Технологическая карта урока географии в 6-м классе c использованием ЭФУ по теме "Вода в атмосфере"

Разделы: География, Урок с использованием электронного учебника, Конкурс «Электронный учебник на уроке»


Тип урока: урок “открытия” нового знания

Цель урока включает в себя содержательный и деятельностный аспект:

  • Содержательный: формирование у учащихся знаний о водяном паре и влажности воздуха, о причинах образования облаков и особенности возникновения тумана, расширение понятийного блока “абсолютная влажность”, “относительная влажность”, “гигрометр” “уровень конденсации”, “точка росы”, “ степень облачности” с использованием ЭФУ
  • Деятельностный: создание условий для усвоения новой темы, расширения кругозора школьников, организация деятельности по поиску информации в ЭФУ, формирование у детей умений реализации новых способов действия, включающих работу с мультимедийными и мобильными устройсвами.
  • Оборудование: ЭФУ “Вентана-Граф”, на платформе “Азбука” Летягин А.А. География. Начальный курс. 6 класс, рабочая тетрадь №2 к учебнику А.А.Летягина “ География. Начальный курс”, Москва “Вентана- Граф”, 2014; гигрометры, компьютер, экран, мультимедийный проектор; пустая пластиковая бутылка, насос и пластилин - для проведения опыта, ЦОР “Модель формирования различных форм облаков и видов осадков” (компьютерная анимация).

Модель использования ЭФУ: представлена смешанная модель (на учительский компьютер установлен электронный учебник, который выведен на экран через мультимедийное устройство, несколько мобильных устройств в классе)

Тип изучения учебного материала в ЭФУ: интерактивный

Типы используемых ресурсов: мультимедийные, интерактивная панель, интерактивные тесты

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Мотивации и целеполагание

Цель этапа: Включение учащихся в деятельность

Включает учащихся в деловой ритм. Проводит игру на повторение географических терминов. Создаёт эмоциональное настроение. Просмотр видеофрагмента

“ По небу плывут облака” (группа “Небо”) http://www.youtube.com/watch?v=R4ZmySRcRwE

Примерные вопросы

1. Из чего состоят облака?

Дать ответ вам поможет загадка: “ Над рекой, покинув прорубь, в небо взвился лёгкий голубь”

2. Как образуется водяной пар и сколько его в атмосфере?

Включаются в игру на повторение географических терминов, смотрят видеофрагмент, высказывают свои впечатления, отгадывают загадку, пытаются дать ответ на поставленные вопросы. Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Умение организовывать свою деятельность (Р)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия

Работа с интерактивной панелью ЭФУ, использование закладок, созданных на предыдущем уроке, при изучении темы

“Движение воздуха”. Выявляет уровень знаний фронтальным опросом:

1. Как называются движения воздуха в вертикальном и горизонтальном направлениях?

2. Почему различия в нагреве подстилающей поверхности приводят к образованию ветра?

3. Назвать основные характеристики ветра.

Проблемный вопрос:

Почему выстиранное бельё в ясный день высыхает быстрее на улице, чем в ванной комнате? Побуждает к высказыванию своего мнения, фиксирует затруднения

Работа с интерактивной панелью ЭФУ, использование закладок, созданных на предыдущем уроке

при изучении темы“ Движение воздуха”. Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения на поставленный проблемный вопрос.

Понимание смысла собственной деятельности (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами (П)

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, что мы ещё не знаем)

Какие затруднения у вас возникли при ответе на поставленные вопросы?

Почему вы сразу не можете дать ответ на проблемный вопрос, каких знаний у вас не хватает?

Отмечают, где у них возникли затруднения, анализируют пошагово свою деятельность, проговаривая вслух Самоопределение (Л)

Умение самостоятельно найти места затруднения (Р)

Сотрудничество в поиске выхода из затруднения, помощь друг другу ( К)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа:

постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

Предлагает сформулировать тему урока, записать в тетради, поставить цели учебной деятельности и на этой основе выбрать способ действия.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации, обращает внимание на работу с новыми географическими терминами по данной теме в словаре ЭФУ, демонстрирует гигрометр и объясняет принцип его действия.

Формулируют тему и цели урока, выбирают способ действия. Работают в группах по 4 человека с 2 мобильными устройствами, на которых установлены ЭФУ, налаживают взаимодействие друг с другом. Работают с текстом ЭФУ §27-28, стр.140-141, делают выводы, озвучивают понятия, делают закладки в словарик, с новыми терминами, запоминают их, работают с гигрометром, определяют влажность воздуха классной комнаты. Целеполагание (Р)

Осознание целостности природы(Л)

Овладение навыками чтения диаграмм и применение в различных жизненных ситуациях(П)

Умение взаимодействовать друг с другом(К)

5. Реализация построенного проекта

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, предлагает поработать с доской, на которой выведено изображение схемы “Зависимости количества водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры”. Задания по группам выведены на экран и есть на мобильных устройствах у каждой группы

1. Задание первой группе. Определить сколько граммов воды должен содержать насыщенный воздух при температуре:

а) -20oС; б) 0oС; в) +30oС. Сделать вывод.

2. Задание второй группе. Пользуясь схемой определите: а) сколько граммов водяного пара может вместить 1 куб.м насыщенного воздуха при его нагревании от 0oС до 10oС; от 20oС до 30oС.

3. Задание третей группе. Произойдёт ли конденсация водяного пара при охлаждении 1 куб.м воздуха, содержащего 7 г водяного пара, до температуры +10oС.

Организует физминутку:

Исходное положение – сидя за столом. Беленькое облако (Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей. (Подняться и встать)
Устремилось облако выше, выше, выше.
(Подтянуться руками вверх)
Ветер это облако  (Плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу.  (Руками описать круг и опустить.)

Согласовывают с учителем план действий по работе с интерактивной панелью ЭФУ: закладками, загруженными заранее тестами и выбирают способ приобретения нового знания. Работают с тестовыми заданиями на мобильных устройствах, решают задачи в группах, выбирают наиболее эффективные способы решения задания, результаты записывают в тетрадь, проводят самопроверку по предложенному образцу, фиксируют затруднения и пути входа из них. Прогнозирование (Р)

Построение логической цепи рассуждений (П)

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия

Предлагает учащимся заполнить рабочую тетрадь №2, урок 46 . стр.53-54 Выполняют задания в рабочей тетради, анализируют, осуществляют самопроверку по образцу, проговаривают результаты вслух. Выбор наиболее эффективных способов решения заданий ( П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ( К)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия

Организует деятельность по применению новых знаний.

Предлагает учащимся работу с ЭФУ стр. 142, рис. 82. “Различные виды облаков”, составить их описание. Ответить на вопрос:

Какие виды облаков выделяют по форме и высоте их образования?

Демонстрирует модель формирования различных форм облаков и видов осадков (компьютерная анимация).

http://school-collection.edu.ru/catalog/res

Помогает учащимся сделать опыт из рубрики “Школа географа-следопыта” “Исследование условий образования тумана”, предлагает записать результаты опыта и сделать выводы

Работают с текстом и рисунками ЭФУ, составляют описание различных видов облаков. Работают в группах (по 2 устройства на 4 человека), дополняя и помогая друг другу.

Делают вместе с учителем опыт, наблюдают образование тумана, делают выводы.

Самоопределение (Л)

Осознание того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению (Р)

Умение быстро и взаимосвязано работать в коллективе (К)

8. Включения в систему знаний и повторения

Цель этапа: включение нового способа действий в систему знаний

Организует выполнения заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными способами. По фрагменту карты рабочей тетради стр.59 описать облачность в данных городах и заполнить данные в таблицу. Ответить на вопросы самопроверки стр. 59 ЭФУ Выполняют задания, выявляют и фиксируют границы применимости нового знания. Выбирают способ построения нового знания. Смыслообразование(Л)

Построение логической цепи рассуждения (П)

Умение договариваться друг с другом (К)

9. Рефлексия деятельности

Цель этапа: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности

Обращает внимание, где применяются новые знания, организует рефлексию, самооценку результатов обучающихся. Предлагает творческое задание при просмотре фотографий из ЭФУ для составления атласа облаков, которое можно оформить в виде презентации.

Домашнее задание: параграф 27 стр.140-146.

Спасибо за урок!

Обучающиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке, дают ответ на проблемный вопрос, осуществляют самопроверку и взаимопроверку в группах, используя интерактивные задания ЭФУ, комментируют оценки, отмечают, что нового узнали на уроке и в чём были трудности. Предлагают домашнее задание и дают оценку уроку. Умение выражать свои мысли (К)

Самооценка на основе успешности (Л)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)