Цель: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах.
Планируемые результаты:
- личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении с учащимися и учителем в процессе образовательной деятельности;
- метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать результаты деятельности;
- коммуникативные: умение работать в группе;
- регулятивные: умение высказывать предположение и его доказывать;
- познавательные: выбирать основания для сравнения, построения логической цепочки
- предметные: выявления отличительных признаков грибов, сравнение биологических объектов, умение делать выводы.
Вид урока: обобщающий урок
Оснащенность урока: таблицы “Растительная клетка”, “Митоз”, конверты с заданиями, микроскопы, чашки Петри с кусочками репчатого лука, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, пипетки, стаканы с водой, салфетки. Задания в конвертах.
Используемые на уроке ЭФУ: электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения В.В.Пасечник Издательство “Дрофа”.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер, проектор, экран. ноутбук учителя, ноутбуки для учащихся (20 шт). Наушники (для работы со звуковыми источниками информации). Мультимедиа презентация.
Кабинет подготовлен для работы обучающихся в трех группах. Распределение по группам происходит независимо. Жетоны трех цветов по количеству обучающихся. Обучающиеся вытаскивают жетон определенного цвета и объединяются по цвету, формируя три группы.
Ход урока
Организационный этап. Приветствие.
Постановка проблемы. Слайд №1
У: Разгадав головоломку, вы узнаете тему урока.
КОППРОНЗВВЛТБСОИКРЛАЕЮДНГХИТНЕ
О: Повторение. (Ключ: нужно читать каждую третью букву.)
Актуализация знаний
У: Клетка – это структурная и функциональная единица всех живых организмов. Кроме того, клетка и сама живая. Все живые организмы представляют собой или одну свободноживущую клетку, или объединение какого-то количества клеток. Слайд №2
?: Вспомните, какими свойствами обладают все живые организмы?................
О: Питание, дыхание, выделение, рост и развитие, обмен веществ и энергии и др.
У: Клетка фактически является самовоспроизводящейся химической системой. Она физически отделена от своего окружения, но обладает способностью обмена с этим окружением, т. е. способна поглощать вещества, которые необходимы ей в качестве “пищи” и выводить наружу накопившиеся “отходы”. Клетки способны размножаться при помощи деления.
?: Поставьте цель урока
О: Повторить, закрепить знания, полученные при изучении темы: “Клеточное строение организмов”.
У: Какие вопросы мы должны повторить?
О: Строение клетки, процессы жизнедеятельности в клетке.
Основной этап. Обобщение и систематизация.
У: Вы поделены на три группы. Выберите капитана в своей группе. Приглашаются капитаны для получения конвертов с заданиями. Подготовка длится в течение 7 минут.
Деятельность обучающихся: внутри каждой группы распределяют роли для выполнения задания и защиты своего проекта. Изучают материал, анализируют информацию, делают записи в тетрадях. Готовят отчет работы группы.
- I группа “Строение растительной клетки”. Пользуясь информацией электронного учебника и используя интерактивный режим составить “портрет клетки” (интерактивный контент стр. 36; рис. 20 “Строение растительной клетки”).
1. Систематизируйте знания о строении и функции органоидов для этого наведите мышкой на курсор на название каждого из элементов ее строения и кликните мышкой.
2. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука и рассмотрите его под микроскопом. Слайд №3
- II группа “Устройство микроскопа и правила работы с ним” (интерактивный контент стр. 32-33; рис. 17 “Световой микроскоп”).
1. Перетяните с помощью мыши названия элементов строения светового микроскопа.
2. Перетяните с помощью мыши увеличение, которое дает соответствующая комбинация “Объектив – окуляр”. Слайд №4
- III группа “Жизнедеятельность клетки. Деление и рост клеток” (интерактивный контент стр. 44; рис. 24 “Взаимодействие соседних клеток”).
1. Используя интерактивный режим, обобщите знания о значении движения цитоплазмы в клетке.
2. Используя интерактивный режим, обобщите знания о делении клетки. Слайд №5
Каждая группа, выполняя задание, использует разные источники информации: электронное приложение к учебнику, текст и рисунки учебника, презентация к уроку. Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация таблиц и слайдов); практические (поиск информации из разных источников, мини-проект); дедуктивные (анализ, обобщение). Учащиеся по окончании работы представляют результаты работы группы.
После ответов на вопросы, учащиеся получают другие задания. Самым активным учащимся учитель предлагает пересесть за другой стол. Они получают задание по сложнее – прочитать текст, озаглавить его и вставить пропущенные слова (в тексте сейчас они выделены курсивом).
Задания повышенной трудности
Вставь пропущенные термины:
... – структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены клеточной .... На внешней стороне, которой находится особая плотная оболочка, состоящая из .... .Живое содержимое клетки представлено .... – бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные .... Важнейшим органоидом клетки является ... . Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена внутри клетки. В ядре находится одно или несколько ... . В растительной клетке имеется три вида ... . ... имеют зеленую окраску, ... красную, а ... – белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются ... .
Правильный ответ:
Клетка – структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены клеточной оболочкой. На внешней стороне, которой находится особая плотная оболочка, состоящая из клетчатки. Живое содержимое клетки представлено цитоплазмой – бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные органоиды. Важнейшим органоидом клетки является ядро. Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена внутри клетки. В ядре находится одно или несколько ядрышек. В растительной клетке имеется три вида пластид. Хлоропласты имеют зеленую окраску, хромопласты красную, а лейкопласты – белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются (вакуоли).
Остальные обучающиеся рисуют общую схему строения клетки, обозначив все ее части, пользуясь цветными карандашами.
У: К сожалению клетки, как и все живое, гибнут. Наши тела тоже состоят из клеток. Особенно разрушительно действуют на клетки организма курение табака и употребление алкоголя.
Табачный дым содержит ядовитые вещества, например никотин, бензопирен, которые губят клетки и способствуют развитию злокачественных опухолей.
Подведение итогов.
Мы повторили сегодня с вами особенности строения и жизнедеятельность растительной клетки. Какой же вывод можно сделать в конце нашего урока? Слайд №6
О: Клетка – элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех живых организмов. Несмотря на великое разнообразие растительных и животных клеток все клетки имеют одинаковые части клеточную оболочку, цитоплазму и ядро. Во всех клетках протекают сходные процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, рост, развитие, размножение, обмен веществ. Слайд №7
Учащиеся подходят с жетонами и получают оценки.
Домашнее задание на выбор учащегося:
- Создать модель растительной клетки, используя разные материалы (пластилин, цветную бумагу и т.д.)
- Составить рассказ-сказку о жизни растительной клетки
- Подготовить сообщение об открытии Р.Гука
- Посети школьную лабораторию и приготовь “исторический” препарат Р.Гука*
Используемая литература.
- А.А.Калинина. Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс.- М.: Вако, 2005.