Пояснительная записка
Актуальность введения данного курса связана с тем, что лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывает огромное влияние на окружающую человека среду, является ценностью для каждого человека.
Лес – замечательное творение природы. Это непросто элемент ландшафта и не только совокупность деревьев, в своем развитии влияющая на окружающую среду. Лес – это хорошо отлаженный живой механизм.
Вместе с тем велики темпы сокращения площади лесов мира.
Ежегодно леса вырубаются на огромных площадях. Ведущим фактором их сокращения является антропогенная деятельность, вырубки, пожары. Поэтому включение в содержание школьного образования курса “Лес и человек” является необходимостью сегодняшнего дня. Экологическое образование школьников является не только результатом, но и процессом, направленным на приобретение знаний и умений охранять окружающую среду, глубокое понимание необходимости заботы об окружающей природе, формирование ценностных ориентаций и оценочных суждений, приобретение опыта, принятия экологически грамотных решений.
Данный курс является интегрированным по биологии, географии, экологии.
Цель программы элективного курса: формирования у учащихся представлений о лесе как универсальной ценности, вовлечение обучающихся в конкретную экологическую деятельность.
Задачи элективного курса:
- Обучение школьников к специальным навыкам исследования природы;
- Привлечение к опытно – исследовательской работе;
- Решение экологических проблем своего края;
- Профессиональная ориентация учащихся;
- Пропаганда охраны природы среди учащихся.
- В процессе освоения курса обучающиеся приобретают следующие умения:
- Наблюдение и описание влияния леса на микроклимат, установление зависимости между интенсивностью растительного покрова и факторами среды;
- Составление схем пищевых цепей в лесном сообществе;
- Выявление влияния антропогенного фактора на лесное сообщество;
- Представление результатов деятельности в виде отчетов и таблиц.
- Перечисленные умения формируются на основе знаний о лесоведении, закономерностях распространения различных типов лесов нашей планеты, России, Амурской области.
- Изучение взаимоотношений человека и лесных экосистем, истории лесопользования является побуждающим мотивом к разумному отношению, оценки состояния и охране лесов своей местности, выбору профессий, связанных с лесом.
Участвуя, в работе элективного курса обучающиеся, углубят свои знания об окружающем мире, познакомятся с такими методами исследования как наблюдение, учет, измерение. В результате идет формирование умений первичного сбора материалов, обработки полученных данных, их анализа, практического участия в делах по охране природы родного края.
Элективный курс “Лес и человек”
- Рассчитан на детей – 12-13 лет
- Количество часов – 35 часов
- Программа элективного курса модифицированная.
- Срок реализации программы 1 год.
- Изучение курса рассчитано на 35 часов, по 1 часу в неделю.
При изучении следующих тем необходимо соблюдение техники безопасности:
- Путешествие в лесную страну;
- Сезонные явления в лесу;
- Фенология
Методы работы:
- Поисково-исследовательский;
- Самореализация через различные творческие дела;
- Коллективный подход
Формы и приёмы работы:
- Практические работы;
- Экскурсии в природу;
- Изучение научной и художественной литературы;
- Фенологические наблюдения;
- Изучения флоры своей малой родины;
- Наблюдения за природными объектами
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Теория | Практические занятия | Экскурсии | Форма контроля |
1 | Техника безопасности. Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | Техника безопасности | |
2 | Лес и человек | 2 | 2 | Анкета | ||
3 | Озеленение школьного двора | 4 | 4 | |||
4 | Лес в истории разных народов | 1 | 1 | Сообщение | ||
5 | Составление родословного герба | 2 | 1 | 1 | Оформление схем; выставка работ | |
6 | Лес как среда обитания | 3 | 1 | 1 | 1 | |
7 | Изучение флоры своей малой родины | 2 | 2 | Работа с гербарными коллекциями, справочной литературой, натуральными объектами | ||
8 | Сезонные явления в лесу | 1 | 1 | Оформление отчета; дневников наблюдения | ||
9 | Лесное сообщество | 1 | 1 | Работа с дидактическим материалом | ||
10 | Изучение коллекции древесных пород | 1 | 1 | Работа с коллекцией спилов | ||
11 | Лесоведение – наука о лесе. | 2 | 1 | 1 | Презентация | |
12 | Ярусы леса | 2 | 1 | 1 | Презентация | |
13 | Путешествие в лесную страну | 1 | 1 | Конкурс - игра | ||
14 | Устный журнал “Красная книга леса”. |
4 | 4 | Сообщение. Фотоконкурс |
||
15 | Ценные хвойные леса нашей местности | 2 | 1 | 1 | Карточки-задания | |
16 | Влияние антропогенного фактора на лесную экосистему | 2 | 1 | 1 | Решение экологических задач | |
18 | Заключение. Будущее нашего леса | 3 | 3 | Школьная научно – практическая конференция | ||
Итого: | 11 | 21 | 3 |
Содержание занятий
Тема №1 “Техника безопасности. Вводное занятие” - 2 часа
Техника безопасности на занятиях по элективному курсу, при работе с гербарными экземплярами, во время экскурсий в природу, выполнении практических работ.
Практическая работа №1 “Оформление гербария”
Тема №2 “Лес и человек” - 2 часа
Значение леса в природе и жизни человека. Лесные экосистемы – основная часть биосферы. Изменение облика лесов в результате разнообразной деятельности человека. Необходимость сохранения и восстановления лесов. Значение леса в природе и жизни человека. Лес – наше богатство.
Тема №3 “Озеленение школьного двора” - 4 часа
Осенние посадки на школьном дендрарии. Дизайнерские находки. Оформление дорожек. Обрезка кустарников. Уборка сорных трав. Участие в школьной фотовыставке.
Тема №4 “Лес в истории разных народов” - 1 час
Истоки возникновения верований, обожествляющих лес, его обитателей. Языческие и религиозные обряды, связанные с деятельностью человека в лесу. Лес в мифах, легендах и представлениях разных народов Древнего мира: Древней Греции, Рима, народов населяющих в настоящее время Индию, Мадагаскар, Северную и Южную Америку, Европу.
Тотемные животные и растения.
Тема №5 “Составление родословного герба” - 2 часа
Лесные растения и животные на древних родовых гербах и флагах разных стран (Ливан, Канада, Мексика) и городов России.
Киноочерк “Деревянная старина”.
Оформление схемы родового герба.
Практическая работа №2 “Составление родового герба”
Тема №6 “Лес как среда обитания” - 3 часа
Аспекты рассмотрения леса как среды обитания с экологической точки зрения. Подходы его изучения.
Экскурсия № 1. Поход в лес – ознакомление с видами лесной экосистемы.
Практическая работа№3 “ Определение возраста дерева в лесу”
Тема №7 “Изучение флоры своей малой родины” - 2 часа
Практическая работа№4 “Изучение флоры своей малой родины”
Работа с гербарными коллекциями, справочной литературой, натуральными объектами.
Тема №8 “Сезонные явления в лесу”- 1 час
Содержание экскурсии: экологические ценности; отношение к природ; поведение в природе и ответственность за свои действия; ответственность за состояние природы
Экскурсия №2 Сезонные явления в лесу
Тема №9 “Лесное сообщество” - 1 час
Принципы деятельности в лесном сообществе. Не подчинять, а дружить с Природой. Действовать не вопреки, а согласно законам Природы.
Учиться бережному обращению с Природой.
Тема №10 “Изучение коллекции древесных пород” - 1 час
Практическая работа№5 “Изучение коллекции древесных пород”
Тема №11 “Лесоведение – наука о лесе” - 2 часа
Основоположник о лесе – русский ученый Г.Ф. Морозов. Леса планеты.
Профессии, связанные с лесом.
Практическая работа№6 “Организация экспериментальной площадки на определенном участке леса”
Тема №12 “Ярусы леса” - 2 часа
Взаимосвязь ярусов леса. Составление пищевых связей в лесном сообществе. Производители органического веществ, потребители и разрушители органического вещества. Цепи питания в лесном сообществе. Пищевые цепи. Практическая работа№7“Цепи питания в лесном сообществе”
Тема №13 “Путешествие в лесную страну” - 1 час
Конкурс-игра. Познакомить учащихся в игровой форме с природными экосистемами, в целях воспитания у учащихся бережного отношения к природе , углубления знания школьников в области окружающей среды.
Тема №14 Устный журнал “Красная книга леса”- 4 часа
Презентация своего опыта.
Тема №15 “Ценные хвойные леса нашей местности” - 2 часа
Характеристика деревьев: лиственница, сосна, кедр и другие породы как ель, береза, тополь. Темпы роста лесозаготовки. Положительные и отрицательные стороны. Расчет количества расходуемой древесины за отопительный сезон в каждой семье.
Практическая работа №8 “Расчет количества расходуемой древесины”
Тема №16 “Влияние антропогенного фактора на лесную экосистему” - 2 часа
Ознакомление с причинами пожара , распространенные виды вредителей. Борьба с ними. Экологическое образование учащихся с использованием имеющихся опыта и достижений науки, знаний о природе.
Экскурсия №3 Состояние экосистемы
Тема №17 “Заключение. Будущее нашего леса”- 3 часа
Школьная научно-практическая конференция.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата проведения | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Формы контроля | |
План | Факт | ||||
1 | Техника безопасности. Вводное занятие. | Техника безопасности | Инструктаж | ||
2 | Практическая работа №1 “Оформление гербария” | Практическое занятие | Оформленный гербарии | ||
3 | Лес и человек | Презентация | Работа с дневниками наблюдения |
||
4 | Лес и человек | Анкета | Входное тестирование | ||
5 | Озеленение школьного двора | Практическое занятие | Отчет | ||
6 | Озеленение школьного двора | Практическое занятие | Отчет | ||
7 | Озеленение школьного двора | Практическое занятие | Отчет | ||
8 | Озеленение школьного двора | Практическое занятие | Отчет | ||
9 | Лес в истории разных народов | Сообщение | Эстафета “Экодетство” | ||
10 | Составление родословного герба | Оформление схем | Выставка работ | ||
11 | Практическая работа№2 “Составление родового герба” | Практическое занятие | Отчет | ||
12 | Лес как среда обитания | Работа с дидактическим материалом | Отчет | ||
13 | Экскурсия № 1. Поход в лес – ознакомление с видами лесной экосистемы. | Экскурсия | Отчет | ||
14 | Практическая работа№3 “ Определение возраста дерева в лесу” | Практическая работа | Отчет | ||
15 | Практическая работа№4 “Изучение флоры своей малой родины” | Работа с гербарными коллекциями | Отчет | ||
16 | Практическая работа№4 “Изучение флоры своей малой родины” | Работа со справочной литературой, натуральными объектами | Отчет | ||
17 | Экскурсия №2 Сезонные явления в лесу | Оформление отчета; дневников наблюдения | Отчет | ||
18 | Лесное сообщество | Работа с дидактическим материалом | Эстафета “Экодетство” | ||
19 | Практическая работа№5 “Изучение коллекции древесных пород” |
Работа с коллекцией спилов | Отчет | ||
20 | Лесоведение – наука о лесе. | Презентация | Проектный продукт | ||
21 | Практическая работа№6 “Организация экспериментальной площадки на определенном участке леса” | Практическая работа | Отчет | ||
22 | Ярусы леса | Презентация | Проектный продукт | ||
23 | Практическая работа№7 “Цепи питания в лесном сообществе” | Практическая работа | Отчет | ||
24 | Путешествие в лесную страну | Конкурс-игра | Статья в школьную газету | ||
25 | Устный журнал “Красная книга леса”. | Подготовка Фотоконкурс |
Выпуск школьной газеты | ||
26 | Устный журнал “Красная книга леса”. | Сообщение. Фотоконкурс |
Выпуск школьной газеты | ||
27 | Устный журнал “Красная книга леса”. | Биологические стихотворения | Выпуск школьной газеты | ||
28 | Устный журнал “Красная книга леса”. | Оформление Презентация |
Выпуск школьной газеты | ||
29 | Ценные хвойные леса нашей местности | Карточки-задания | Эстафета “Экодетство” | ||
30 | Практическая работа№8 “Расчет количества расходуемой древесины” | Практическая работа | Отчет | ||
31 | Влияние антропогенного фактора на лесную экосистему | Решение экологических задач | Отчет | ||
32 | Экскурсия №3 Состояние экосистемы | Работа в природе | Отчет | ||
33 | Заключение. Будущее нашего леса | Школьная научно-практическая конференция | Презентация проектного продукта | ||
34 | Заключение. Будущее нашего леса | Школьная научно-практическая конференция | Презентация проектного продукта | ||
35 | Заключение. Будущее нашего леса | Школьная научно-практическая конференция | Презентация проектного продукта |
Литература для учителя
- А.В. Абатурова. Лесная древесная растительность как индикатор состояния окружающей среды. – М.: Наука, 1992
- С.В.Алексеев, Н.В. Груздева и др. Практикум по экологии: Учебное пособие– М.: АО МДС, 1997 год
- М.Г. Вахромеева. Растения Красной книги СССР.- М.: Педагогига, 1990 год
- Н.Б. Гроздова. Занимательная дендрология. – М.: Лесная промышленность.1991 год
- М.А. Гуленкова М.А. Летняя полевая практика по ботанике. – М.: Просвещение. 1986 год
- А.Н. Захлебный. Изучение и охрана окружающей среды. – М.: Наука, 1992 год
Литература для учащихся
- В.В. Бианки. Лесная газета. – М.:Правда, 1986 год
- Р.К.Баладин. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988 год
- Т.Г.Зорин. Школьникам о лесе. – М.: Лесная промышленность, 1967 год
- Лесная травянистая растительность.
- Биология и охрана.: Справочник
- Лесная энциклопедия: в 2 т. – М.: Советская энциклопедия, 1986 год