Широкое распространение и развитие бальной хореографии показало повышенный интерес к этому виду самодеятельного творчества у детей и родителей. Это объясняется высокой культурой и красотой его исполнения, зрелищностью и безграничными возможностями. Человек, увлекающийся бальными танцами, в течение всей жизни может хорошо владеть телом, укреплять нервную и дыхательную системы, поддерживать мышечный тонус, наслаждаясь при этом прекрасной музыкой.
Танец играет немаловажную роль и в воспитании детей. Это связано с многогранностью танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. В процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены. Танец оказывает большое влияние на формирование внутренней культуры человека. Занятия танцами органически связано с усвоением норм, этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, красота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – черты, которые воспитываются у обучающихся в процессе занятия танцами и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Занятия танцами помогают воспитывать характер ребенка. Бальный танец не только помогает украсить быт, но и способствуют формированию правильной и красивой осанки, изящных движений. Он вызывает положительные эмоции, создает хорошее настроение и оказывает благоприятное влияние на самочувствие и поведение человека. Учиться танцевать необходимо с детства.
Спортивные бальные танцы, помимо вышесказанного, формируют целеустремленность, выдержку, спортивный характер, активнее развивают физические данные ребенка. К спортивным бальным танцам относятся 10 танцев: 5 латиноамериканских (самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв) и 5 европейских (медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, быстрый фокстрот (квикстеп). Именно исполнение танцев европейской программы часто вызывает сложности у обучающихся, связанные с умением ориентироваться на танцевальной площадке.
У педагогов также могут возникнуть проблемы в процессе обучения детей направлениям и построениям в зале при изучении фигур танцев европейской программы. С целью минимизации трудностей мною запланирован, разработан и проведен открытый урок по теме “Изучение направлений на танцевальной площадке” с презентацией и применением раздаточного материала.
Ход урока
Начинается урок с разминки. Разминка - неотъемлемая часть урока, она не только подготавливает мышцы и суставы к нагрузке, но и развивает физические данные обучающихся. Упражнения разминки варьируются с учетом дальнейших действий детей на уроке. Причем, разминка проводится вне зависимости от типа урока (практика, анкетирование, контрольный, учебный и т.д.).
Перед изучением направлений всем обучающимся раздаются:
- Схема зала с нанесенными линией танца и центром <Приложение 1>.
- Рисунок циферблата часов с цифрами и центром <Приложение 2>.
- “Следы” правой и левой стоп <Приложения 3, Приложения 4>.
- Отрезок веревки (шнур) длиной 1 метр.
- Черный и красный маркеры.
- Теннисный мяч.
Далее начинается презентация (слайд 1). Дети берут в руки веревку, держа ее за концы и образуют овал, соединяя свои концы своих веревок в общий вытянутый круг, и кладут веревки на пол. После чего определяют центр зала, отмечая его мячом (слайд 2).
Следующим этапом становится определение понятий “линия танца” и “против часовой стрелки”. Для этого берутся рисунки циферблата, обучающиеся показывают, в каком направлении движутся стрелки, а педагог разъясняет, что движение в танце происходит против часовой стрелки. Это понятие закрепляется движением обычными шагами в нужном направлении, причем, не только лицом, но и спиной (слайд 3).
После этого необходимо приступить к объяснению того, что центр зала не статичен, он перемещается в зависимости от положения танцора в различных точках линии танца. Используется схема зала с нанесенным центром и слайд 4. Дети двигаются, меняя положение на площадке, и определяют положение центра, передвигая мяч.
Далее выясняем, что движение по кругу можно рассматривать как движение по прямой линии. Для этого каждый ребенок берет отрезок веревки и несколько раз растягивает его и вновь превращает в дугу, сводя и разводя руки. Используются слайды 5 и 6. На этом заканчивается подготовительная часть к раскрытию темы.
Приступаем к изучению основных направлений. Обучающиеся используют схему зала и черный маркер. Поворачиваясь по указанию педагога в различных направлениях (в центр, к стене, по линии танца, против линии танца), они рисуют стрелки на своих схемах, помечая их сокращенными подписями, ориентируясь на слайд 7. Чтобы закрепить изученное, дети определяют и направляют стопы в названные педагогом направления. Эти направления указываются не только лицом, но и спиной. Необходимо менять место расположение детей на линии танца, продвигая их против часовой стрелки по кругу (овалу) и использовать элементы игры или соревнования. Например, игра “На вылет”, когда по команде педагога обучающиеся встают в заданном направлении и “вылетают” те, кто встал неправильно.
Таким же образом определяются, наносятся на схему и закрепляются диагональные направления (слайд 8). Возможно использовать элементы игры “Скульптор”, когда, к примеру, партнер разворачивает партнершу в заданном педагогом направлении и наоборот.
Необходимо подчеркнуть, что я считаю игровые элементы, “живые” примеры, “лирические” отступления необходимыми для каждого урока и стараюсь показать связь танца с различными науками и видами искусства (алгебра и геометрия, физика, биология и анатомия, литература, живопись, скульптура, театр и т.д.).
В конце основной части урока разбираем шаги правого поворота в медленном вальсе с использованием “следов”, кладя их на пол в соответствии с указаниями педагога и слайдами (слайды 9-17).
Для закрепления изученного материала разбирается исполнение шагов правого поворота по прямой с указанием направлений педагогом и учащимися. После этого шаги правого поворота разбираются и исполняются по линии танца, определяется их направление.
Завершается закрепление изученного материала исполнением правого поворота по линии танца под музыку отдельно мальчиками и девочками. Девочки оценивают исполнение мальчиков (каждая – своего партнера) и наоборот.
В заключительной части подводятся итоги изучения темы и даются указания о необходимости самостоятельного и многократного повторения и закрепления понятий, терминов и, собственно, самих направлений с использованием раздаточного материала.
На уроке в качестве музыкального сопровождения используются мелодии медленного вальса без вокала из коллекции КСТ “Фаритон” <Приложение5>.
Время проведения: 17.45 – 18.30 (45 минут)
Возраст детей: 6-8 лет.
Тема | Изучение направлений на танцевальной площадке. |
Тип занятия | Учебное Занятие по изучению и систематизации понятий и терминов, необходимых для правильной ориентации на танцевальной площадке |
Цель занятия | Способствовать формированию умения ориентироваться на площадке для последующего изучения фигур и вариаций в танцах европейской и латиноамериканской программ |
Образовательные задачи | - обеспечить в ходе занятия изучение и
закрепление следующих основных понятий: линия
танца, центр, диагональ, стена, лицом-спиной,
направление; - обеспечить в ходе выполнения заданий закрепление следующих движений: 1-я и 2-я половины правого поворота; - продолжить формирование следующих специальных умений: умение исполнять фигуры в вариации в правильных направлениях |
Метапредметные задачи | Способствовать - развитию внимания, памяти, мышления, воображения, познавательного интереса; - формированию настойчивости и самостоятельности |
Личностные задачи | Формировать - навыки культуры речевого общения; - навыки культурного поведения; - умение точно и качественно выполнять каждое задание. Воспитывать - доброжелательность, общительность, готовность сотрудничать; - позитивное, дружеское общение партнера и партнерши |
Помещение и оборудование | Актовый зал с зеркалами. Проигрыватель, диски, компьютер, проектор. Раздаточный материал<Приложение1>: - схема зала с нанесенными линией танца и центром; - рисунок циферблата часов с цифрами и центром; - “следы” правой и левой стоп; - отрезок веревки (шнур) длиной 1 метр; - черный и красный маркеры; - теннисный мяч |
Применяемые технологии | - здоровьесберегающие; - игровые; - физического воспитания |
Этапы занятия
Содержание | Дозировка | Методические указания | |
Организационный этап | Построение, проверка присутствующих | 1 мин | Обратить внимание на форму обучающихся, на технику безопасности |
Постановка цели и задач занятия. | Сообщение цели и задач | 0,5 мин | Убедиться, что цель и задачи понятны обучающимся |
Подготовительная часть | Разминка | 10 мин | |
Упражнения для мышц шеи | 1 мин | Следить за скоростью исполнения** | |
Упражнения для мышц плечевого пояса | 1 мин | Следить за амплитудой исполнения** | |
Упражнения для мышц торса и спины | 2 мин | Колени выпрямлены ** | |
Упражнения для бедер | 2 мин | Колени выпрямлены** | |
Упражнения для коленей | 1,5 мин | Следить за постановкой спины* | |
Упражнения для мышц стопы | 1,5 мин | Колени выпрямлены* | |
Прыжки | 1 мин | Следить за дыханием | |
Восстановление дыхания | |||
* - контроль дыхания, ** - добавляется стретчинг | |||
Основная часть | 33 мин | ||
Изучение и практическое закрепление следующих основных понятий: линия танца, центр, диагональ, стена, лицом-спиной, направление с использованием презентации и раздаточного материала | 20 мин | Отметить необходимость практического закрепления изученных терминов и понятий после занятия с использованием раздаточного материала | |
Разбор правого поворота в медленном вальсе по прямой | 4 мин | Следить за осанкой, позицией стоп, направлениями | |
Разбор исполнения правого поворота в медленном вальсе по линии танца | 5 мин | Следить за осанкой, позицией стоп, направлениями | |
Протанцовка правого поворота по линии танца отдельно мальчиками и девочками с разбором ошибок самими обучающимися | 4 мин | Отметить положительные моменты у
каждой пары. Указать на недочеты и ошибки. Контролировать процесс обсуждения |
|
Заключительная часть | Построение, подведение итогов. | 0,5 мин |