один общий документ в облаках по теме, озвученной выше.
- Я заранее создала пустые шаблоны документов (для каждой группы свой), в которые вы одновременно будете вносить информацию по плану, а участник группы, отвечающий за обработку информации, будет выбирать нужные ему данные для составления итогового проекта, так же в этом документе он будет оставлять вам комментарии и вы сможете обмениваться сообщениями в виде чата (технология создания шаблона документа в облаках была продемонстрирована учащимся на интерактивной доске).
4. Работа групп: соединение отдельных фрагментов в общую работу.
Группа 1 | Буклет Microsoft Office Publisher. | |
Группа 2 | Презентация Microsoft Office PowerPoint. | |
Группа 3 | Prezi.com — это веб-сервис, с помощью которого можно создать интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой. | http://prezi.com/qskcszyucgnj/?utm_campaign=share&utm_medium=copy |
Группа 4 | Видеоролик выполненный с помощью программы для видеомонтажа VegasPro13. |
5. Демонстрация работ.
6. Рефлексия. Самооценка учащихся.
7. Подведение итогов урока, выставление оценок.