Тип урока: урок “открытия” нового знания
Цель урока включает в себя содержательный и деятельностный аспект:
- Содержательный: формирование у учащихся знаний о водяном паре и влажности воздуха, о причинах образования облаков и особенности возникновения тумана, расширение понятийного блока “абсолютная влажность”, “относительная влажность”, “гигрометр” “уровень конденсации”, “точка росы”, “ степень облачности” с использованием ЭФУ
- Деятельностный: создание условий для усвоения новой темы, расширения кругозора школьников, организация деятельности по поиску информации в ЭФУ, формирование у детей умений реализации новых способов действия, включающих работу с мультимедийными и мобильными устройсвами.
- Оборудование: ЭФУ “Вентана-Граф”, на платформе “Азбука” Летягин А.А. География. Начальный курс. 6 класс, рабочая тетрадь №2 к учебнику А.А.Летягина “ География. Начальный курс”, Москва “Вентана- Граф”, 2014; гигрометры, компьютер, экран, мультимедийный проектор; пустая пластиковая бутылка, насос и пластилин - для проведения опыта, ЦОР “Модель формирования различных форм облаков и видов осадков” (компьютерная анимация).
Модель использования ЭФУ: представлена смешанная модель (на учительский компьютер установлен электронный учебник, который выведен на экран через мультимедийное устройство, несколько мобильных устройств в классе)
Тип изучения учебного материала в ЭФУ: интерактивный
Типы используемых ресурсов: мультимедийные, интерактивная панель, интерактивные тесты
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивации и целеполагание Цель этапа: Включение учащихся в деятельность |
Включает учащихся в деловой ритм.
Проводит игру на повторение географических
терминов. Создаёт эмоциональное настроение.
Просмотр видеофрагмента “ По небу плывут облака” (группа “Небо”) http://www.youtube.com/watch?v=R4ZmySRcRwE Примерные вопросы 1. Из чего состоят облака? Дать ответ вам поможет загадка: “ Над рекой, покинув прорубь, в небо взвился лёгкий голубь” 2. Как образуется водяной пар и сколько его в атмосфере? |
Включаются в игру на повторение географических терминов, смотрят видеофрагмент, высказывают свои впечатления, отгадывают загадку, пытаются дать ответ на поставленные вопросы. | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) Умение организовывать свою деятельность (Р) |
2. Актуализация и пробное учебное
действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия |
Работа с интерактивной панелью ЭФУ,
использование закладок, созданных на предыдущем
уроке, при изучении темы “Движение воздуха”. Выявляет уровень знаний фронтальным опросом: 1. Как называются движения воздуха в вертикальном и горизонтальном направлениях? 2. Почему различия в нагреве подстилающей поверхности приводят к образованию ветра? 3. Назвать основные характеристики ветра. Проблемный вопрос: Почему выстиранное бельё в ясный день высыхает быстрее на улице, чем в ванной комнате? Побуждает к высказыванию своего мнения, фиксирует затруднения |
Работа с интерактивной панелью ЭФУ,
использование закладок, созданных на предыдущем
уроке при изучении темы“ Движение воздуха”. Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения на поставленный проблемный вопрос. |
Понимание смысла собственной
деятельности (Л) Планирование учебного сотрудничества (К) Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами (П) |
3. Выявление места и причины
затруднения Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, что мы ещё не знаем) |
Какие затруднения у вас возникли при
ответе на поставленные вопросы? Почему вы сразу не можете дать ответ на проблемный вопрос, каких знаний у вас не хватает? |
Отмечают, где у них возникли затруднения, анализируют пошагово свою деятельность, проговаривая вслух | Самоопределение (Л) Умение самостоятельно найти места затруднения (Р) Сотрудничество в поиске выхода из затруднения, помощь друг другу ( К) |
4. Построение проекта выхода из
затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации |
Предлагает сформулировать тему урока,
записать в тетради, поставить цели учебной
деятельности и на этой основе выбрать способ
действия. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации, обращает внимание на работу с новыми географическими терминами по данной теме в словаре ЭФУ, демонстрирует гигрометр и объясняет принцип его действия. |
Формулируют тему и цели урока, выбирают способ действия. Работают в группах по 4 человека с 2 мобильными устройствами, на которых установлены ЭФУ, налаживают взаимодействие друг с другом. Работают с текстом ЭФУ §27-28, стр.140-141, делают выводы, озвучивают понятия, делают закладки в словарик, с новыми терминами, запоминают их, работают с гигрометром, определяют влажность воздуха классной комнаты. | Целеполагание (Р) Осознание целостности природы(Л) Овладение навыками чтения диаграмм и применение в различных жизненных ситуациях(П) Умение взаимодействовать друг с другом(К) |
5. Реализация построенного проекта Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять |
Уточняет понимание учащимися
поставленных целей урока, предлагает поработать
с доской, на которой выведено изображение схемы
“Зависимости количества водяного пара в
насыщенном воздухе от его температуры”. Задания
по группам выведены на экран и есть на мобильных
устройствах у каждой группы 1. Задание первой группе. Определить сколько граммов воды должен содержать насыщенный воздух при температуре: а) -20oС; б) 0oС; в) +30oС. Сделать вывод. 2. Задание второй группе. Пользуясь схемой определите: а) сколько граммов водяного пара может вместить 1 куб.м насыщенного воздуха при его нагревании от 0oС до 10oС; от 20oС до 30oС. 3. Задание третей группе. Произойдёт ли конденсация водяного пара при охлаждении 1 куб.м воздуха, содержащего 7 г водяного пара, до температуры +10oС. Организует физминутку: Исходное положение – сидя за столом.
Беленькое облако (Округленные руки перед
собой) |
Согласовывают с учителем план действий по работе с интерактивной панелью ЭФУ: закладками, загруженными заранее тестами и выбирают способ приобретения нового знания. Работают с тестовыми заданиями на мобильных устройствах, решают задачи в группах, выбирают наиболее эффективные способы решения задания, результаты записывают в тетрадь, проводят самопроверку по предложенному образцу, фиксируют затруднения и пути входа из них. | Прогнозирование (Р) Построение логической цепи рассуждений (П) Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К) |
6. Первичное закрепление с
проговариванием во внешней речи Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия |
Предлагает учащимся заполнить рабочую тетрадь №2, урок 46 . стр.53-54 | Выполняют задания в рабочей тетради, анализируют, осуществляют самопроверку по образцу, проговаривают результаты вслух. | Выбор наиболее эффективных способов
решения заданий ( П) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ( К) |
7.Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону Цель этапа: исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия |
Организует деятельность по применению
новых знаний. Предлагает учащимся работу с ЭФУ стр. 142, рис. 82. “Различные виды облаков”, составить их описание. Ответить на вопрос: Какие виды облаков выделяют по форме и высоте их образования? Демонстрирует модель формирования различных форм облаков и видов осадков (компьютерная анимация). http://school-collection.edu.ru/catalog/resПомогает учащимся сделать опыт из рубрики “Школа географа-следопыта” “Исследование условий образования тумана”, предлагает записать результаты опыта и сделать выводы |
Работают с текстом и рисунками ЭФУ,
составляют описание различных видов облаков.
Работают в группах (по 2 устройства на 4 человека),
дополняя и помогая друг другу. Делают вместе с учителем опыт, наблюдают образование тумана, делают выводы. |
Самоопределение (Л) Осознание того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению (Р) Умение быстро и взаимосвязано работать в коллективе (К) |
8. Включения в систему знаний и
повторения Цель этапа: включение нового способа действий в систему знаний |
Организует выполнения заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными способами. По фрагменту карты рабочей тетради стр.59 описать облачность в данных городах и заполнить данные в таблицу. Ответить на вопросы самопроверки стр. 59 ЭФУ | Выполняют задания, выявляют и фиксируют границы применимости нового знания. Выбирают способ построения нового знания. | Смыслообразование(Л) Построение логической цепи рассуждения (П) Умение договариваться друг с другом (К) |
9. Рефлексия деятельности Цель этапа: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности |
Обращает внимание, где применяются
новые знания, организует рефлексию, самооценку
результатов обучающихся. Предлагает творческое
задание при просмотре фотографий из ЭФУ для
составления атласа облаков, которое можно
оформить в виде презентации. Домашнее задание: параграф 27 стр.140-146. Спасибо за урок! |
Обучающиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке, дают ответ на проблемный вопрос, осуществляют самопроверку и взаимопроверку в группах, используя интерактивные задания ЭФУ, комментируют оценки, отмечают, что нового узнали на уроке и в чём были трудности. Предлагают домашнее задание и дают оценку уроку. | Умение выражать свои мысли (К) Самооценка на основе успешности (Л) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) |