Цель урока: изучение особенностей общественно-политического развития Казанской губернии в начале XX века.
Задачи урока:
- выявить общие черты и отличия в политических течениях и партиях России и Казанской губернии начала ХХ века.
- развитие умения анализировать исторический материал, устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, интерпретировать текстовую информацию в схемы и таблицы, формулировать обобщающие выводы, давать оценку событиям и процессам.
- формирование активной гражданской позиции; воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другой точке зрения.
Основные понятия: джадидизм, кадимизм, “танчылар”, ваисовское движение, “Ит-тифак аль-муслимин”, мусульманская фракция, мусульманская трудовая группа.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Опережающее задание: подготовить выступление о деятельности Садри Максуди, Мухлиса Буби.
План урока:
1) политические силы в крае и их представители;
2) национальное движение;
3) мусульмане в Государственной думе.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация. Приложение 1. Слайд 2
Однажды мы в пятом году проснулись, встречая рассвет,
И кто-то призвал нас: трудись, святой исполняя завет!
Увидев, как низко горит на утреннем небе звезда,
Мы поняли: кончилась ночь, настала дневная страда...
- Кто автор стихотворения? Как называется стихотворение? (Г.Тукай "Сознание" ("А?"))
- О чем говорится в стихотворении? О какой знаменательной дате идет речь? (Первая русская революция 1905-1907 года).
- Что изменилось в политической сфере российского общества? (появились новые политические партии и организации, 17 октября 1905 года Николай II подписал Манифест, созыв Государственной Думы)
Какие политические силы существовали в России в начале ХХ века. Слайд 3
Повторение политических партий и их программ. Слайд 4
Партии, лидеры | Аграрный вопрос | Форма правления и государственного устройства. |
Конституционно-демократическая, Лидер - Милюков П.Н. |
Отмена выкупных платежей, наделение малоимущих крестьян гос. землей и монастырской. Частичное принудительное отчуждение владений помещиков с государственной компенсацией. | Парламентская монархия. Сохранение государственного единства России с возможным автономным устройством Царства Польского и восстановлением Конституции Финляндии. |
“Союз 17октября”, Лидер - Гучков А.И. |
Продажа крестьянам государственных и удельных земель, переселение, частичное отчуждение помещичьей земли. | Конституционная монархия, сохране-нием за монархом титула “самодержца”, сохранение “единства и нераздельности Российского государства”. |
Социалисты-революционеры, Лидер - Чернов В.М. |
Социализация, т.е. отмена частной собственности без выкупа; земля становилась общенародным достоянием; распределение общиной. | Республика; федерация – широкая автономия для областей и общин, национальных регионов. |
Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), Лидеры - Ленин В.И. (большевики), Плеханов и Мартов Ю.О. (меньшевики) | Ликвидация помещичьего землевладения. Национализация
земли. Муниципализация, т.е. передача земли в собственность местных органов власти |
Республика; право наций на самоопределение, “диктатура пролетариата”. |
Правые партии: “Союз русского народа”, Лидер - Дубровин А.И., Пуришкевич В.М. |
Продажа крестьянам казенных земель по пониженным ценам, содействие переселению, развитие мелкого кредита. | Неограниченная монархия; единая и неделимая Россия, при господствующей роли русского народа. |
Усвоение новых знаний, закрепление.
В годы революции произошел также резкий подъем национального движения. На арену активной политической жизни вышли многие народы Российской империи. Во многих регионах страны, в том числе и в Казанской губернии, возникли национальные партии и организации.
На сегодняшнем уроке мы будем говорить об общественной жизни нашего края в начале XX века, политических силах и национальном движении, о деятельности представителей татарского народа в Государственной думе России. Слайд 5
Итак, чтобы выявить общие черты и отличия в политических течениях и партиях России и Казанской губернии класс мы разделим на 5 групп.
Политические силы в крае и их представители.
1) Работа с учебником п.3 стр.22-25, заполнить таблицу. Слайд 6
Партии | Лидеры | Социальный состав | Печатный орган | Основные идеи |
I. РСДРП | ||||
II. Социал-революционеры | ||||
III. Кадеты | ||||
IV. Окябристы | ||||
V. Правые партии (монархисты) |
2) Выступление групп, дополнения учителя. Слайд 7 – 11
Вывод: В начале века в Казанской губернии были созданы и действовали местные организации различных российских партий – от левых до правых. По всей территории Российской империи не прекращалось противостояние между самодержавием и теми политическими силами, которые хотели его ликвидации или превращения в конституционную монархию. Эти движения серьезно затронули и мусульманские регионы страны, в первую очередь Казанскую губернию. Слайд 12
Национальное движение. Слайд 13-14
Учитель: первая российская революция пробудила политическую активность татарского общества. Стремление добиться национального равноправия, свободы исполнения своих религиозных и народных обычаев, участия в политической жизни страны охватывает его широкие слои. Возобновляется ваисовское движение. Политическую окраску приобретает джадидизм. На основе джадидизма формируется либерально-демократическая партия российских мусульман "Иттифак аль-муслимин" ("Союз мусульман"). В августе 1905 года в Нижнем Новгороде с участием около 120 человек, в том числе Ф.Туктарова и Г.Исхаки, нелегально состоялся I Всероссийский съезд мусульман. Устроители съезда арендовали пассажирский пароход “Густав Струве” и во время прогулки на нем провели 6-ти часовое заседание. Здесь и было принято решение о создании общероссийской политической организации мусульман. В резолюции съезда в основном речь шла об обеспечении равенства в политических, имущественных и религиозных правах мусульман с православным населением страны.
В состав руководства “Союза мусульман” вошли такие, уже известные нам лидеры джадидистского движения, как Р. Ибрагимов, Ю. Акчура, И. Гаспринский, С. Алкин, М. Бигиев, Г. Баруди, Г. Буби и еще восемь человек. В Казани печатными органами партии являлись газеты "Казан мухбире" ('Казанский вестник") и "Ахбар ('Известия').
К началу первой мировой войны партия татарских либералов сошла с политической арены. Правительство П.А. Столыпина стало проводить "политику русского национализма". Так, в 1910 г. им было проведено "Особое совещание по Приволжскому краю", на котором была выдвинута задача постепенного "обрусения инородцев". Усилились гонения на мусульман, обычным явлением стали аресты и обыски мусульманских деятелей. В 1911 г. властями было закрыто новометодное медресе "Иж-Буби", арестовано 14 мулл и учителей.
Словарная работа:
Джадидизм - (от арабского усул-и-джадид — новый метод), культурно-реформаторское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии в конце XIX — начале XXвв. Первоначально — узкое, культурническое движение за реформу старой системы мусульманского образования (обучение грамоте путём зазубривания отдельных сур Корана), за необходимость европейского образования для мусульман.
Кадимизм (от араб. — старый, древний) — консервативное движение в татарском обществе и среди мусульман России кон. XIX — нач. XX вв.Сторонники кадимизма защища-ли патриархальные устои жизни, вели активную борьбу против религиозного реформаторства, джадидизма, придерживались схоластической системы в области образования и воспитания.
Ваисовское движение — религиозно-общественное движение среди татарских крестьян, ремесленников, мелких торговцев Казанской губернии, возникшего в XIX веке на основе учения Бахаутдина Ваисова.
Рассказ ученика о деятельности Мухлиса Буби. Слайд 15
Мухлиса Буби – просветитель из деревни Иж-Буби Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне Агрызский район Татарстана). Первая в России женщина-казый (судья). Вместе с братьями Габдулла и Губайдулла Буби, она открывает школы джадидского направления.Более двадцати лет она занималась женским образованием, после чего стала членом Духовного управления мусульман (1917-1937). В 1930 году ее арестовывают, обвинив в контрреволюционной деятельности. Через семь лет тюрьмы приговаривают к смертной казни. 23 декабря 1937 года приговор приводится в исполнение путем расстрела. Сегодня о Мухлисе Буби вспоминают не только как о просветителе, религиозном деятеле, но и как о первом политике среди татарских женщин…
Мусульмане в Государственной думе. Слайд 16 - 17
Учитель:
Важное место в работе Думы всех четырех созывов занимала деятельность мусульманской фракции. Эта фракция состояла из депутатов от мусульманских народов Поволжья, Приуралья, Казахстана, Средней Азии, Кавказа и Крыма. Общими для ее членов были идеи национального и религиозного равноправия, развития языка, образования и культуры мусульманских народов. Программой фракции являлась программа партии "Союз мусульман".
Общее число мусульманских депутатов Думы за 1906-1917 гг. составило более 70 человек, около половины их них были татары и башкиры. В I Думу было избрано 24 депутата от мусульман России, из них - 12 татар; во II Думу - 34 депутата, 15 татар; в III Думу - 10 депутатов, семеро татар; в IV Думу - 7 депутатов, четверо татар. Таким образом, число мусульманских депутатов неуклонно сокращалось. Дело в том, что царское правительство путем внесения поправок в законы создавало затруднения для избирателей-мусульман. Так, в выборах в III Думу не смогло принять участие большинство мусульман Средней Азии, а по итогам выборов в IV Думу от Казанской губернии не прошел ни один депутат-татарин.
Выступление ученика о деятельности Садри Максуди. Слайд 18. Садри Максуди - депутат Государственной думы России, председатель парламента и правительства Национально - культурной автономии мусульман тюрко-татар Европейской России и Сибири, профессор возглавивший кафедру Сорбонны, профессор Анкарского и Стамбульского университетов, депутат турецкого парламента .
1906 году его избрали членом ЦК партии “Иттифак ал-муслимин”. Через год Максуди становится депутатом II и III-й Государственной Думы. Во II Думе является членом президиума и секретарем мусульманской фракции. Будучи депутатом в Думе, Максуди становится одним из признанных лидеров татарского либерализма. К его голосу прислушивались, поскольку как юрист, получивший диплом в Сорбонне, он требовал исполнения принятых самой же Думой законов и указов императора, например, о свободе вероисповедания в России. 16 ноября 1909 года, обращаясь к депутатам Думы, С.Максуди произнес слова, которые процитировали многие газеты: "... Рано или поздно я буду иметь такие же права, как и вы... До тех пор, пока вы не поймете, что существующие в России национальности имеют такое же право на самобытное существование, как вы, вы не в состоянии будете управлять государством".
Учитель: В 1907 году создается мусульманская трудовая группа (газета “Дума”). Редактор газеты "Дума" Калимулла Хасанов, показывая с трибуны кусок хлеба, которым питались его сельчане, более похожий на глину, перемешанную с соломой, уличал власти в разворовывании крестьянских земель. Недовольные его выступлением депутаты-черносотенцы и монархисты начали освистывать Хасанова и выкрикивать, что ему надо уехать в Турцию, как и другим татарам. Тогда депутат произнес слова, сделавшие его знаменитым: "Мы родились на этой земле, здесь мы живем и будем жить вместе с русским народом!". Слайд 19
Этот инцидент стал темой знаменитого стихотворения Г. Тукая 'Мы не уйдем!'
Подведем итоги:
- в начале века в Казанской губернии были созданы и действовали местные организации различных российских партий – от левых до правых.
- под влиянием революции 1905-1907 гг. на более высокую ступень поднялось татарское национальное движение.
- население нашего края накапливало опыт участия в выборах в Государственную Думу, а его представители – депутаты – опыт думской деятельности.
Дом работа. Подготовьте сообщение :
1) Жизнь и деятельность Гаяза Исхаки
2) Открытие первого татарского театра
Использованные литература и материалы.
- учебник “ История Татарстана. XX – начало XXI века”, – Б.Ф.Султанбеков - КАЗАНЬ “ТаРИХ” - 2006.
- учебник “История России XX – начало XXI века”, – А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брант – М., “Просвешение” - 2011.
- сайт “Моя Казань” http://kazan.ws
- Сайт http://www.tataroved.ru/
- Атлас “История Татарстана” Казань, ТаРИХ, 2001
- И.М.Фокеева “Национально-региональный компонент исторического образования”, - Казань “ТаРИХ” – 2003.