Цель урока:
- изучение и первичное осознание химических явлений; выяснение признаков и условий протекания химических реакций;
- совершенствование умения отличать физические процессы от химических; формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.
Задачи урока:
образовательные:
- закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях;
- содействовать формированию у учащихся знаний о признаках и условиях протекания химических реакций;
развивающие:
- развивать умение ставить проблемы и решать их, устанавливать межпредметные связи;
- вырабатывать практические умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами в соответствии с правилами по ТБ;
- продолжать формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента;
- развивать способность к само- и взаимоконтролю.
воспитательные:
- воспитывать культуру общения через работу в парах;
- продолжить формирование представлений о положительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе и в организме человека.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Методы обучения: беседа, рассказ учителя, демонстрационный эксперимент, демонстрация видеофрагментов, использование ЭФУ
Оборудование: ПК, медиапроектор, наборы для лабораторной работы, рабочая тетрадь
Средства обучения: мультимедийная презентация
Этапы урока
- Деятельность учителя
- Деятельность ученика
- Примечание
I. Организационный момент - 1 мин
В течение урока вам предстоит работать с электронными приложениями Я надеюсь, что урок будет интересным и полезным для вас.
Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.
II. Проверка домашнего задания - 5 мин
- Ребята, какие явления могут встречаться в нашей жизни?
- Как вы считаете, какие из этих явлений должна изучать физика, а какие — химия?
- Сформулируйте определения физических и химических явлений.
- Химия – одна из наук, помогающая познать тайны природы. Но этому надо учиться. Одно из необходимых умений – это умение наблюдать явлений, отличать, определять принадлежность явления к определенной группе. На экране будут представлены картинки физических и химических явлений.
Физическое явление – это явление, при котором, изменяется агрегатное состояние вещества или форма образованного им тела, а само вещество остаётся без изменений.
Химическое явление – это явление, при котором одно вещество превращается в другое.
III. Мотивация к открытию новых знаний - 2 мин
— Скажите, теперь вы сможете отличить физическое явление от химической реакции?
- Достаточно ли ваших знаний для этого?
- Какой главный отличительный признак химической реакции?
- Ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?
При химических процессах происходит превращение одних веществ в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Эти превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти наглядные изменения называются признаки.
- Что ещё вам необходимо знать о химических реакциях, чтобы безошибочно отличать их от физических явлений?
- Поэтому какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?
- Должно быть что-то очень заметное
- Знать признаки химический явлений (реакций)
- Признаки химических реакций
Цель: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.
IV. Актуализация субъектного опыта учащихся - 3 мин
“Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции”.
М.В.Ломоносов
- Как вы понимаете эти слова?
- Что хотели бы узнать и чему научиться на уроке:
- выявить – (признаки химических реакций)
- определить – (отличия химических и физических явлений)
- познакомиться – (с условиями протекания реакций)
- провести – (химический эксперимент)
- отметить – (значение химических реакций)
Главный признак химической реакции – это образование новых веществ с новыми свойствами. Вы знаете много веществ, но ваши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними. Вот по этому, сегодня на уроке вы должны провести различные реакции и выяснить их основные признаки.
- Для того, чтобы проводить опыты, нужно знать какие вещества необходимо брать для реакции.
(учащиеся формируют цели урока)
Цель: активизация личного опыта каждого ученика и использование его в обучении, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учащихся.
V. Открытие новых знаний, изучение нового материала (лабораторный эксперимент) - 12 мин
- В ходе исследования вы будете выступать в роли юных химиков - экспериментаторов. Нам предстоит работать с реактивами, в том числе с кислотами и щелочами. Вспомните правила ТБ, которые необходимо знать при работе с этими веществами.
- Анализируя лабораторный эксперимент, не забывайте записывать свои наблюдения в рабочую тетрадь и делать выводы. Пользоваться можно глазами, руками, памятью, эрудицией, правилами техники безопасности и реактивами.
- Какие опыты проводили и какие признаки наблюдали?
- Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?
(ребята перечисляют правила ТБ)
Условия протекания химических реакций: соприкосновение веществ, нагревание
Цель: формирование новых знаний о химических реакциях, признаках, условиях протекания реакции и классификации реакций по тепловому эффекту
VI. Закрепление изученного - 5 мин
Используя электронные приложения, ребята закрепляют изученный материал.
- Прочитайте описание явлений и укажите, в какой части текста говориться о физическом явлении, а в какой о химической реакции. Назовите признаки химической реакции.
1) При горении свечи воск сначала плавится и смачивает фитиль, а потом сгорает, образуя углекислый газ и пары воды. Горение сопровождается образованием пламени.
2) В процессе выплавки чугуна из руды образуется металл. Горячий чугун разливают в формы, в которых он постепенно остывает и затвердевает.
3) Для приготовления лимонада в воду высыпают кристаллики лимонной кислоты. Они постепенно растворяются. Затем в воду с кислотой добавляют соду. В результате появляются пузырьки газа.
4) При нагревании воды она испаряется, а при действии на неё электрического тока, воды разлагается на два простых газообразных вещества: кислород и водород.
5) При длительном пережёвывании чёрного хлеба он измельчается. Потом вы почувствуете сладковатый вкус, так как хлеб начинает перевариваться под действием слюны.
6) Для приготовления теста сначала дрожжи растворяют в воде. Затем их добавляют к остальным компонентам теста. В результате появляются пузырьки газа, которые делают тесто воздушным.
- Итак, запишем в рабочую тетрадь признаки и условия протекания реакций
Плавление воска — физическое явление, т.к. меняется его агрегатное состояние, а горение — химическое, в тексте говорится об образовании двух новых веществ.
Превращение руды в чугун – процесс химический, а остывание и затвердевание чугуна — физический.
Растворение кристалликов лимонной кислоты – явление физическое, т.к. меняется размер частиц вещества. После добавления соды произошла химическая реакция - как появляются пузырьки какого-то нового вещества.
Испарение воды – физическое явление, так как меняется агрегатное состояние вещества, а разложение под действием тока — химическое, так как образовались новые вещества.
Измельчение хлеба — физическое явление. Переваривание под действием слюны — химическое.
1-2 минуты дети знакомятся с текстом и обсуждают его. Учитель направляет обсуждение ответов каждой группы остальными детьми.
Включить экран
VII. Применение изученного - 3 мин
- Молодцы, ребята! Вы на практике узнали о некоторых признаках химических реакций. Но... вся ли информация сейчас прозвучала? Как вы думаете?
- Совершенно верно! Мы ничего не сказали о том, где человек в своей повседневной жизни может встретиться с химическими реакциями и наблюдать за их признаками, какиехимические реакции происходят в природе и какими признаками они сопровождаются. Можете привести примеры?
- Наверно, не вся!
- Извержения вулканов. Огромное количество (выделение энергии в виде тепла и света)
- Летом листья на деревьях зелёные, а осенью жёлтые и красные
- Образование пещер, т.к. происходит взаимодействие таких минералов, как известняк, с водой и углекислым газом, что приводит к их растворению?
VIII. Контроль и самоконтроль - 5 мин
1. Установите соответствие.
Явления: 1). Растворение соли в воде; 2). Плавление свинца; 3). Загнивание белка; 4). Почернение серебряной ложки.
Название явления:
а). Физическое явление; б) Химическое явление.
(1а; 2а; 3б; 4б).
2. Укажите признаки следующих химических реакций
Название химической реакции.
Признак хим. реакции.
1. Прокисание молока.
2. Горение бензина.
3. Разложение сахара.
4. Образование накипи в чайнике.
5. Открывание бутылки с газированной водой
- Ваше время закончилось. Проверьте свои ответы и выставьте себе оценки. .
Цель: репродуктивное воссоздание изученного материала, систематизация и обобщение, выполнение заданий на изученную тему, первичная проверка усвоения и понимания материала.
IX. Домашнее задание - 1 мин
Приведите пословицы, где речь идёт о явлениях. Определите группу явлений: физические или химические
Цель: разъяснение, постановка домашнего задания.
X. Подведение итогов. Рефлексия - 2 мин
- В ходе урока вы попытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие учёные прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. Вы же с помощью опытов нашли свою истину.
Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.
Продолжите предложение:
1. Теперь я знаю, что ...
2. Теперь я знаю, как ...
3. Теперь я умею...
4. Меня удивило...
- Выразите свое мнение об уроке, выбрав смайлик.
- Что ещё вы хотели бы знать о химических реакциях?
- В заключение я хочу сказать, что химия – это удивительная наука, вы ее только начинаете познавать. Спасибо за сотрудничество.